Вариант основного государственного экзамена по математике в 2020 учебном году несколько отличается от тех, которые были ранее. Изменения в формулировках и постановке задач, которые продиктованы временем и новыми федеральными государственными образовательными стандартами, можно увидеть в опубликованной демоверсии варианта. Главная задача учителя математики, который готовит девятиклассников к сдаче ОГЭ, – правильно организовать систематизацию полученных ранее навыков решения задач, не забывая о принципиально новых отличиях в формулировках первых заданий.
Общее количество заданий осталось неизменным: 26 задач. Первые пять заданий предполагают наличие у школьников умения применять элементарную математику при решении практических задач. Внимательная и грамотная работа с условием задачи, аккуратный счет и правильные ответы на поставленные вопросы – залог успеха решения этих заданий. Задания №6-15 – известный опытным учителям набор задач по алгебре; для их решения необходима скрупулезная работа с аналогичными упражнениями из открытого банка заданий. Пять геометрических задач (№16-20) первой части проверяют знание ключевых фактов планиметрии. Шесть сложных заключительных задач (№21-26) предполагают наличие у учащихся твердых знаний известных способов и алгоритмов решения алгебраических и геометрических задач.
Существуют различные приемы подготовки девятиклассников к сдаче ОГЭ по математике. В своей практике я использую два, как мне кажется, наиболее эффективных приема. Для их содержательного наполнения можно использовать открытый банк заданий, а также новое пособие, выпущенное издательством «Экзамен»: «ОГЭ 2020. Математика. 37 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ». Хотелось бы обратить отдельное внимание коллег на этот уникальный сборник под редакцией директора Центра педагогического мастерства Ивана Валерьевича Ященко.
Во-первых, предложенные 37 вариантов соответствуют заявленной демоверсии, в каждом из этих вариантов вы найдете первые пять задач, которых еще нет в открытом банке. Во-вторых, ко всем вариантам есть ответы и критерии, которые позволяют эффективно организовать диагностику знаний и умений учащихся. В-третьих, варианты отличаются друг от друга условиями задач (нет многократного дублирования формулировки одних и тех же задач), при этом в каждом варианте есть как сложные, так и простые задания.
Итак, остановимся на организации результативных приемов целенаправленной подготовки к ОГЭ. Прием «5 задач ОГЭ» заключается в групповой, парной или индивидуальной работе с карточкой, которая содержит пять задач. На каждую задачу отводится не более минуты урока и три минуты на коллективную проверку и разбор неполучившихся заданий.
Подготовка таких карточек при наличии сборника не составит труда, возможность оперативно проверить ответы и адресно оказать помощь ребятам, которые испытывают затруднения, позволяет сделать урок интенсивным и интерактивным. Если учащиеся испытывают затруднения в решении определенного типа заданий, например квадратных неравенств, то в содержание каждой карточки нужно включать схожие задачи. Ближе к завершению учебного года одну или несколько из пяти задач можно брать из части 2, следовательно, нужно увеличить время на проверку и разбор предложенных заданий. Ребятам нравится работа с такими карточками, особенно если проверка и разбор осуществляются здесь и сейчас.
Второй прием – проведение диагностик в формате ОГЭ с использованием вариантов данного сборника. Мой опыт организации пробных работ в формате ОГЭ говорит о том, что нецелесообразно тратить более двух уроков на такие работы и, начиная с самой первой диагностической работы, необходимо раздавать бланки ответов и справочные материалы, образцы которых есть в сборнике. Настоятельно рекомендую осуществлять проверку работы в тот же день в присутствии ученика. На первый взгляд такой подход может показаться времязатратным, но наличие ответов и критериев ко всем заданиям позволит вам быстро справиться с проверкой и анализом результатов.
Третий прием заключается в поиске оригинальных решений известных задач. В большинстве случаев ребята сами предлагают интересные идеи, которые значительно отличаются от эталонных. Уверен, учителя математики, так же как и я, высоко оценят творческий потенциал таких заданий, например геометрической задачи №25, условие которой приведено в сборнике.
Уважаемые коллеги, подготовка к экзамену требует значительных усилий как от ученика, так и от учителя. Наличие сборников на каждой парте в кабинете математики значительно упрощает организацию учебной деятельности, их можно использовать как рабочие тетради, а в конце сборника целесообразно вести дневник результатов ученика. И, конечно, важно помнить о методической аксиоме, что количественный результат при решении задач всегда переходит в качественный.
Комментарии