search
main
0

Когда вера не подкреплялась поступками Тема “Человек средневековья о жизни и смерти”. 6-й класс

Варвары и культура Римской империи. Бегут секунды, минуты, часы, годы, столетия – бежит время… И вот пало самое могущественное государство древнего мира – Римская империя. На многие годы Европа погрузилась в мир варварства: были разграблены и уничтожены прекрасные дворцы, забыты великие произведения литературы, философии, театр стал никому не нужен, прекрасные скульптуры были сброшены с пьедесталов… Так и должно было случиться: ведь все эти великие творения человеческого гения были недоступны, непонятны варварскому сознанию – они из другого мира человеческой культуры.
Помните, в прошлом году мы говорили о лестнице культуры, которую с таким трудом строит человечество? Так вот установление господства варваров в Европе означало, что одна из ступенек лестницы сломалась и люди этого континента оказались на ступеньку ниже. Однако культурные ценности нетленны, значит, не все потеряно! И действительно, прошло не так уж много (по меркам истории) времени, и люди не только вспомнили о великих творениях своих предшественников, но и стали обращаться к ним за советом, спорить с древними философами, писателями, учеными. Мыслители древности стали своеобразной точкой опоры, оттолкнувшись от которой человеческая мысль пошла дальше. Но это потом, а пока…
Пока средневековые варвары, а точнее, люди первобытного общества оказались в мире культуры, которую они не понимали и потому воспринимали ее враждебно.
Христианство и варвары. Из учебников истории вы уже знаете, что в варварских королевствах довольно рано было принято христианство. Однако новая вера, точно так же как книги, дворцы, скульптуры, пришла из другого мира. Поэтому те прекрасные мысли и ценности, которые несло христианство, были чужды людям из первобытного общества. Эти идеи им было так же сложно понять, как вам пока еще трудно понять научные рассуждения какого-нибудь великого ученого. Ведь для этого нужен другой уровень культуры.
Согласитесь, вряд ли варвары могли бы осознать те нравственные правила, которые заповедал Иисус Христос своим ученикам в Нагорной проповеди.
21 Вы слышали, что сказано древним: “не убивай; кто же убьет, подлежит суду”.
38 Вы слышали, что сказано: “око за око, и зуб за зуб”.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.
40 И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду.
41 И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”.
44 А Я говорю вам: “любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гоняющих вас”.
Ну как они могли понять все это? Они ведь жили совсем по другим правилам, с другим общественным устройством и другими знаниями. А быть христианином – это не просто надеть крестик и ходить в храм. Быть христианином – это означает принять определенные нравственные правила, что совсем непросто. И сегодня еще далеко не все люди понимают учение Иисуса Христа, оно продолжает оставаться той духовной высотой, к которой человечество должно стремиться. А варварам, в одночасье ставшим христианами, где уж им было понять!..
“Христианские язычники”. Бедные священники, как же им было трудно общаться со своей паствой! Представьте себе христианина, который одновременно был… язычником. Только не подумайте, что средневековые люди не верили в Иисуса Христа. Нет, они искренне верили, да только их поступки никак не соответствовали христианским заповедям.

Вспомните, кто такие язычники.
Приведем лишь несколько примеров. Вы, вероятно, знаете, что христиане не только поклоняются Иисусу Христу, но и почитают многочисленных святых. Поэтому почти в каждом селе был храм, носивший имя того святого, мощи которого находились в храме. Как же относились прихожане к своему святому? В раннее средневековье люди считали, что святой обязательно должен делать что-то полезное для своих почитателей. Ему поклонялись не просто так, а за “работу”, которую тот исполнял. От святого постоянно требовали исполнения желаний, чуда. Способы, которыми прихожане пытались заставить святого выполнить свои просьбы, часто носили достаточно курьезный характер.
Так, например, известный средневековый писатель Григорий Турский рассказывал, как однажды франкский король Хильперик, нуждаясь в помощи и совете святого Мартина, велел положить в его гробницу письмо, в котором просил святого написать ему ответ. Дьякон, отправившийся с письмом к гробнице, должен был дождаться ответа. Целых три дня без сна ждал ответа бедный дьякон, однако возвращаться к Хильперику ему пришлось ни с чем.
А вот еще один пример. Его рассказал не менее известный писатель средневековья – Петр Дамиани: “Однажды горцы Умбрии узнали о намерении их пастора, которого считали святым, перейти в другой приход. Это известие чрезвычайно встревожило их, поэтому горцы собрались для принятия коллективного решения. Обсудив возможные последствия ухода пастора, они пришли к выводу, что в этом случае им будет очень плохо, так как они лишатся покровителя. А без покровителя никак нельзя: к кому же обращаться за помощью, если вдруг придет беда? Нет, нельзя, чтобы пастор ушел. И тогда, чтобы сохранить покровительство своего святого, они решили его… убить”. Не удивляйтесь, ведь мощи святого тоже творят чудеса, но зато они не могут поменять приход.
Из этого рассказа видно, что прихожане считали святых своей собственностью, а отношения со святым (живым или мертвым) строились на взаимной верности и помощи. Известны случаи, когда миряне совершали насилие и над мощами святого, при этом они не только ругали его, но и били, обвиняя в нерадивости. Так, однажды некая женщина-крестьянка, трудившаяся на монастырской земле, принялась бить алтарь святого Бенедикта с криками: “Ты что натворил, Бенедикт, бездельник ты этакий? Все спишь? Как ты мог допустить, чтобы с твоею служанкой так обращались?”

Вопросы и задания
1. Почему варвары разрушали дворцы, произведения искусства?
2. Сегодня нередко можно услышать, что каких-то людей называют варварами. Есть ли варвары в наше время? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Как по-вашему, откуда взялись современные варвары?
4. Объясните, почему средневековые варвары, приняв христианство, сохраняли черты язычества? Почему им трудно было понять идеи христианства?
5. В чем вы видите проявление языческих представлений в поведении варваров?
6. Что можно сказать об отношении к жизни и смерти людей средневековья?
Ищем ответ на главный вопрос. Вспомните наш главный вопрос и ответьте, почему в эпоху средневековья так мало ценилась человеческая жизнь?
Путешествие по занимательным страницам
Как мы уже сказали, одним из наиболее известных писателей раннего средневековья был Григорий Турский. Вообще-то его звали Георгий Флоренций, и родился он в городе Клермоне в 538 году. Семья его была очень знатной и набожной, многие из ее членов стали видными церковными деятелями. Георгий получил хорошее образование, с ранней юности душа его тянулась к Богу, поэтому большую часть своего времени он отдавал церковным наукам.
В 573 году Георгий с согласия короля получил сан епископа в городе Туре, с тех пор его стали называть Григорием Турским. На этом посту благодаря своей учености, истинной вере, а также благонравию и трудолюбию Григорий Турский пользовался очень большим авторитетом как у простых людей, так и у знатных и даже у королей, которые оказывали ему неизменный почет и очень внимательно прислушивались к его советам. Григорий Турский был свидетелем и даже участником многих событий VI века, о которых он рассказывает в своих произведениях.

Отрывок из сочинения Григория Турского
“О кончине святого Мартина”
Святой Мартин, епископ Турский, человек, преисполненный добродетели и святости, много помогавший слабым людям, умер на 81-м году своей жизни в деревне своей епархии. Умер он в полночь, в воскресенье. А во время его смерти многие слышали торжественное пение на небесах.
Когда сей угодник Божий занемог, то собрались в деревне жители Пуатье и также жители Тура, чтобы присутствовать при его кончине. После же смерти его между жителями обоих городов поднялся спор. Жители Пуатье говорили: “Наш этот монах, у нас он сделался аббатом, мы требуем передать его нам. С вас достаточно того, что, когда он был епископом, вы слушали его речи, были участниками его трапез, вас он укреплял благословением, вас преисполняли радостью чудесные его деяния. Достаточно с вас всего этого, нам же пусть будет дозволено взять хотя бы его бездыханное тело”. На это жители Тура отвечали: “Если вы говорите, что нам достаточно его чудес, так знайте, что, когда он был у вас, он больше совершил их, нежели здесь. Достаточно сказать, что у вас он воскресил двух умерших, у нас – одного. Он сам часто говорил о том, что его чудотворная сила была большей до получения сана епископа. Вот почему необходимо, чтобы он совершил по смерти то, чего не сделал для нас при жизни. Ведь Бог взял от вас, а нам дал. Действительно, если следовать древнему обычаю, то по Божьему велению он должен быть похоронен в том городе, где он был посвящен в сан епископа. Но если вы требуете его тело на том основании, что оно по праву принадлежит его монастырю, то вспомните, что первым-то его монастырем был миланский”.
Во время этого спора солнце зашло и наступила ночь. Тогда жители Пуатье задвинули засовы на дверях и, положив тело святого Мартина посредине комнаты, встали на страже с двух сторон. И вот в полночь всем отрядом стражников овладел сон. Когда жители Тура увидели это, они похитили бренное тело святого. Поместив тело на корабль, они направились в свой город с пением хвалебных гимнов и псалмов. От их пения жители Пуатье проснулись и, не найдя сокровища, которое они охраняли, в смущении воротились домой.
1. Из-за чего спорили жители Пуатье и Тура?
2. Вспомните, кто такие язычники и кто такие христиане.
3. Найдите в тексте слова, говорящие о том, что жители Тура и Пуатье верили в Иисуса Христа.
4. Найдите в тексте слова, говорящие о том, что жители Тура и Пуатье сохраняли языческие представления.
Паства – так называют христиан, которые составляют общину какого-либо храма. Как правило, это жители близлежащих населенных пунктов, посещающие службы в данном храме.
Миряне – все люди, не принадлежащие к духовенству.

Евгения КОРОЛЬКОВА,
кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте