search
main
0

Когда встает солнце, надо бежать…

«Каждое утро в Африке просыпается газель. Она должна бежать быстрее льва, иначе погибнет. Каждое утро в Африке просыпается и лев. Он должен бежать быстрее газели, иначе умрет от голода. Не важно, кто ты – газель или лев. Когда встает солнце, надо бежать» («Плоский мир. Краткая история XXI века». Томас Фридман).

Встать и бежать, не останавливаясь, с одной стороны, дань стремительно развивающемуся миру с новыми технологиями, девайсами, гаджетами, Smart-задачами, Zoom-конференциями, teams-уроками, quiz-играми. С другой стороны, жизнь в состоянии повышенной тревожности, ощущении неполноценности, неуверенности и усталости.

Парадоксально (или закономерно?), но человеческие отношения выходят на первый план в тот момент, когда на них почти не остается времени.

Современный московский педагог-психолог, на мой взгляд, в этой безумной гонке должен успевать встретиться непосредственно с участниками образовательного процесса – детьми, родителями, педагогами и администрацией. И под встречей я подразумеваю не только физическое присутствие в указанном месте и времени, но и осмысленное пребывание с человеком в поле его переживаний.

Соединяя школьные знания с жизнью, педагог-психолог может совместно с учителями проводить или модерировать интегрированные уроки. И такой опыт необходимо тиражировать. Например, изучая на уроках биологии эндокринную систему, учитель и педагог-психолог в формате тренинга смогли бы ознакомить учеников не только с функцией желез и гормонов, но и с тем, как настроение человека меняется под их воздействием, научить подростков отслеживать собственные психические состояния в тот или иной момент и управлять своим поведением, что поможет ребятам избежать впоследствии конфликтов и недопонимания в общении. На уроках математики или экономики может быть раскрыта тема правильного планирования и контроля семейного бюджета, его влияния на отношения в семье.

Будучи причастной к проведению одного из этапов WorldSkills Russia в компетенции «Монтаж и эксплуатация газового оборудования», я наблюдала, как конкурсанты теряют баллы на завершающем конкурс задании «Инструктаж абонента». Конкурсанты должны были объяснить клиенту технику безопасности при эксплуатации оборудования, которое они монтировали три дня.

Выпускники и уже почти работники профильных организаций терялись, краснели и бледнели, допуская речевые и коммуникативные ошибки. Ведь раньше ребятам казалось, что навыки делового общения газовщикам не нужны. Оказалось, нужны и сантехникам, и сварщикам, и строителям, и другим специалистам, и не меньше, чем знания по монтажу. И такое включение интегрированных занятий с педагогом-психологом в расписание тренировок конкурсантов помогло бы получить дополнительные баллы.

Мне кажется перспективной идея внедрения в образовательную программу классных часов, разработанных классным руководителем совместно с педагогом-психологом. Здесь будет и поддержка классному руководителю, и возможность реализовать профилактические проекты, и узнавание индивидуальных особенностей каждого обучающегося в системе классных мероприятий.

А еще я думаю (читай, мечтаю) о том, что в ближайшем будущем возможность получить помощь психолога-консультанта будет включена в медицинский полис педагогических работников, так как психоэмоциональная нагрузка на педагогов колоссальная, времени на то, чтобы ассимилировать происходящее, часто не остается. Время, специально организованное для общения с профессионалом, поможет преподавателям и учителям сохранить психологическое здоровье, эффективность, избежать эмоционального выгорания.

Вот такими я вижу перспективы развития моей профессии и считаю, что психолог в образовательном процессе не роскошь, а необходимость!

Мария ШЕСТЕРОВА, педагог-психолог колледжа архитектуры и строительства №7

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте