Памятка руководителю образовательного учреждения по мерам антитеррористической безопасности
Комментарий «УГ»Реакция на постфактум была и остается нормой для наших властных структур. Комиссии по контролю противопожарной безопасности создаются уже после того, как пожар произошел, деньги на ремонт образовательных учреждений начинают выделяться как следствие какой-нибудь очередной аварии, и так далее.Это ненормально. Прежде всего потому, что страдают дети. Но даже такой аргумент не может расшевелить чиновников. Между тем они говорят правильные слова: «Профилактика прежде всего».Надо, чтобы этот лозунг не был пустым звоном. Профилактические меры действительно могут предотвратить опасность. Если, разумеется, относиться к ним не формально, для «галочки».Найдутся скептики, которые возразят: никакие антитеррористические меры не смогут остановить смертника на КАМАЗе, груженом взрывчаткой… В качестве контрдовода подобному утверждению можно привести слова основателя Русской школы выживания Виталия Сундакова: «Ожидаемая опасность безопасна». Это относится и к вам, уважаемые руководители образования. Сегодняшний день диктует свои условия.
В целях реализации мер по усилению общественной безопасности, защиты детей от терроризма и обеспечению надежной охраны образовательных учреждений руководителю образовательного учреждения необходимо:
– проводить среди учащихся, студентов и преподавательского состава разъяснительную работу, направленную на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, укрепление взаимодействия с правоохранительными органами;
– при обнаружении взрывчатых веществ (устройств), а также радиоактивных, химических и других предметов, представляющих опасность для детей:
а) немедленно доложить дежурному органа внутренних дел (на службу «02»);
б) организовать эвакуацию учащихся (детей) в безопасную зону;
в) принять меры к оцеплению опасной зоны, недопущению в нее людей;
г) по прибытии оперативной группы действовать в соответствии с ее указаниями;
– не допускать в образовательное учреждение посторонних лиц;
– обеспечить охрану образовательного учреждения (где нет постоянной охраны), организовав дежурство преподавательского и обслуживающего персонала;
– ежедневно проводить проверку подвалов, чердаков и держать их закрытыми на замок, а также состояние оконных решеток и ограждения территории;
– с началом занятий и по их окончании входные двери содержать в закрытом состоянии;
– не допускать стоянку автотранспорта на территории образовательного учреждения;
– обеспечивать своевременный вывоз твердых бытовых отходов;
– контролировать освещенность территории образовательного учреждения в темное время суток;
– проверять наличие и исправность средств пожаротушения и их готовность к использованию, проводить тренировки внештатных пожарных расчетов;
– иметь в образовательном учреждении план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– постоянно уточнять схему оповещения сотрудников образовательного учреждения;
– знать телефоны отдела внутренних дел, противопожарной службы, «скорой помощи» и аварийной бригады;
– обо всех чрезвычайных происшествиях немедленно сообщать в органы правопорядка и управление образования.
Комментарий специалиста
Памятка по мерам антитеррористической безопасности есть практически в каждой московской школе. Это весьма подробное руководство к действию имеет одну нестыковку. А именно: докладывать дежурному ОВД, организовывать эвакуацию и принимать меры директор школы должен в том случае, если обнаружит взрывчатое или радиоактивное вещество. Он поистине должен обладать сверхъестественной проницательностью или в крайнем случае иметь в кармане счетчик Гейгера, чтобы безошибочно определить содержимое подозрительного свертка. Не прикасаясь к нему!
Разве что террорист оставит на пакете бирку «взрывчатое вещество (устройство)» или нарисует знак радиоактивного заражения.
– Первое, что должен сделать руководитель образовательного учреждения, заметив подозрительный предмет (сумку или целлофановый пакет), – вызвать по «02» группу немедленного реагирования и эвакуировать школу, – говорит сотрудник ОВД Юго-Западного округа Москвы Александр Дегтярев. – С помощью специально обученных собак или путем просвечивания оперативники определят содержимое сумки. Если опасения подтвердятся – тут уж работа саперов…
Когда речь идет о безопасности детей, лучше перестраховаться. Именно таким принципом руководствовалась директор средней школы Южного округа Москвы, увидев, что в двери подвального помещения школьной столовой выломана доска и отогнут лист железа. Позвонив «02», она велела учителям вывести детей из школы – за пределы 300-метровой опасной зоны вокруг здания. Приехавшая опергруппа взрывчатки в подвале не обнаружила. Но ведь могло быть и иначе. И в этом случае потерянное время обернулось бы трагедией. Тем более, если учесть, что некоторые взрыватели снабжены часовым механизмом.
Реагирование на случившееся или, как теперь модно говорить, на постфактум отнимает гораздо больше сил, средств и нервов, чем профилактика. И если бы охранник вышеупомянутой школы перед тем, как открыть ее и впустить первого ученика, хорошенько осмотрел все помещения, проверил подвалы и подсобки, может быть, не пришлось бы эвакуировать школу и беспокоить дежурную часть ОВД.
Комментарии