Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Колесо истории. Игра-путешествие. Внеклассное мероприятие по предмету «Кулинария»

Дата: 30 августа 2010, 18:17
Автор:

Игра-путешествие «Колесо истории», внеклассное мероприятие по предмету «Кулинария», прошло в рамках недели поваров. В нем принимали участие студенты 1, 2, и 3 года обучения. Учащиеся проявили творческое мышление, аналитические способности, ясно излагали свои мысли, находили причинно-следственные связи в различных явлениях, применили теоретические знания на практике, активно обменивались знаниям.

Системный подход

В профтехшколе  необходимо внедрять в учебный процесс активные методы обучения, которые способствуют:

·        повышению качественного уровня обучения и воспитания будущих рабочих;

·         развитию у них творческого технического мышления;

·         формирование положительных черт личности, присущих современному рабочему;

·         воспитанию познавательного интереса, самостоятельности;

·         развитию эмоционально-волевой сферы личности.

Активные методы обучения позволяют формировать знания, умения, навыки путем вовлечения слушателей в активную познавательную деятельность.

В числе форм активных методов обучения – межпредметные викторины, олимпиады, внеклассные мероприятия.

Для проведения внеклассных мероприятий разрабатываются вопросы внутри и межпредметного содержания. Дополнительная специальная подготовка учащихся к ответам на вопросы способствует формированию приемов умственной деятельности. Учащиеся, добившиеся высоких результатов по предмету, входят в состав жюри, которое оценивает и комментирует ответы учащихся, а в случае необходимости члены жюри сами отвечают на вопросы. Преподаватель приходит на помощь только в том случае, когда никто из членов жюри не может дать правильный ответ.

Цель игры:

·         развивать познавательный интерес и самостоятельное мышление учащихся;

·         способствовать развитию логического мышления, навыков самоконтроля и взаимоконтроля;

·         формировать интерес к науке, культуре каждой нации, народности;

·        формировать ответственность перед коллективом.

Задачи:

·        образовательная: вооружить учащихся системой знаний, приобщить к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе культуры своего народа;

·        воспитательная: формировать у ребят научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды, убеждения.

·        развивающая:  развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – память, речь, внимание, воображение и восприятие.

Подготовка: В игре принимают участие три человека, имеющие условное обозначение: красный, желтый, зеленый. Игра состоит из трех раундов и супер-игры. За правильный ответ участники получают сто верст. Вопросы обсуждаются участниками с группой поддержки. Участник, проехавший большее количество верст, выходит в супер-игру.

1 раунд

Ведущий: Масленица – народный праздник, который отмечают в течение недели перед Великим Постом, за 56 дней до празднования Пасхи. Масленица – буквально по дням расписанная неделя.

В широкий четверг начинается масленичный разгул: катание в санях по улицам, разные обряды, кулачные бои.

Отношения между тещей и зятем всегда были непростые. Но в один из дней на масленичной неделе тещи приглашали своих зятьев поесть блинов. Насмешливый русский народ составил несколько песен о заботливости тещи при угощении зятя. Эти песни вечером поют холостые мужчины.

Вопрос 1. В какой день теща приглашает зятя на блины?

Ответ 1. В среду.

Ведущий: Это блюдо возникло на заре христианства. Бывшие язычники, обреченные более чем полгода страдать от постов, должны были  мобилизовать всю свою фантазию, чтобы выдумать такое блюдо, которое поддерживало бы их силы. И уже в Х веке блюдо стало любимой едой древнерусского народа. Любил похлебать это блюдо царь Иван Грозный. Будучи горяч на руку, царь иногда использовал его не по назначению, о чем свидетельствует случай с князем Гвоздевым. Объезжая однажды с ним свои владения, царь остановился пообедать и пригласил за стол спутника. Во время обеда царь за что-то рассердился на Гвоздева и в гневе велел вылить на него миску с горячей похлебкой.

Вопрос 2. Какое это блюдо?

Ответ 2. Щи.

Ведущий: Всем известен случай с царем Николаем II, который по пути из Санкт-Петербурга в Москву остановился в гостинице Пожарского. На ужин он приказал подать телячьи котлеты. Но за неимением телятины пришлось пожарить котлеты из курицы, которые, впрочем, царю понравились.

Похожий случай произошел с одной исторической личностью. Данная личность терпеть не могла куриного мяса, и под угрозой гильотины он приказал поварам исключить птицу из меню. Однако же новый повар все же приготовил курицу на обед. Ярости не было предела. И когда он все же попробовал кусочек, был приятно удивлен: ненавистный запах и вкус куриного мяса исчезли.

Вопрос3. Кто так ненавидел курятину?

Ответ3 (на выбор).

А) Людовик XIV;

Б) Бисмарк;

В) НАПОЛЕОН.

Ведущий: Согласно одному из сказаний, громовержец Юпитер, трудясь над разъяснением двух противоречивых изречений оракула, от страшного перенапряжения покрылся потом. Несколько крупных капель скатилось с чела отца богов на землю…

Вопрос 4. Что выросло из этих капель?

Ответ 4 (на выбор).

А) Огурцы;

Б ) КАПУСТА;

В) яблоня;

Г) крыжовник.

Подводятся итоги 1 раунда.

2 раунд

Сценка (показывают учащиеся).

Одно время полновластным диктатором Москвы был генерал-губернатор Закревский, перед которым трепетали все. Так вот этому генералу каждое утро подавали к завтраку горячие сайки от Филиппова.

– Э-тто что за мерзость! Подать сюда Филиппова!!! – заорал как-то властитель за утренним чаем. Слуги, не понимая, в чем дело, притащили к начальству испуганного Филиппова.

– Э-тто что? Таракан?! – и сует сайку с запеченным тараканом.

– И очень даже просто, Ваше превосходительство, – поворачивает перед собой сайку старик.

– Что-о? Что-о? Просто?!

– Это изюминка-с! – и съел кусок с тараканом.

– Врешь, мерзавец! Разве сайки с изюмом бывают? Пошел вон!

Через час Филиппов угощал Закревского сайками с изюмом, а через

день от покупателей отбоя не было.

Ведущий: В XVI –XVII веках простых людей называли в быту и в официальных документах уничижительными именами – Федька, Гришка, Митрошка. А людей определенной профессии именовали полными именами – Федор, Григорий, Дмитрий. Порой к имени прибавляли фамилии, либо прозвища.

По древнегреческим законам, за убийство человека профессии, которую вы должны назвать, следовало более строгое наказание, нежели за убийство человека другой профессии. В то же время в Византии в X веке за плохое качество работы этих мастеров могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу, даже изгнать из города.

Вопрос 5. Что это за профессия?

Ответ 5. Пекарь (булочник, хлебопек).

Ведущий: Существует одна очень интересная легенда. Аравийский купец Канан ранним утром отправился в далекий путь по безлюдной местности. С собой он взял еду, а также молоко, которое налил в традиционный для кочевников сосуд – высушенный овечий желудок. Когда стемнело, купец остановился на ночлег и пред сном решил попить молока. Но… вместо молока из овечьего желудка потекла водянистая жидкость, а внутри оказался сгусток. Расстроенный, Канан все же съел кусочек этого сгустка и был удивлен приятным вкусом нового продукта. Это случилось более четырех тысяч лет назад.

Вопрос 6. Какой продукт был получен данным образом?

Ответ 6 (на выбор).

А) СЫР;

Б) творог;

В) масло.

Ведущий: Когда Джорджу Вашингтону, будущему первому президенту США, однажды подали на обед жаркое, обильно украшенное этими овощами, он и не подозревал, что его пытались отравить. Случилось это в 1776 году, в разгар борьбы северных колоний Англии за свободу и независимость.

Столь хитроумный способ избавиться от лидера армии колонистов изобрел повар Джеймс Бестли. При этом он совершенно был уверен, что коварный замысел удался, о чем написал в донесении командующему королевскими войсками. Вашингтон после этой трапезы прожил еще 23 полных знаменательными событиями года.

Вопрос 7. Назовите этот овощ.

Ответ 7. Помидор.

Подведение итогов 2 раунда.

3 раунд

Одной из причин медленного распространения чая среди широких масс был недостаток информации о способе приготовления чайного напитка. По этому поводу в России ходило множество анекдотов и сатирических куплетов. В одной из песенок рассказывается о незадачливом дворовом человеке, который, начав по распоряжению барина готовить чай, решил заправить варево перцем, луком. Петрушкой. Получив от барина взбучку за свою стряпню, слуга изрек:

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.

Легенда (рассказывает учащийся).

Некий пастух в горах заметил, что его козы, испробовав мелкие ярко-красные плоды, становятся необычайно подвижными. Пастух сам пожевал эти «ягоды» и ощутил прилив бодрости. Он собрал горсть плодов, пришел в ближайший монастырь, рассказал аббату об удивительном дереве. Аббат тут же объявил красные плоды дьявольскими и бросил их огонь. Но после этого вокруг разлился столь приятный аромат, что аббат тут же изменил свое мнение и объявил зерна даром божьим.

Ведущий: Люди издавна хотели разобраться, что же полезнее – чай или кофе? История знает случай, когда выяснению этого вопроса был посвящен очень серьезный и в то же время вызывающий улыбку эксперимент. Это произошло в Швеции в XVIII веке. Король Густав Третий распорядился заменить смертную казнь пожизненным заключением двум братьям-близнецам. Одному из них было разрешено пить только чай, другому – только кофе. Наблюдать за действием напитков был приставлен специальный врач.

Вопрос 8. Чем закончился данный эксперимент?

Ответ 8. Шли годы, умер, не дождавшись конца эксперимента, врач, потом погиб король в бою, а братья-близнецы дожили до 80 лет и умерли почти одновременно.

Ведущий: Во всем нужна умеренность, а в еде тем более. Большое количество пищи никогда не приносило пользы. Борцы знаменитой японской борьбы для увеличения своего веса вынуждены употреблять много еды. Их спортивный век составляет 7-9 лет, до старости они не доживают.

В истории даже зарегистрированы смерти от переедания. От переедания одним растением умерло четыре императора и даже папа Павел Второй. Жестоко страдал от неумеренного употребления этого растения и французский король Генрих Четвертый, он даже потребовал от своего врача, чтобы тот… подал в суд на растение. Не осмелившись возражать своему владыке, придворный медик состряпал «обвинительное дело» и выиграл процесс, это растение было признано виновным «в оскорблении его величества».

Вопрос 9. Что это за растение?

Ответ 9.  А) ДЫНЯ;

Б) Огурец;

В) Лук.

Ведущий: Существует много версий появления картофеля в Европе. Первые клубни примерно в 1570 – 1580 годах испанские мореходы доставили её в Европу из Южной Америки. С историей распространения картофеля в Европе связана масса забавных подробностей. Иногда прибегали к принудительным жестким мерам. В одной из стран пошли на хитрость. Один хитрый аптекарь распахал бесплодную землю, посадил клубни. Когда картофель зацвел, он собрал букетик цветов и преподнес их королю. Модницы готовы были заплатить любые деньги, чтобы получить синенький букетик. Позже сторожам было приказано оцепить поле и никого не допускать. На ночь охрану снимали, якобы за ненадобностью. Любопытные протопали к полю множество тропинок, люди хотели увидеть таинственный плод, выкапывали его в больших количествах.

Вопрос 10. В какой стране это происходило?

Ответ 10 (на выбор).

А) Германия;

Б) Австрия;

В) ФРАНЦИЯ;

Г) Россия.

Ведущий: Еще за 2000 лет до н. э. ассирийцы, вавилоняне, персы знали этот овощ как овощное и лекарственное растение. Культурное возделывание его началось не позднее чем за 1000 лет до н. э. Примерно за 500 лет до н. э., когда в Европе в пищу употреблялись только вершки, в Азии уже отдавали предпочтение её корешкам, которые оказались и сытнее и вкуснее. Вскоре и европейцы стали рассматривать овощ главным образом как корнеплод.

Вопрос 11. Что это за овощ?

Ответ 11 (на выбор).

А) Репа;

Б) редька;

В) СВЕКЛА;

Г) морковь.

Подводятся итоги 2 раунда, в супер-игру выходят два человека (команды).

Супер-игра

Ведущий: Новый год – один из самых любимых народом праздников. Но не всегда он отмечался 1 января, о чем, вероятно, многие сейчас и не знают. В древности русичи отмечали начало нового года 1  марта, позже праздник был перенесен на 1 сентября, позже  он стал январским. Греки в язычестве считали года по четырехлетиям, или Олимпиадам. Римляне вели счет от создания города Рима. И только широкое распространение христианства, признание его во всем мире постепенно привело к летоисчислению от Рождества Христова.

Вопрос 12. Кто из российских императоров повелел в своей империи начинать новый год с 1 января?

Ответ 12 (на выбор).

А) ПЕТР I;

Б) Павел I;

В) Николай II.

Ведущий: 1700-й год – первый, начатый с января, – праздновался в России с особым торжеством. Петр I, желая согласовать с календарем западноевропейским начало Нового русского года, отменил древнее летоисчисление от сотворения мира и постановил ввести времяисчисление от Рождества Христова.

Ведущий: Послушайте древнюю легенду. Ещё в V столетии до нашей эры будущий патриарх Дарма плыл из Индии в Китай. Путь был трудный, ураганы и штормы грозили погубить судно. Чтобы не погибнуть, Дарма дни и ночи проводил в молитве. Однако сон одолел его, и корабль чуть не разбился о скалы. Дарма так вознегодовал на себя, что сойдя на берег, отрезал свои непослушные веки и бросил их на землю. Там, где они упали, и выросли первые вечнозеленые кусты с листьями похожими на веки. Вкусив их, Дарма почувствовал прилив сил и бодрости.

Вопрос 13. О каких вечнозеленых кустах говорится в легенде?

Ответ 13. О чайных кустах.

Ведущий: Этот человек известен в научном мире тем, что подарил громадную библиотеку, собиравшуюся более двухсот лет предками, Томскому университету. По его проекту был основан Одесский университет. Одно время он был генерал-губернатором Одессы. Как исключительно богатый и бездетный, он, по обычаю вельмож, держал в Одессе «открытый стол». Это означало, что любой образованный человек мог зайти на обед прямо «с улицы». Вот для таких открытых столов и было изобретено кем-то из поваров гибридное русско-французское блюдо, вошедшее после второй мировой войны в номенклатуру международной ресторанной кухни как «русское блюдо». Однако блюдо это не народное, а название его происходит от фамилии этого известного человека. Впервые появилось в конце XIX века.

Вопрос 14. Как называется это блюдо?

Ответ 14. Бефстроганов (в честь графа Александра Григорьевича Строганова).

Слово предоставляется жюри. Подводятся итоги игры, награждаются победитель и участники.

Литература

Барсукова Е. Ф. Русская кухня. – Л., 1986.

Ковалев В. М., Могильный Н. П. Русская кухня: Традиции и обычаи. – М., 1995.

Моя первая книга по кулинарии. – М. 1995.

Энциклопедия обрядов и обычаев. – СПб., 1996.

Популярная кулинария. – Минск, 1993.

Наталия Попова, мастер производственного обучения профессионального училища №36 города Торжка Тверской области, участница XII конкурса методических разработок «Сто друзей»

На фото: бефстроганов. Иллюстрация с сайта http://myasnov.ru/


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt