Начинается история совсем не сказочно, хотя это еще как сказать.

Играли ребята во дворе, не в телефонах и планшетах, а просто между собой играли. Кому-то и это покажется фантастическим в наше время. А тут еще и добавим нереальности тем, что играть они решили в школу. Вот такие у нас герои сегодняшней сказки. Милости просим познакомиться с ними. Представим сразу с их ролями в игре. Красавец и богатырь Арсений Фобов играл роль хулигана, который наводил страх на всю школу, был крутым и продвинутым, авторитетным и властолюбивым. Он претендовал на роль лидера всей группы. Спокойный и ответственный Борис Учеблин воплотил в себе образ отличника, прилежного ученика, которого некоторые прозывали ботаном и считали любимцем педагогов, но далеко не все. К тому же его помощь в трудных ситуациях всегда могла пригодиться, поэтому ссориться и конфликтовать с Учеблиным было себе дороже. Конкурентом Фобова в борьба за лидерство выглядела бодрая активистка и участница всех важных общешкольных инициатив Степанида Торопова. Она на официальных мероприятиях всегда была в первых рядах, с удовольствием занималась общественной работой, хотя одноклассники и подозревали, что Степанида любила выслуживаться перед руководством. Её подруге и соседке по квартире Рите Ленивиной досталось роль тихого середнячка. А позиция отстающего и догоняющего выпала на долю Криве Кривайто (мы уж и не знаем, настоящая ли это имя и фамилия, но до нас так дошло, так что придётся поверить рассказчику на слово). Криве, конечно, был чуть отсталым, но точно не отстойным, выражаясь существующим в описываемой компании языком. Он пыхтел, старался, не отставал далеко, хотя и трудно ему давалось всё – от учёбы до спорта, от общения до чтения.
Обнаружили ребята чудесную шкатулку, а в ней пять колец, которые были подписано понятно, но загадочно. Как она возникла точно неизвестно. Одни рассказывали, что Арсений Фобов, как всегда, планировал подшутить и решил посреди двора вырыть яму для кого-то зазевавшегося. Обычно им оказывался Криво Кривайто. Но есть версия, что Рита Ленивина притомилась, решила как-то незаметно забраться в кусты и там полежать. А внутри и обнаружила шкатулку. Хотя Степанида Торопова потом уверенно заявляла, что именно она увидела неизвестную в природе птицу, которая была синего цвета, с человеческим лицом и в короне. Надо тут сделать поправку на способность нашей активистки преувеличивать, возвеличивать и себя величать. Потому что Степанида утверждала, что птица имела выбор, но отдала шкатулку именно ей.

Как бы то ни было, но пять колец оказались у ребят. Рядом лежала грамота, где про все кольца давались некоторые пояснения. Каждому в компании досталось особое кольцо. Не совсем, чтобы случайно досталось. На первом было алмазными светящимися буквами написано «Кольцо ответов». Оно давало на любой вопрос нужную информацию для ответа. Борис Учеблин не мог промолчать, несмотря на свою обычную сдержанность. Ему всегда хотелось знать ответы, которые часто доставались большим трудом. А тут всё принесут на «блюдечке с голубой каёмочкой». Не надо париться и заморачиваться, только озвучивай и собирай восхищенно-завистливые взгляды. Следующее кольцо огненной надписью сообщало: «Кольцо авторитета». Потянулась рука Фобова к нему, но тут Торопова быстро перехватила инициативу. Была бы она мальчиком, Арсений точно разобрался по-своему. А тут пришлось уступить. Это кольцо давало способность влиять на других и занимать лидерскую позицию. Кстати, Степанида потом убедила Арсения, что тут требуется много тратить времени и энергии на других, нести за всех ответственность, не разрушать и ломать, а придумывать и создавать. Так, по крайней мере, в теории звучало.

Далее шла водяными расплывающимися буквами волнистая надпись «Кольцо знания». Учеблин немного расстроился своей торопливости, но разъяснения его успокоили. Имелась в виду жизненная мудрость и готовность наблюдать за происходящим со стороны, умение видеть корни и истоки, которое часто приносит печали и разочарования. Рита Ленивина с некоторой осторожностью потянулась к кольцу, потому что любила наблюдать со стороны, размышлять в тишине. Её недооценивали – за внешним нежеланием действовать скрывалась напряженная внутренняя работа и постоянные размышления. Оставалось еще два кольца. Сразу решили обе надписи прочитать. Решил, конечно, Арсений Фобов, потому что Криве Кривайто, как всегда, отставал. На одном буквы подмигивали, так что прочитать было нелегко, но общими усилиями удалось – «Кольцо любопытства» указывалось не нём, а в пояснении говорилось, что его владелец никогда не утратить интереса к жизни и желания находить новое. Арсений бы кольцо взял, но ему больше последнее понравилось – «Кольцо силы». Выложена надпись была из камней невиданных, но показывающих свою прочность, мощь и надёжность. Тут он подмигнул Тороповой саркастически. Понял, что не прогадал в своём ожидании. Это кольцо давало энергию, возможность без устали работать (а тут Фобов работой считал всё, в том числе и многочисленные свои шалости, провокации, хулиганства и прочее).
В школе эти все кольца были важны и полезны, просто необходимы. Степанида Торопова сразу же стала вести себя как директор и решила собрать общий совет, чтобы в школе была стратегия, определились правила, каждому дать направления работы. Так уж она привыкла в своих волонтёрских проектах. И заседания должны быть солидными – с торжественными речами, призывами, возвышенными лозунгами, вдохновляющей музыкой. Тут можно до бесконечности пересказывать методическое пособие «Как вдохновить других на великие свершения, готовить подвиги и зажигать окружающих» (кто его не читал, советуем в срочном порядке ознакомиться). Степанида всё сделала по методике. Кольца отложили, речи написали, трибуну сколотили, протокол составили. Чин по чину, как положено. Красивые слова сказали, сказочные перспективы нарисовали, важные поручения раздали. Пришла пора приступить к делу, взяв в себе в помощь полученные волшебным образом кольца. По сценарию Арсений и Степанида должны были торжественно внести кольца в собрание, а потом их раздать, согласно утвержденному и согласованному во всех инстанциях списку.
Тут и вышла заминка. Кольца пропали вместе со шкатулкой. А в воздухе огненными буквами было написано следующее: «Кольцо Всеведения призвало своих вассалов на службу». Оказалось, что во время затянувшегося, как водится, собрания подкрался Паук Сноб со своими подручными-слугами страшилками, засушилками и безделками. Только тень мелькнула и растаяла. Но Ленивина её все-таки уловила, так как отличалась особой наблюдательность и привычкой смотреть по сторонам во время важных торжественных мероприятий. Подняла тревогу, да поздно уже было. След похитителей простыл. Гвалт стоит, паника, растерянность и непонимание происходящего.

Но пришли ребята в себя и снарядили погоню. Волшебный золотой шар показывал дорогу. А была она не простой, а испытательной. Сначала страшилки устроили скалистые горы. Здесь были пропасти двоек, разломы отчаяния, пещеры невыученных уроков, провалы нервных потрясений. Кому-то надо было добраться до главной Вершины Преодоления Страха. А времени мало оставалось, спешить требовалось. Арсений Фобов вызвался преодолеть все препятствия. Тут же разные страшилки его обступили, да не на того напали. А остальные смогли продолжить поход. И попали в пустыню нудной информации, которую им подкинули засушилки. Здесь были дюны бессмысленных фраз, миражи важности, ямы требовательности, норы непонятности, барханы научности. Монотонный голос засушилок давал «ценную и нужную информацию». Понять, о чём они говорят было невозможно, но постоянно подчеркивалась важность. Нужная информация выглядела нудной, а научная скучной. И песок мелких деталей стал засыпать всех по колено, потом и по пояс. Борис Учеблин взял на себя это испытание, отвлёк внимание засушилок от всех остальных, организовал с ними дискуссию, начал задавать уточняющие вопросы. Оставшаяся троица выбралась из песка и пошла дальше.
И тут на их пути возник прекрасный сад с фруктовыми деревьями, освежающими водопадами, мягкими креслами и диванами (откуда они в саду появились было неизвестно). Сладкоголосые безделки предлагали расслабиться, не париться, не напрягаться, выбросить всё из головы, наслаждаться мгновением, заботиться только о себе, не брать в голову лишних проблем. Подушки звали поспать, бассейны – поплавать, накрытые столы – поесть, компьютерные игры – залипнуть. До искушающих Одиссея сирен им было далеко, но испытание оказалось не из лёгких. Поход был на грани срыва. Всех потянуло бросить дела и лишние думы, получать удовольствие «здесь и сейчас». К счастью, в группе оставалась Рита Ленивина. Уж она-то знала безделок прекрасно. Так что взялась сама с ними пообщаться.

Степанида Торопова и Криве Кривайто остались вдвоём. И пришли они в заброшенное здание, которое и было резиденцией Паука Сноба. Здесь в тронном зале красовалось Кольцо Всеведения – кровавыми буквами горит надпись и капельками слёз растекается. Вокруг него сплетенный Пауком цепи прочно привязывают остальные пять колец: Кольцо ответов – Цепью обмана, Кольцо авторитета – Цепью диктатуры, Кольцо знания – Цепью безнадёжности, Кольцо сил – Цепью Суетливости, Кольцо любопытства – Цепью апатии. И всем управляет Паук Сноб, который во всех видел врагов, каждого ненавидел. Поэтому всех хотел контролировать, за каждым наблюдать, любого направлять. Была там и переливающаяся блестящая корона-шапка, которая сулила господство любому, кто её наденет. Не удержалась Степанида от соблазна. Шепнула Криве, что только примерит, да и снимет сразу. Просто для эстетики.
Криве Кривайто впервые в жизни стал первым. И стоял он около Лестницы Благородного Познания. Только пройдя по ступенькам можно было вызволить кольца и разрушить власть Паука Сноба. Что же разобьет цепи и уничтожит Кольцо Всеведения? На каждой ступени Лестницы нужно было сделать выбор инструмента, который разрушит сплетённую Пауком цепь. Ступил Криве Кривайто на первую ступень и видит Арсения Фобов, мужественно покорившего Вершину Преодоления Страха. Стоит он там бесстрашный и любуется собой. Ничто не может лишить его силы. Раздувается от счастья, забыл о друзьях, о походе, об освобождении колец. И нужно ему такое слово сказать, чтобы очнулся Арсений, не поддавался искушению безграничной силы. Неуверенно и тихим голосом Криве произнес выбранное слово: «Доброжелательность». Увидел пределы и границы своей силы Арсений Фобов. Пала цепь, освободив Кольцо силы.
Следующая ступенька засветилась, призывая сделать еще один шаг. Огляделся Криве Кривайто – никого вокруг, ни за чью спину нельзя спрятаться. Пришлось шагать. Кольцо ответов зашевелилось, скованное Цепью обмана. А Борис Учеблин заслушался, погрузился в морок «умных» слов, напитался высокой теорией. Не с кем ему говорить вокруг, не дотягивают ребята до его уровня, да и учителя тоже. Суховеем взвился над Пустыней и всех остальных видит маленькими песчинками под своими ногами. И как мантру повторяет одно слово: «важно, важно, важно …». Но произнес Криве Кривойто еще одно волшебное слово «исследование». Сразу стал Учеблин отделять важное от незначительного, второстепенного и дополнительного. И понял, что не нужны человеку ответы на все вопросы. Пусть будут вопросы, которые не требуют ответов. Пала и вторая цепь, освободив Кольцо ответов.
Пришла пора переходить на третью ступеньку. А в это время Рита Ленивина, оставшаяся бороться с уютом в садах, придиванилась, обзастольничалась, поубаюкалась, изгнала раздумья из головы, с наслаждением слушала песни о ничегонеделании. Прогнала подальше заботы и хлопоты, труды и переживания. Полюбила себя неимоверно, но при этом почти всё своё и растратила, превратившись в подобие кома сладкой ваты – пухлое, приторное, медленное и реально не утоляющее голод. Нужно было Криве еще одно слово выбрать. А они уже роем пчёл вились над головой, жужжали и кружили голову. Но и здесь удалось остановиться на одном: «размышление». И Кольцо знания освободилось от сковывающей цепи.
А куда же запропастилась Степанида Торопова, которая буквально на минуту отходила? Оказалось, что она побежала вниз по лестнице, ведущей вверх. Заблудилась в лабиринте. У каждого поворота стремилась заглянуть во все углы, ничего не пропустить и не упустить. Хотела всё узнать, попробовать, изведать. Запуталась окончательно и бесповоротно, туман и пелена навалились и погрузили Степаниду в полную дезориентацию. Так что пришлось Криве и на четвёртую ступеньку идти в одиночестве. И тут удалось точно слово подобрать – «общность». Пала цепь и у Кольца авторитета, а Торопова получила возможность увидеть дорогу назад из увлёкшего её лабиринта.

Раздались фанфары и песнопения, славившие нового героя и его подвиги. Вкрадчивый голос начал убеждать Криве Кривайто надеть на палец Кольцо Всеведения и доказать всем окружающим свою значимость. Как только Криве твёрдо сказал нужное слово «стойкость», пала последняя цепь, удерживающая Кольцо любопытства. Освободились все кольца, а еще обнаружились волшебный палочки познавательных желаний, чудесные горшочки полезной информации, путеводные клубочки в мир знаний, летучая обувь для учения с увлечением и много еще образовательных помощников. Каждому хватит, стоит только захотеть.
Но тут наступил вечер. Родители ждали ребят домой. Игру пора было заканчивать. Оказалось, что Криве Кривайто – это прозвище такое обидное было. Но после завершения похода ребята от него отказались. Посмотрите на отстающих рядом с собой. Вполне возможно, что они смогут сыграть решающую роль в отдельных ситуациях, как произошло в нашей сказке. К счастью, собрались вместе без потерь и конфликтов, предательств и разочарований, горести и тоски, что в образовании приходится порой испытывать, не без этого. А снобов в образовании тоже хватает. Причём они не всегда бывают в паучьем обличии, но и нередко приятны на вид и галантны в обращении. Их только выдаёт всегда желание быть самым-самым: самым умным, самым точным, самым осведомленным, самым влиятельным, самым красивым, самым активным … А остальные для них являются конкурентами в этом всеведении и лидерстве. Но образование – не забег с определенным победителем на финише, а повседневная жизнь в общении с другими, где каждый – помощник, а не соперник.
Даже самые длинные сказки рано или поздно заканчиваются, а начинается реальная жизнь, в которой ты должен определить, как использовать нектар мудрости и элексир работы над ошибками. Или же они по губам потекут и в рот не попадут. Желаем все на этом пире не остаться истощенными и обделёнными. А кольца пусть разные будут, только не подчиняют друг друга, а дополняют, поддерживают и помогают.
| В данном случае сюжет построен на этапах пути героя, которые характерны для многих литературных произведений, а между каждым из этих крупных пяти шагов возникают опасности и риски, появляются пропасти и высокие горы, требуется делать выбор и преодолевать искушение убежать:
ШАГ 1. Зов к приключениям (желание, вызов, внутренняя потребность, переход границы от известного к неизвестному – возможное сопротивление и сомнение, выбор – ответственный и сознательный, принятие обязательства, тяга к эксперименту – часто новизна ради новизны – неготовность жить в ситуации спокойствия, вызов как самоцель – в том числе и нарушение имеющихся норм и рамок) ШАГ 2. Поддержка (наставник, помощник, спутник, команда сторонников, ресурсы – в том числе и возможные волшебные предметы ШАГ 3. Трудности и сложности (испытания, появление соперников, противников, врагов, недоброжелателей, испытание сплоченности команды) ШАГ 4. Центральное событие (кульминация всего путешествия, последние шаги на вершину, результат и развязка – победа или поражение, последствия произошедшего, объект всеобщего внимания, самое ценное и значимое, переломный момент в сюжете) ШАГ 5. Итоги (награда или наказание, поздравление, отступление, возвращение домой – непростой путь назад, рефлексия – осмысление полученного опыта и пройденного пути) |
Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ

Комментарии