Когда рыжая лиса превращается в леса
Надо подать слово так, чтобы оно сразу привлекло внимание, включило в работу мышление, затронуло эмоции ребенка. Я изобрела собственный картинный словарь.
Вот один из моментов урока при знакомстве с новым словом.
Ставлю цель работы, затем открываю плакат с необычным написанием слова.
В течение нескольких секунд дети с любопытством смотрят на необычные буквы в виде колеса, читают про себя слово. Внимание сконцентрировано благодаря странному написанию слова! Затем в моей руке появляется настоящее яблоко. Поворачивая его и как бы внимательно приглядываясь к нему, я одновременно указкой показываю на написание слова и произношу:
“В слове яблоко – два О,
Похожие на колесо.
Может быть, поэтому
И круглое оно?!”
Стихотворение-шутка помогло детям увидеть много раз слышанное слово по-новому.
А вот еще один плакат:
“Вот какая карусель!
По большому веселому кругу
Буквы бегут друг за другом.
Найди букву, главную в слове.
Здесь она высотою с ель!
Вот и кружит карусель!”
Иногда достаточно такого плаката, чтобы дети с первого раза запомнили написание слова.
Начинаю так:
– Кто из животных самый большой сладкоежка? Почему?
– Что он любит больше всего?
– Животное, которое ведает, т.е. знает, где мед, так и назвали мед-ведь!
“Слово мед и слово ведать,
А получится-медведь!
Потому, что очень любит
Меда сладкого поесть”.
Сначала дети отгадывают загадку:
“Меня не поленись, сорви!
Расту я низко от земли.
Вкусна, красна, сладка.
Что же я за ягодка?”
– Как вы думаете, почему эту ягоду так назвали?
Вводное слово.
– Когда-то очень-очень давно самым быстрым средством передвижения был конь. И когда появился предмет, который передвигается быстро по льду, его сравнили с конем и назвали…?
“Ну, коньки мои, коньки!
Мчите, словно кони вы,
Нас морозною зимой,
По дорожке ледяной!”
Работа по следующему плакату.
Загадываю загадку о петухе.
– От какого слова произошло слово петух? Почему?
Показываю плакат:
“Петя, Петенька-петух.
Он поет все песни вслух.
Раньше всех рабочий день
начинать ему не лень!
Петя песни поет,
Всех трудиться зовет!”
Такая работа дает детям возможность зорче всматриваться в состав слова, грамотно его писать и развивает интерес к истории русского языка.
“На нотном стане – помидор
Расселся важно, как синьор.
Как он попал сюда,
Ведь он не нота?
Но приглядись получше,
И в слове ты получишь
И ми, и до,
Приставленные к слогу “по”!”
(Иногда ребята перед повторным написанием этого слова, вспоминая стихотворение, стараются про себя это слово пропеть!)
“Дождик, дождик, лей-лей
На траву и на людей,
И на грядку кап-кап,
Где капуста сладкая.
Будет вкусная капуста
Сколько сладости и хруста!”
Э.Межелайтис
“Выполз месяц из тумана,
Рад ведь зайка, что светло,
Здесь ему хоть повезло!”
“Снова встретились мы вдруг.
Ты ведь мой вечерний друг!
Говорят, друзья похожи.
Чем похожи, отыщи!”
“Вот лягушка –
С кочки на кочку – прыг
И в воду – бултых!
“Ква-ква-ква, – смеется задира. –
Хороша у меня квартира!”
Часто в словарной работе для знакомства беру группу слов.
– Карповна!
– Где сидишь ты?
– На кар-низе.
– Что ты делаешь, ворона?
– Кар-каю!
– Что клюешь ты?
– Кар-тофель!
– Что берешь ты?
– Кар-андаш, кар-тон.
– Что рисуешь ты?
– Кар-тину!
– А что ж кричишь ты?
– Нра-вится!”
Инна Гамазкова
Это стихотворение ребята любят читать по ролям. Я читаю за автора и показываю предметы. В результате игрового момента дети легко запоминают нужные словарные слова.
Очень помогает в начале работы над словом такой прием, как отгадывание ребусов.
Этот вид работы вызывает у ребят большой интерес, вносит в урок элемент занимательности, развивает мышление.
а) Ознакомление с плакатом:
“Вставила А ножки
В красные сапожки.
Важно шагает
И нам помогает!”
б) Физкультминутка:
Сапоги-сапожки (Пятка-носок, притоп)
Этот с правой ножки, (Правая нога идет вперед, затем левая)
Этот с левой ножки.
В первом слоге пишем А. (Руки над головой в замок)
Слово трудное пока.
Напишу его я верно, (присели)
Ведь писать с ошибкой-скверно!
(встали)
А.Барто
в) “У умной машины
Сильная рука.
Берет песок с вершины,
Шагает буквой А!”
Сейчас мы часто практикуем на уроках русского языка комментированное письмо. Когда слово трудно представить ярко, я включаю четверостишия (часто шутливого характера) с элементами комментирования.
В первом слоге – буква О!
Это знайте все ребята,
Уважайте букву О!”
Слово Родина даю для того, чтобы легче запомнить другие слова.
Дорогие сердцу слова.
Напишу их с буквой О
И запомню хорошо!”
Слово лиса лучше запоминают в сопоставлении со словом леса, да в стихотворении есть и проверочное слово (лисонька). Сначала читаю и показываю плакат с лисой, где видна гласная. И затем закрываю плакат вторым, где нарисован лес и выделена гласная Е.
– Изменяется ли от гласной смысл слова?
– Можно ли безударную гласную проверить ударением?
Лисоньки-лисички мои,
Пишу вначале букву И.
Напишешь Е –
быть беде!
Тогда рыжая лиса
Превращается в леса!
Плакаты, которые я использую при первом знакомстве со словом, на несколько дней вывешиваю в классе, затем снимаю.
При успешном усвоении словарных слов данного класса вставляю в словарь слова из программы следующего класса.
Учитель начальных классов
Зинаида ВОЛОДАРСКАЯ
п/о Победа,
Выборгский р-н,
Ленинградская обл.
Узелки на память
Узелки на память
Можно подумать, что бывают какие-то слова, которым запрещается стоять в словарях. Нет, конечно, для любого слова – безнадежно устаревшего или только что родившегося – найдется такой словарь, который будет ему только рад.
Так что по сути дела нет на свете несловарных слов, все слова являются словарными. Точно так же, как всякое масло- масляное, а все шестеренки – шестереночные. И все же каждому начинающему школьнику ясно, что значит словарное слово: это такое слово, которое пишется не по правилам. Для него, как говорится, закон не писан; если писан, то не читан; если читан, то не понят; если понят, то не так.
Вся орфография состоит из правил и разных исключений из этих правил. Так вот, исключения – это и есть наши словарные слова. А сколько их – загляните-ка в какой-нибудь большой орфографический словарь!
Ученые всячески старались уменьшить число исключений. Так, еще в ломоносовские времена В.К.Тредиаковский решительно предлагал все слова писать “по звонам”, то есть так, как они слышатся. Но тогда терялась бы связь между родственными по смыслу морфемами (например, труднее было бы различать однокоренные слова).
Когда фонологи внимательно исследовали русское правописание в том виде, как оно сложилось, то выяснилось, что “действительно – разумно”. А именно: буква передает не любой звон (не любой звук), а прислушивается, где же этот звон звучит не искаженно, а сильно и ясно. То есть, как теперь говорят, проверяем в той же значимой части слова, но по фонеме в сильной позиции.
И всюду, где только удается отыскать для проверки сильную позицию, действуют четкие орфографические правила.
А как быть, если буква слышит звон, да не знает, где он? Какие безударные гласные пишутся в словах СОБАКА, КОРОВА, СОРОКА?
Таких правил не существует. И учителя изобретают различные приемы завязывания узелков на память.
Учитель начальных классов из Выборгского района Ленинградской области Зинаида Володарская придумала свой особенный словарик трудных слов. Убедившись в том, что почти все в этом деле зависит от того, каким впервые увидят это слово ученики, она решила обратиться к образному знакомству.
Слова с непроверяемыми орфограммами записываются на плакатиках. А чтобы привлечь внимание к нужной букве, используется зрительный образ. Вместо буквы ученики видят рисунок предмета, очень похожего на эту букву. Например, – вот с такими колесами.
Ученик немножко удивлен. Его внимание задержалось. А тут еще идет рифмованный комментарий (качество его, конечно же, должно быть улучшено).
Для закрепления я бы еще предложил ребятам записывать в тетрадь трудное слово с новым рисунком, например, то же ЯБЛОКО с огурцами или яблочками вместо колес – это каждый ученик придумывает сам.
В картинный словарик входят ребусы, загадки, шарады. Вот как легко запоминается безударная гласная:
“В каком слове 40 одинаковых букв?” (СОРОКА! Но можно и в другом падеже: 40 “и”, 40 “е”, 40 “у”).
Наряду со словарными словами здесь немало слов проверяемых, но тем не менее представляющих известную трудность для младшеклассников.
Правописание трудного слова опутывают ассоциативные ниточки-паутиночки: зрительная, слуховая, двигательная, образная. А в итоге слово крепко-накрепко схвачено памятью школьника.
Зиновий ГОЛЬДИ
Комментарии