Четыре дня знакомилась с московским образованием делегация руководителей образовательных учреждений Уфы. Завершился визит управленцев в Москву продолжительной встречей с министром образования Москвы Исааком Калиной, который подробно рассказал о событиях в педагогической жизни столицы, о реализации государственной программы «Столичное образование».
По знаменательному совпадению уфимские коллеги жили в общежитии Московского колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента, а значит, могли открыто, без всяких ограничений знакомиться с жизнью этого колледжа, который возглавляет Зоя Данилова. Особенно понравилось гостям, что на базе колледжа создан и работает Дом ветеранов педагогического труда, что каждый год для 660 ветеранов (каждый месяц тут поочередно отдыхают группы пенсионеров-педагогов из разных округов Москвы) организуют автобусные экскурсии по Москве, посещения музеев, театров, Кремлевского дворца, Большого зала консерватории, Концертного зала имени Павла Слободкина, что Дом ветеранов плодотворно сотрудничает с фондом И.Архиповой, Культурным центром – музеем В.Высоцкого, музеями М.Цветаевой, С.Есенина, «Лефортово», Московским городским Домом учителя, что для отдыхающих ветеранов проводят «Музыкальные салоны», «Литературные гостиные», творческие встречи с театральными и музыкальными деятелями, праздники. Уфимцев порадовало, что ветераны-педагоги встречаются со студентами колледжа, передают им свой опыт, разговаривают о жизни, дают ребятам необходимые практические советы.Наблюдали гости за всем происходящим в колледже, можно сказать, профессионально, ведь в составе делегации были начальник Управления образования Уфы Елена Хаффазова, начальник Ленинского районного отдела образования Уфы Венера Гафарова, директор лицея №46 Галина Еремина, ее заместитель Альбина Ахматнурова и учитель информатики и вычислительной техники лицея Валентина Склянова, директор уфимской школы №35 Марина Мавлютова.В последний день пребывания в Москве гости из Уфы весьма подробно ознакомились непосредственно с учебным процессом в колледже. Они побывали в аудиториях учебного корпуса, библиотеке, посетили швейные мастерские, мастерскую-лабораторию «Основы зеленого строительства», ресурсный центр «Индустрия чистоты», учебную гостиницу. Педагоги колледжа подробно рассказали о том, что колледж был основан в 1919 году как школа фабрично-заводского ученичества завода «Красный богатырь» для подготовки квалифицированных рабочих. Сегодня бывшая школа ФЗУ стала современным многопрофильным и многоуровневым образовательным учреждением, которое ведет подготовку высококвалифицированных специалистов среднего звена и рабочих для предприятий и организаций Москвы по 19 основным профессиональным образовательным программам: по специальностям среднего профессионального образования базовой подготовки – «гостиничный сервис», «сервис домашнего и коммунального хозяйства», «туризм», «банковское дело», «коммерция (по отраслям)», «право и организация социального обеспечения», «прикладная информатика», «техническое обслуживание и ремонт автомобилей»; по специальностям среднего профессионального образования углубленной подготовки – «экономика и бухгалтерский учет», «страховое дело», «документационное обеспечение управления и архивоведение»; по профессиям НПО: «администратор», «мастер по обработке цифровой информации (оператор ЭВМ)», «монтажник РЭА и приборов», «автомеханик»; по программам профессиональной подготовки (для выпускников специальных коррекционных школ VIII вида) – «горничная», «машинист уборочных машин», «рабочий зеленого хозяйства», «швея».Таким образом, колледж готов удовлетворить потребности в образовании различных социальных слоев современного общества.В колледже разработана программа профессионального воспитания обучающихся, в рамках которой проводится марафон молодых профессионалов, который начинается с экскурсии на предприятия социальных партнеров. Цикл мероприятий продолжает классный час о профессии под единой темой «Моя профессия – моему городу», музыкальная визитка профессии, конкурс «Арт-профи фото» и заканчивается внутриколледжным конкурсом профессионального мастерства «Лучший по профессии» и олимпиадой по специальности. Победители участвуют в городском конкурсе профмастерства «Московские мастера» для детей с ОВЗ и имеют стабильный успех.В колледже созданы реальные рабочие места для отработки практических навыков по профессии. Совместно с Департаментом занятости на базе швейных мастерских работает мобильная бригада по изготовлению швейной продукции. Горничные работают на базе учебной гостиницы и в Доме ветеранов педагогического труда. На основании трехстороннего соглашения с крупной строительной компанией «Донстрой» и социальным патнером колледжа ЗАО «Примекс» производственное обучение в группах клинеров организовано на территории ЖК «Лосинный остров», рабочие зеленого хозяйства выращивают и реализуют цветочную рассаду. Практически во всех группах профессиональной подготовки ребята одновременно учатся и зарабатывают.Свои творческие способности ребята реализуют в кружках художественной самодеятельности, технического и художественного творчества, в спортивных секциях. Традиционным стало проведение соревнований по инваспорту. Стратегическая цель программы развития КИГМ №23, разработанной на период до 2016 года, – создание жизнеспособной модели многопрофильного колледжа как центра доступного непрерывного профессионального образования.Из всего рассказанного и показанного уфимцев особенно заинтересовала работа с ребятами, имеющими ограниченные возможности развития, поэтому состоялся круглый стол, где гости и хозяева – педагоги колледжа поговорили о проблемах инклюзивного образования, об экспериментальной деятельности с детьми, имеющими ОВЗ. О работе колледжа в области инклюзии подробно рассказала заместитель директора колледжа по учебно-производственной работе и дополнительному профессиональному образованию Мунавар Семечева. Мунавар Каюмовна сразу отметила, что колледж можно представить как некий социальный проект. В колледже обучаются 1087 учащихся, наряду с сохранными обучающимися тут обучают детей-сирот (251 человек), детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов (87 человек). Обучение детей с ОВЗ колледж ведет с 1993 года (слабовидящие, слабослышащие, дети с ДЦП), причем в разные годы число таких детей было разным, иногда на параллели обучали по две группы, и их численность доходила до 144 человек.Дети с ОВЗ в основном занимаются в группах профессиональной подготовки, которая служит одним из методов коррекции психофизического развития, способствует развитию положительных личностных качеств и накоплению социального опыта ребенка.Для эффективного сопровождения обучения таких учащихся в колледже есть психолого-медико-педагогическая служба (3 социальных педагога, 3 педагога-психолога, 2 сурдопереводчика и 4 медицинских работника), задача которой – создание адаптивной среды, обеспечивающей интеграцию детей с ОВЗ в коллектив обучающихся, мастера производственного обучения и преподаватели, которые работают с такими детьми. В 2011-2012 учебном году в рамках деятельности Всероссийского фонда помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, колледж выиграл грант «Я профессионал», в рамках которого проводилась работа с детьми-инвалидами по их социализации и адаптации в колледже. В программе развития колледжа предусмотрена система реализации десяти внутренних проектов, среди них есть и проекты социальной направленности, «Школа успеха» – программа подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с ОВЗ, программа совместного взаимодействия с Богородским храмом по оказанию помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, по возрождению устоев нравственности и формированию толерантной среды колледжа. Колледж участвует в городской выставке ремесел и изделий художественного творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья.Приоритетность инклюзивного образования, подчеркнула Мунавар Каюмовна, не означает отказа от системы специального образования. Специальное образование – основной ресурс (кадровый, методический, практический) для инклюзии, и интегрированное (инклюзивное) обучение – магистральный путь для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья.Гости из Уфы высоко оценили работу столичного колледжа.Мнение по поводуИсаак КАЛИНА, министр образования Москвы:Для системы столичного образования очень важно мнение коллег, приезжающих в Москву из различных регионов России. Наверное, мы уже немного пригляделись к тому, что делаем в столице, а наши уфимские коллеги с огромным интересом, с огромнейшим уважением оценили то, что сегодня происходит в системе образования Москвы, все те изменения, все те результаты, которые нынче есть у нашей системы образования. Все сделанное в Москве вызывает у них желание перенимать наш опыт. Я хочу поблагодарить директора Колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента Зою Данилову за ту обстановку, которая была создана во время пребывания наших гостей.
Комментарии