Всероссийский обучающий семинар для профлидеров учреждений СПО и представителей региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, курирующих вопросы среднего профессионального образования, стал площадкой для обсуждения многих проблем, волнующих сегодня колледжи и техникумы. В итоговой резолюции участники семинара обозначили вопросы, требующие решения на федеральном уровне. Они касаются досрочных пенсий педагогов, работающих в учреждениях среднего профессионального образования, повышения уровня оплаты труда преподавателей и стипендий студентов, проведения занятий «Разговоры о важном», судьбы колледжей малых городов.
На обучение в Москву приехали представители профсоюза из 63 регионов России. В режиме онлайн к семинару присоединились работники профессиональных образовательных организаций, больше половины из них – руководители учреждений.
Встречу открыли президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, советник министра просвещения РФ, заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по просвещению и воспитанию Наталия Золотарева и заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Вадим Дудин. Программа семинара включала доклады, презентации, круглые столы.
О ключевых направлениях развития среднего профессионального образования в Российской Федерации говорила в своем выступлении Марина Софронова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ.
Ориентиры развития СПО в разрезе требований новых федеральных государственных образовательных стандартов представила Оксана Бондарь, проректор Института развития профессионального образования.
Обширный тематический блок подготовили представители профсоюзной стороны. Об универсальном рецепте мотивации профсоюзного членства говорили с заместителем председателя Общероссийского Профсоюза образования Ларисой Солодиловой. Новые социокультурные условия деятельности профсоюзных организаций стали темой выступления Раиса Загидуллина, кандидата педагогических наук, научного руководителя Учебного центра профсоюза.
Актуальные вопросы организации труда и заработной платы осветила эксперт департамента общего образования аппарата профсоюза Вера Понкратова, о системе общественного контроля по охране труда в образовательных учреждениях рассказал Антон Парубенко, главный специалист департамента охраны труда и здоровья аппарата профсоюза.
Об особенностях составления коллективного договора профессиональной образовательной организации говорил Василий Александров, заместитель председателя профкома работников Рязанского государственного радиотехнического университета, руководитель ведомственной лаборатории по анализу эффективности коллективных договоров.
Шаги навстречу
Среди шагов, свидетельствующих об усилении внимания к системе СПО со стороны государства, участники семинара отметили указ Президента России 2022 года, которым учрежден День среднего профессионального образования – 2 октября. В сентябре 2023 года вопросы СПО рассматривались на совместном заседании Государственного совета и Совета при Президенте РФ по науке и образованию. Его итоги во многом определили ориентиры развития системы СПО на перспективу.
Отдельное направление деятельности Министерства просвещения РФ – совершенствование содержания среднего профессионального образования. Разрабатываются и утверждаются федеральные государственные образовательные стандарты СПО с учетом эксперимента в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Установлены единые сроки для освоения общеобразовательных дисциплин, приведены к единообразию общие компетенции и формы государственной итоговой аттестации.
Утвержден новый перечень профессий и специальностей СПО. В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» ведется обновление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, создаются новые мастерские, центры опережающей профессиональной подготовки и образовательно-производственные центры (кластеры). Для развития инфраструктуры СПО выделяются дополнительные средства из федерального бюджета и предусматривается софинансирование со стороны предприятий.
Плоды совместных усилий
Всероссийские семинары для представителей системы СПО Общероссийский Профсоюз образования проводит с 2017 года. Они стали важной площадкой для взаимодействия с социальными партнерами и обсуждения дискуссионных тем.
Участники нынешней встречи поблагодарили представителей Министерства просвещения РФ и Института развития профессионального образования за решение вопросов, которые поднимались на семинарах предыдущих лет. Вот некоторые итоги.
С 1 сентября 2021 года кураторы групп техникумов и колледжей включены в категорию получателей ежемесячных доплат за классное руководство в размере 5 тысяч рублей. А с января 2022 года эта выплата стала распространяться на кураторов, которые работают в структурных подразделениях вузов, реализующих программы СПО.
С 2021 года Минпросвещения России при поддержке Общероссийского Профсоюза образования проводит Всероссийский конкурс «Мастер года», в состав оргкомитета вошла председатель профсоюза Галина Меркулова. С 2022 года профсоюз утвердил призовой фонд в размере 100 тысяч рублей для награждения в номинации «Признание профессионального сообщества».
В феврале 2023 года внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в РФ», позволяющие проводить практическую подготовку студентов СПО у индивидуальных предпринимателей.
Как привлечь и закрепить кадры?
Вместе с тем остаются проблемы, для решения которых требуются определенные шаги со стороны федеральных органов власти. Они подробно изложены в резолюции, с которой участники семинара обратились в адрес руководства Министерства просвещения РФ, депутатов Государственной Думы, Союза директоров средних специальных учебных заведений России.
Кадровое обеспечение системы СПО – один из самых важных вопросов. Статистические данные, озвученные на коллегии Минпросвещения в 2023 году, показывают, что в профессиональных образовательных организациях доля лиц моложе 25 лет среди преподавателей составила 5,09%, старше 65 лет – 11,14%; среди мастеров производственного обучения – соответственно 7,58% и 8,84%. Очень сложно удержать молодого специалиста, когда базовая ставка заработной платы составляет в среднем 14000 рублей, а доплат за квалификационную категорию и стаж у него нет.
Вторая проблема – нехватка педагогов-специалистов, ведущих предметы профессионального цикла, поскольку педагогические вузы их не готовят, а привлечь хорошего специалиста к преподаванию при небольшой зарплате затруднительно.
Участники семинара предложили рассмотреть возможность увеличения целевого показателя – соотношения средней зарплаты работников профессиональных образовательных организаций и средней зарплаты по региону – со 100% до 150% и определить условия финансового обеспечения реализации этих мер в субъектах РФ с учетом необходимого увеличения объема поддержки из федерального бюджета.
Другим способом материальной поддержки лучших педагогов и мастеров СПО могут стать гранты по примеру поощрения лучших учителей на федеральном уровне. Во многих регионах есть такой опыт, но, как правило, он касается молодых специалистов школ и детских садов. А примеры грантовой поддержки специалистов СПО – единичные. Например, в Республике Татарстан ежегодно 40 лучших преподавателей и столько же лучших мастеров производственного обучения получают грантовую поддержку в виде ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 8046 рублей. В Республике Башкортостан с 2022 года ежегодно выделяется 10 грантов по 690 тысяч рублей для мастеров производственного обучения и преподавателей колледжей.
Третье предложение касается дополнительных мер поддержки молодых специалистов со стажем работы до трех лет. Это могут быть специальные федеральные программы по примеру программы «Земский учитель», льготная ипотека, доплаты и единовременные выплаты преподавателям и мастерам производственного обучения, закрепленные на федеральном уровне.
Колледжи малых городов нуждаются в поддержке
Участники семинара в своих выступлениях говорили о проблемах небольших колледжей, которые расположены в малых городах и районных центрах. Зачастую обучение в них организуется по модели «социального сейфа», они не имеют возможности развивать внебюджетную деятельность в связи с малой платежеспособностью населения глубинки. Отсюда большой процент изношенности материально-технической базы, а это осложняет процесс открытия новых востребованных специальностей. Таким колледжам требуются не «косметические» меры и локальные инициативы, а серьезная системная поддержка со стороны государства.
Стратегия развития среднего профобразования до 2030 года нацелена на решение широкого спектра задач, которые сгруппированы в пяти приоритетных направлениях. Если говорить о формировании нового ландшафта сети СПО, то одна из поставленных задач – дифференциация мер поддержки и программ развития учреждений в зависимости от их типа и целей: от колледжей высоких технологий до организаций, которые готовят кадры для малого и среднего бизнеса, от колледжей в мегаполисах до ссузов в малых городах и селах.
В связи с этим участники семинара предложили при предоставлении грантовой поддержки колледжам в форме субсидий из федерального и регионального бюджетов рассмотреть возможность льготных условий для небольших учреждений, ввести целевые программы, направленные на обновление материально-технической базы колледжей в малых городах и райцентрах.
Стипендии студентов СПО – на уровень вузовских
На сегодняшний день государственная академическая стипендия студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, составляет 539 рублей; в вузах она почти втрое больше – 1484 рубля.
Как отметили участники семинара, потребности студентов колледжей ничем не отличаются от потребностей студентов вузов и таких малых сумм явно недостаточно. Если сравнивать с МРОТ, который с января 2024 года достиг 19242 рубля, стипендия в колледжах составляет всего 2,8% от его величины.
Участники встречи обратились в Министерство просвещения РФ и Государственную Думу с предложением повысить норматив стипендии для обучающихся профессиональных образовательных организаций.
Досрочные пенсии
На протяжении многих лет не удается выработать единые подходы для установления досрочных пенсий педагогам СПО. Это связано в том числе и с тем, что не все обучающиеся колледжей являются несовершеннолетними.
Для решения проблемы участники семинара предложили два варианта. Первый – исключить подсчет совершеннолетних студентов СПО при назначении льготной пенсии. Второй вариант – вести подсчет несовершеннолетних по новому принципу – не с первого января, как это происходит сейчас, а с первого сентября каждого года.
Разговоры о важном – в учебную нагрузку
В рамках семинара Координационный совет председателей первичных профсоюзных организаций в учреждениях среднего профобразования (КС СПО профсоюза) представил результаты опроса среди кураторов групп, ведущих классные (кураторские) часы «Разговоры о важном».
В качестве положительных моментов участники опроса отметили работу сервиса razgovor.edsoo.ru, где размещены подготовленные Академией Минпросвещения России методические материалы, включающие сценарии занятий, рекомендации по их проведению, интерактивный визуальный контент.
А в качестве трудностей – то, что информация, рекомендованная для использования на таких занятиях, часто не подходит для студентов колледжей, поэтому подготовка к кураторскому часу требует больше времени. Некоторые ребята не посещают эти занятия, а рычагов влияния у кураторов, к сожалению, нет.
Участники семинара обратились в Минпросвещения с предложением включить занятия «Разговоры о важном» в региональный компонент федеральных государственных образовательных стандартов. Таким образом были введены дисциплины «Введение в специальность», «Эффективное поведение выпускников на рынке труда», «Основы бережливого производства». Еще один вариант – включить внеурочную деятельность во ФГОС СПО, как предусмотрено в системе общего образования.
Это позволит внести «Разговоры о важном» в учебные планы с конкретным количеством часов. Тогда студенты будут обязаны приходить на занятия, кроме того, они войдут в учебную нагрузку педагогов.
Одного конкурса недостаточно?
Сообщество педагогов СПО с воодушевлением восприняло учреждение Всероссийского конкурса «Мастер года». Но, по мнению участников семинара, он нуждается в доработке или дополнении. Дело в том, что в критериях конкурсного отбора в большей степени учитываются компетенции мастеров производственного обучения, а не преподавателей общеобразовательных дисциплин.
В связи с этим участники семинара обратились в Минпросвещения с просьбой рассмотреть возможность проведения отдельного Всероссийского конкурса «Преподаватель года СПО». Другое предложение – создание в рамках Всероссийского конкурса «Мастер года» двух номинаций: «Мастер производственного обучения» и «Преподаватель».
О лучших практиках
В заключение участники встречи приняли план работы на 2024 год. Он включает проведение аналогичного Всероссийского семинара председателей первичных профсоюзных организаций учреждений среднего профессионального образования.
Планируется развивать взаимодействие профлидеров педагогических колледжей, преподаватели которых будут активнее привлекаться к экспертной деятельности в рамках Всероссийской олимпиады педагогов начальной школы. Напомним, что олимпиада проводится Общероссийским Профсоюзом образования совместно с Российской академией образования, РГПУ имени А.И.Герцена, Московским городским педагогическим университетом и Нижегородским государственным педагогическим университетом имени Козьмы Минина.
Продолжится работа по сбору и тиражированию лучших практик региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, региональных координационных советов председателей первичных профсоюзных организаций учреждений СПО по поддержке молодых, проведению совместных семинаров с социальными партнерами – директорами колледжей и техникумов.
Большое внимание будет уделено организации и проведению мотивационных мероприятий всероссийского и регионального уровня для студентов педагогических колледжей при взаимодействии КС СПО профсоюза и региональных советов молодых педагогов.
Галина СКОМОРОХОВА, Наталья ВОРОНИНА
Комментарии