Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Колледж объединяется с детским садом

УГ - Москва, №20 от 17 мая 2011. Читать номер
Автор:

Основная цель, стоящая сегодня перед колледжем, – подготовка квалифицированных специалистов-практиков, способных осваивать и применять для работы самые современные технологии воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня в колледже развивается многоуровневая структура подготовки и переподготовки специалистов, создаются модули дополнительного профессионального и дополнительного образования для воспитателей, нянь, гувернеров, родителей, пенсионеров.

Два года работы по созданию концепции практико-ориентированного образования позволили нам решить одну из основных проблем, стоящих перед учебными заведениями, – это создание команды, которая готова решать поставленные задачи. Целый год был целенаправленно потрачен на психологическую перестройку преподавателей, формирование нового мышления, на переобучение педагогов, способных работать в новом режиме и по новым технологиям. В результате на сегодняшний день мы имеем новый опыт преподавания в системе профессиональной подготовки и в системе дополнительного профессионального и дополнительного образования, создали и создаем авторские программы и методики, разрабатываем практико-ориентированные уроки в учебных лабораториях. Ведь прежде чем выйти на практику к детям, студент должен отработать определенные компетенции в колледже, вначале на своей группе, а потом и с привлечением детей. Сейчас мы разрабатываем технологию внедрения такой системы в колледже. В связи с этим совершенно необходимо создание материально-технических условий, и в первую очередь кабинетов-лабораторий. Наши кабинеты-лаборатории созданы и спроектированы самими преподавателями, которые работают в этих лабораториях, написаны и реализованы целые программы развития этих кабинетов. Кабинеты работают в нескольких режимах: как учебные аудитории, как лаборатории для проведения практических занятий со студентами, как место проведения курсов повышения квалификации по соответствующей тематике, как место консультаций для родителей и детей. В принципе возможности деятельности этих кабинетов-лабораторий неограничены.Для реализации программ, связанных с детством, мы вышли с инициативой присоединения к колледжу двух близлежащих детских садов: детского сада для детей с особыми потребностями и детского сада развивающего типа. Эти детские сады могут служить стажировочными площадками для студентов для отработки определенных компетенций, базой для волонтерства студентов, а также для внедрения и апробации разнообразных методик и технологий, по которым обучаются студенты. Кроме этого, детские сады могут приносить реальный доход за счет внедрения дополнительных образовательных услуг для детей, не посещающих дошкольные учреждения, и для родителей. У нас уже накоплен набор услуг, которые мы можем предложить родителям и другим категориям населения. Открытие ЦИПРА на базе колледжа также позволит решать многие задачи. Однако здесь мы сталкиваемся с трудностями организационно-правового характера, здесь мы надеемся на реальную помощь Департамента образования.Уже с этого года в колледже действуют в рамках семейного клуба различные студии для детей и родителей, консультационный центр, которые со временем также будут приносить реальные доходы колледжу.Одна из приоритетных задач колледжей – включение их в систему подготовки бакалавров, а также открытие на базе педагогических колледжей профильных педагогических классов. Сейчас мы разрабатываем систему участия студентов в различных социальных проектах. Во-первых, это благотворительные акции. В этом году у нас в колледже прошла такая благотворительная акция совместно с Санкт-Петербургом, Липецком, Калининградом в помощь детям-инвалидам. Организаторами этой акции выступили педагогический колледж №6 и Институт игровых технологий Санкт-Петербурга. Кроме того, мы стали организаторами и участниками международных детских и молодежных интернет-конкурсов, а также спонсорами международных детских конкурсов, причем студенты колледжа входят в состав жюри этих конкурсов. В настоящее время совместно с банковским колледжем №15 и Московским центром инноваций и высоких технологий наши студенты приняли участие в конкурсе предпринимательских проектов, представив проект «Семейный клуб: самая счастливая семья».В системе педагогического образования волонтерское движение не развито. Однако, как оказалось, оно имеет очень большие перспективы. Осваивая новые технологии работы с детьми в рамках дополнительного профессионального и дополнительного образования, студенты подчас не имеют возможности их отработки. В результате мы обучаем специалистов, которые знают теорию, но не могут применить ее на практике. Например, осваивая арт-технологии или технологии работы с песком или изготовления кукол из ФИМО и глины, студенты в лучшем случае проведут несколько занятий с детьми в рамках ВКР или проектной деятельности. Другое дело, когда к полученному сертификату за прослушанные теоретические занятия они должны будут отработать как волонтеры с детьми или молодежью. Это могут быть колледжи, у нас уже есть договоренность с колледжем №39 о совместном сотрудничестве в рамках проекта «Волонтерское движение», где наши студенты могут отрабатывать практические часы в рамках дополнительного образования со студентами колледжа, которые имеют особые потребности (нарушение слуха) по программам арт-терапии (специальность «педагог дополнительного образования»). Также это могут быть базовые детские сады, а лучше, если это будет наш детский сад, ЦИПР, где студенты будут иметь возможность как волонтеры отработать определенное количество часов в рамках той или иной программы дополнительного образования, которое они получили в колледже. Только тогда они смогут получить сертификат о прохождении курса, семинара с рекомендательными письмами от работодателей. Кроме этого, студенты могут работать как волонтеры и в колледже, например в детских студиях. Здесь выстраивается целая система взаимодействия преподавателя и студентов. Вначале студенты наблюдают, как преподаватель взаимодействует с детьми, ведет занятие. На следующем этапе они подключаются как помощники, и только на третьем этапе студенты под руководством преподавателя составляют индивидуальные программы работы с детьми и работают самостоятельно. Такой подход можно внедрять как в структуру организации практических занятий по профессиональным модулям ФГОСТ, так и в систему дополнительного образования колледжа. А население города сможет получить недорогие услуги по индивидуальным программам развития как нормативных детей, так и детей с особыми потребностями. Сейчас мы начинаем апробацию этой системы в курсе «Арт-студия» и «Раннее детство».Система дополнительного образования – это, конечно, та сфера, которую необходимо расширять в колледже, и не только для студентов, которые сейчас учатся, но и для будущих абитуриентов, и для молодежи района. Сейчас уже разработаны абилитационные программы – сказкотерапия, арт-терапия, в настоящее время мы ведем переговоры о курсах по коучингу.Сейчас активно обсуждается проблема тьюторства и коуч-наставничества, совместно с НИИРПО мы прорабатываем два новых подхода к организации учебного процесса на основе тьюторства и коуч-наставничества. Обе системы имеют свои плюсы и минусы в действующей нормативной базе.В системе Long life learning встает вопрос о работе со взрослой категорией населения, которую мы рассматриваем не только как повышение квалификации и переподготовки, но и как раскрытие возможностей человека на разных этапах его жизни.В настоящее время в колледже уже проходят курсы повышения квалификации по пяти программам. Причем курсы мы строим на основе гибкой модульной системы с индивидуальным планом освоения некоторых, уже пролицензирована программа переподготовки по специальности «няня». Здесь возникает потребность в кадровом агентстве, которое возьмет на себя функцию трудоустройства, кооперации с колледжами предпринимательства, сферы услуг и другими организациями и учреждениями. Учитывая международный опыт, многие пенсионеры могли бы участвовать в волонтерском движении и в реализации социальных проектов.Работая в тесном взаимодействии с муниципальным образованием Дорогомилово, мы понимаем, что в районе нет организаций, которые обеспечивали бы работу с пенсионерами. В рамках нашей программы «Обучение в течение всей жизни» педагогический колледж как раз смог бы взять на себя работу и с этой категорией населения.Одна из перспектив внедрения новых финансово-экономических механизмов в систему среднего педагогического образования – расширение спектра внебюджетной деятельности и оказание платных дополнительных образовательных услуг населению. Перечень образовательных услуг и уровень доходов педагогического колледжа от внебюджетной деятельности в настоящее время недостаточны и далеки от реальных возможностей колледжа. Мы, конечно, не отраслевые колледжи, у нас нет таких производственных помещений и оборудования, на которых может выпускаться продукция. Но, как показывает опыт, услуги педагогического колледжа востребованы у населения Москвы. Мы могли бы стать альтернативой огромному количеству частных развивающих центров, где подчас работают непрофессионалы, и, по отзывам родителей, услуги оказываются достаточно низкого качества. Поэтому в программу развития колледжа мы включили развитие сервисных, консалтинговых услуг, фандрайзинга.В рамках фандрайзинга мы предлагаем такие виды деятельности, как разработка социальных и образовательных проектов для участия в конкурсах международных и российских фондов, выделяющих средства на развитие образования; создание эндаумент-фонда, формируемого за счет пожертвований и благотворительных взносов; создание соответствующей инфраструктуры (ассоциации) для эффективной коммуникации с выпускниками, системного взаимодействия с образовательными учреждениями, корпорациями и благотворительными фондами, работающими в сфере образования; а также выделение средств для поддержки выпускников, желающих открыть частные детские сады. Конечно же, мы не представляем своего существования без тесного сотрудничества с ведущими дошкольными образовательными учреждениями Москвы, ресурсными центрами, работающими по программе «Московское образование: от младенчества до школы».Наталья ВОРОБЬЕВА, кандидат педагогических наук, заместитель директора педагогического колледжа №6


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту