search
main
0

Когда ребенок живет в молчании…

Александра Коростелева, учитель-логопед ДОУ №2377: – Я работаю логопедом в детском саду компенсирующего вида. У нас находятся дети с разными диагнозами, заболеваниями. Много лет я училась понимать этих детей, воспитывать и обучать их. Много книг было прочитано, много методик опробовано. И ведь как много методик создано для коррекции и обучения ребенка с тем или иным диагнозом!

Но все еще приходят, встречаются дети, имеющие редкие диагнозы. Как специалист, ты не знаешь, какие методики, методы использовать в работе с этими детьми, куда посоветовать обратиться родителям за помощью, потому что во многих местах они уже были.

Ко мне в группу пришел новый мальчик. Ему пять лет, он не разговаривает, испуган, кричит и плачет, не отпускает бабушку. Несколько дней они просто приходили и сидели, иногда наблюдали за другими детьми. В группу он входить отказывался, через месяц уже вбегал в группу, но требовал, чтобы бабушка находилась рядом. Он все время бегал и проверял, сидит ли бабушка. Я, как дефектолог-логопед, стала изучать, наблюдать за его поведением, уровнем развития. В книгах, в Интернете я собирала по крупицам те сведения, которые могли бы помочь мне построить коррекционную работу. Шаг за шагом, очень осторожно я старалась наладить наши взаимоотношения и найти способы заставить его говорить. У нас с ним был неслышный диалог.

«Меня привели в не знакомое мне место. Вокруг много детей. А мамы нет. И бабушки нет. Везде много игрушек. Очень много. Я возьму эту и эту. Еще хочу вот ту. Быстрее. Много маленьких машинок. Я хочу взять их все. Быстрее».

«Он вбежал в группу. Схватил одну игрушку – бросил, схватил другую игрушку – тоже бросил. Кричит. Вспомнил про бабушку – побежал в раздевалку. Бабушки нет. Кричит, плачет, но слез нет. Я протягиваю ему руку и говорю: «Пойдем». Он берет мою руку, и мы идем. Я открываю дверь, и он вбегает в кабинет, хватает все игрушки, быстро теряет интерес – бросает их. Хватает другие. Усаживаю его за стол, даю пирамидку. Он начинает собирать. Через несколько секунд он отвлекается, встает. Усаживаю его снова. Говорю: «Собирай!» Обнимаю его и удерживаю. Он пытается вырваться. Повторяю: «Собирай!» Он собирает. Говорю: «Молодец!» Глажу его по голове. Возвращаемся в группу».

«Она пришла. Я бегу к ней. Я беру ее за руку. Пойдем. У тебя интересно. Я хочу заниматься. Я хочу научиться говорить…»

«Полгода он ходит в сад. Полгода мы занимались. Мне уже не приходится удерживать его за столом. Занятие он высиживает. Реагирует на голос, выполняет команды-поручения. Повторяет изолированные гласные. Пытаюсь научить повторять открытые слоги. Учим лепетную речь. Ура! Сегодня он, глядя на картинку с машинкой, самостоятельно произнес: «Би-би». Это наша первая яркая победа!

Из всех игрушек он предпочитает маленькие машинки. Он берет их все и расставляет на столе. Одну или две он может прокатить по столу и вернуть обратно в ряд. Он доволен, улыбается и озирается по сторонам. Он замечает, что у другого мальчика в руке две машинки. Он пытается отобрать, но тот не отдает. Он кричит, плачет, орет, показывает на машинки, отходит, кричит, снова возвращается, кричит, плачет. Вмешиваются взрослые, он забирает машинки и успокаивается. Слезы сразу исчезают».

«Много игрушек. Машинки. Они мне нравятся. Они красивые. Я поставлю их на стол. Они мои. Пусть стоят. Я хочу, чтобы они стояли на столе. У этого мальчика моя машинка. Отдай! Она моя! Почему не даешь? Она моя. Ну же! Дай! Я злюсь. Я плачу! Отдай! Заберите у него машинку. Он мне не отдает. Машинка моя! Отдай! Хочу поставить ее на стол. Она должна стоять там. Дай!»

«Я провожу подгрупповое занятие, направленное на коррекцию его проблемы. Я беру игрушки (машинку, самолет, поезд). Показываю и прошу его назвать. Он называет. Я прошу его дать самолет одному мальчику, поезд – другому, машинку – девочке. Он выполняет. Я беру его любимые машинки. Он хочет отнять, кричит. Я показываю машинку, прошу назвать. Он называет. Прошу его отдать машинку мальчику. Он отдает. Хвалю его. Он кричит, хочет отнять, но я уже показываю следующую. Прошу назвать и дать другому ребенку. Он кричит, суетится, но выполняет. Хвалю его. Так продолжается еще несколько раз. Подключаю других детей, и они отдают машинки ему, обмениваются между собой. Он перевозбужден. Снова прошу, чтобы он отдал машинку другому ребенку. Он пересиливает себя и отдает. Затем ему снова передают машинку, и все уже возвращают машинки мне. Хвалю его, глажу по голове. Заканчиваю занятие».

«Мы занимаемся. Она берет игрушки. Показывает нам. Она зовет меня. Спрашивает, как называется игрушка. Я знаю! Это би-би. Она просит дать би-би мальчику. Я отдаю. А это ту-ту. Я отдаю девочке. Она так сказала. Это у-у-у. Зачем взяла машинки? Отдай. Она не дает. Просит назвать. Это би-би. Она говорит отдать. Это моя машинка. Надо ее слушаться. Я отдаю. Но машинка моя. А-а-а! Я злюсь. У нее другая. Би-би. Ее тоже надо отдать. Не хочу! Они мои! Я переживаю! Не хочу отдавать! Она опять говорит – надо отдать. Они же мои! Они должны быть у меня. Надо ее слушаться. Я отдаю. Я хочу кричать. Мне тоже дали машинку. Она красивая. Я хочу забрать все».

«На музыкальном занятии всем мальчикам раздали погремушки для танцев, а девочка сидела на стульчике. Она не участвовала в этом танце. Ему дали погремушку. Он не взял, а застонал. Ему опустили коробку, и он сам выбрал погремушку. Отошел, погремел. Снова подошел к коробке и взял еще одну. Он стал протягивать девочке, но она отмахнулась. Он возмущенно заверещал и снова сунул ей погремушку. Она взяла, но осталась сидеть на стульчике. Он попытался ее поднять, но она снова от него отмахнулась. Это вызвало новую бурю эмоций. Он не понимал, почему она не идет вместе со всеми танцевать. Когда выходят девочки на танец, а мальчики сидят, он выбегает вместе с ними и пытается все повторить».

«Все дети стоят и поют. Я тоже буду стоять и петь. Нет, я встану с этим мальчиком. Я хочу стоять здесь. Или там лучше? Встану туда. Музыка – это хорошо. Здесь большая комната. Можно пробежаться туда-сюда. Можно попрыгать. Музыка мне нравится. Я подбегу к этому большому предмету и нажму на белую кнопку. Раздается звук. Здорово! Детям что-то раздают из коробочки. Эти разноцветные предметы тоже издают звук. И мне дали. Но в коробочке есть другие. Я хочу другую! Я не хочу эту. Хочу другую. Ура! Я взял красивую. Я буду ею греметь. И мальчики гремят. Девочка сидит на стуле. Почему ей не дали погреметь? Надо взять из коробочки… Для нее. Я даю ей, а она не берет. Бери! Бери! Я хочу, чтоб ты взяла. Ну же! Как сказать? Бери! Ура! Взяла! Почему ты сидишь? Иди! Иди со всеми! Пойдем вместе греметь. Ну, пойдем. Вставай! Я опять злюсь. Пойдем!»

«Сегодня была репетиция праздника. Нашу группу объединили с другой группой. Дети пели песню о маме. На словах «Мама, мама…» он широко открывает рот, пытаясь изо всех сил петь. Причем успевает наклониться к рядом стоящим детям, заглянуть им в рот, словно показывая, что надо петь, широко открывать рот. Во время танца он встал в пару с мальчиком из другой группы, который тоже не говорит и не повторяет за другими детьми, а только улыбается. Он словно почувствовал более слабого и взял над ним опеку. Он вел этого мальчика весь танец, разворачивал его, показывал ему, что делать, даже пытался хлопать его же руками. И когда все дети сели на стульчики, он сел с этим мальчиком, и его уже не волновало, что дети из его группы сидят напротив. Еще он очень здорово подпевал за взрослыми во время частушек: «Ух!»

«Дети поют песню. Я видел, как широко они открывают рты. Я тоже так могу. Открою широко рот. Я пою! Как все. Интересно, а мои новые друзья поют? Посмотрю на их рты. Не поют. Почему вы не поете? Это легко. Открывайте рот, как я. Танец! Танец! Мы будем танцевать. Я буду танцевать с новым другом. Он стоит и улыбается. Надо взять его за руку. Вот так! Он пошел со мной. Теперь надо бежать. Побежали. Почему ты не бежишь? Надо бежать! А теперь повернись. Ладно, я сам повернусь к тебе. Давай хлопать. Хлопай же! Надо делать руками вот так… Почему ты улыбаешься? Хлопай. Теперь снова надо бежать. Все бегут. Побежали…»

Темп нашей коррекционной работы очень медленный, но результаты есть: он стал более спокойным, общительным, самостоятельным. Он высиживает занятия наравне с другими детьми, более точно выполняет задания. Круг его возможностей все больше расширяется. За этот год у него много достижений! Есть чему радоваться и гордиться. Но как же далеко его развитие от развития его сверстников! И никто не знает, сколько времени, сколько усилий еще понадобится, чтобы адаптировать и социализировать этого мальчика к окружающему миру. А пока он продолжает жить в молчании и общается с миром с помощью беспокойства и крика…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте