На экранизацию эпической трилогии Роналда Руэла Толкина “Властелин колец” долгое время не решался ни один даже самый маститый режиссер. Если бы “Властелин” был просто масштабным романом-эпопеей с сотнями действующих лиц, которые все время куда-то бегут, ползут и скачут, с этим еще можно было бы что-то поделать. Но тут все во сто крат сложнее: “Властелин колец” – это целая философия, мировоззрение, трилогия, в которой переплелись Библия, кельтская и скандинавская мифология. И тягаться с таким интеллектуальным “монстром”, рискуя потерять репутацию гения, не хотелось никому. Но смельчак все же нашелся: новозеландский режиссер Питер Джексон рискнул перенести фантастические миры Толкина на большой экран.
Цифры. Съемки всех трех серий “Властелина” – “Братство кольца”, “Две твердыни” и “Возвращение государя” – обошлись создателям в 300 млн. долларов. Несмотря на то что “Две твердыни” и “Возвращение государя” уже полностью отсняты и практически смонтированы, они выйдут на экраны только под Рождество 2002 и 2003 годов. Что ж, хитрый ход, позволяющий убить сразу нескольких зайцев: постоянно заинтригованная и изнывающая в ожидании продолжения публика и возможность претендовать на вожделенный “Оскар” аж целых три года подряд – гарантируются.
Рекорды. По количеству и сложности компьютерных спецэффектов “Братство кольца” может вполне тягаться даже с легендарными “Звездными войнами”. Один из героев фильма – вполне правдоподобный в своем убожестве уродец Голум – целиком создан на компьютере. Впрочем, когда сидишь в зрительном зале, а по спине струится холодный пот, не очень-то задумываешься о том, что все эти падения с высоких башен, страшные призраки-скелеты и мерзкие демоны – всего лишь удачная компьютерная программа. По слухам, одним из создателей всего этого ужасающего великолепия стал наш земляк, программист из Сибири. Чтобы сняться в “Братстве кольца”, актриса Лив Тайлер – в прошлом онегинская Татьяна, а ныне эльфийская принцесса Арвен – вынуждена была выучить придуманный самим Толкином эльфийский язык. Дело это оказалось настолько непростым, что барышне даже пришлось взять пару фонетических уроков у одного оксфордского профессора, большого специалиста по эльфам.
Сюжет. Во времена “царя Гороха” в волшебном мире Среднеземья были выкованы девятнадцать магических колец Силы. Их раздали гномам, эльфам и даже людям. Но не знали наивные, что их кольца – всего лишь бижутерия по сравнению с одним-единственным кольцом Власти, что втихаря выковал себе некто Саурон, повелитель тьмы. Ибо это колечко могло управлять всеми остальными. Потом началась война, Саурон лишился кольца. И вот через несколько тысячелетий оно попадает к хоббиту Бильбо (Ян Холм), который дарит его своему племяннику, голубоглазому тинейджеру Фроддо (Элаиджа Вуд). На этом детская сказка заканчивается, и начинается притча-боевик о спасении мира. Материализовавшийся из ниоткуда Саурон вновь жаждет власти, для этого ему нужно всего ничего – вернуть свое колечко. Судьба всего живого на земле оказывается в руках Фроддо, именно он, маленький человечек-хоббит, должен добраться до огненной горы, жилища Саурона, и уничтожить кольцо.
Впечатления. Если вы любите красивые пейзажи и сцены кровопролитных схваток, фильм вам наверняка понравится. Ибо все три часа только этим и заполнены. Если же вы пришли в кинотеатр в поисках некоей глубинной философии или ради решения проблемы добра и зла, то картина наверняка вызовет массу сомнений, а выходя из зала, вам захочется, уподобившись великому Станиславскому, воскликнуть: “Не верю!”. Не верю, что этих людей, а значит, и вас вместе с ними действительно волнует спасение мира, не верю, что они пустились в путь не только ради того, чтобы поразмахивать мечами, пометать стрелы да покрасоваться друг перед другом, а значит, и перед вами, отрубая пару-тройку конечностей злобным гоблинам и мерзким демонам. И это при том, что актеры играют прекрасно, все диалоги романа остались практически в полной неприкосновенности, сама картина снята тщательно, почти что “страница в страницу”, а вы, повторяю, пришли в зал в поисках ответов на некие волнующие вас вопросы.
А может, дело вовсе не в огрехах и недоработках съемочной группы? Может быть, действительно есть книги, которым, дабы не превращать их пусть в высококлассный, но все же в боевик, не нужно дарить второй, экранной жизни? С них и первой, литературной, вполне достаточно.
Анна ХРУСТАЛЕВА
Комментарии