search
Топ 10

Когда побеждает изящество

Готовим фруктовые спагетти и криомороженое!

В переводе с казахского Асем означает «прелесть», «изящество». Это имя очень подходит Асем Ивановне ШУКУРОВОЙ – преподавателю биологии и химии школы №1 села Большая Глушица Самарской области. Тоненькая, изящная красавица с темной челкой похожа на Одри Хепберн – приходит первая аналогия. «Меня обычно сравнивают с Холли Берри», – отвечает на этот комплимент учительница с улыбкой. С голливудскими звездами Асем Шукурову роднит не только внешность, но и увлечение танцами на профессиональном уровне.

Асем родилась в маленьком казахском ауле в Кинельском районе Самарской области. Среднюю школу окончила в соседнем селе Богдановке. В семье было ни много ни мало четверо педагогов – дядя и две тети преподавали математику, одна тетя работала учителем начальных классов. Мама Асем, Ахзиба Зияхметовна Джумаева, окончив Самарский институт культуры по специальности «режиссура», стала руководителем казахского народного ансамбля «Еркемай» и народного театра «Мейрам» в своем районе. Асем, которая танцевала с детства, тоже мечтала поступить в Институт культуры и стать хореографом, выступать в составе танцевальных коллективов, ездить с гастролями. Ее, несомненно, ожидал успех: ансамбль «Еркемай», солисткой которого она была, являлся призером различных конкурсов, а сама Асем в школьные годы неоднократно становилась победителем и стипендиатом конкурса «Одаренные и талантливые дети Кинельского района» в номинациях «Творчество» и «Исполнительское искусство».

– Но мама высказалась категорически против! – объясняет Асем Ивановна. – По ее словам, это нестабильная, тяжелая и подчас неблагодарная работа. Для меня она хотела другого – крепких и надежных профессии и семьи.

Таким образом, выбор пал на педагогический институт. Окончив среднюю школу с серебряной медалью, Асем поступила в Поволжскую государственную социально-гуманитарную академию, чтобы стать учителем химии и биологии.

Шукурова признается: именно химия всегда легко ей давалась в школе, повезло и с учителем, воспитавшим интерес к этому предмету. Поэтому для сдачи ЕГЭ Асем выбрала химию, которая многим ее одноклассникам казалась сложной. Будущая профессия тем не менее представлялась молодой девушке несколько скучной по сравнению со сценой. Но, когда на третьем курсе она попала на первую практику в школу, все изменилось.

– Я поняла, насколько насыщенна жизнь в школе, как она по своей творческой сути похожа на то, что происходит на сцене! – рассказывает Асем Ивановна. – Классный руководитель – это тот же режиссер!

Окончив вуз с красным дипломом, Асем хотела остаться работать в городе, однако планы поменялись. Она вышла замуж и уехала в село Большая Глушица, где поступила на работу в школу №1.

– И тут неожиданно пришло понимание, что работать и жить в сельской местности мне гораздо комфортнее, чем в городе, – делится учительница. – Все время находиться с семьей, детьми на природе, на свежем воздухе, жить в частном доме – это прекрасно! Мой муж – фермер. Наше семейное колхозно-фермерское хозяйство занимается разведением лошадей, производством кумыса и выращиванием карпа. У нас подрастают двое сыновей – девятилетний Тагир и пятилетний Рахат.

В селе Большая Глушица несколько школ. Асем Шукурова работает в отлично оснащенном образовательном центре, где учатся около шестисот детей. Здесь используются ин­терактивные доски, проекторы, а когда молодая учительница впервые вошла в свою химическую лабораторию, обнаружила в ней полный набор реактивов. «Не всякая городская школа имеет такое прекрасное оборудование!» – с гордостью отмечает Асем Ивановна.

В разгар недавней пандемии эта оснащенность помогла выходу из сложной ситуации. Асем Шукурова организовала свой Ютьюб-канал и стала записывать видеоуроки для каждого из классов в отдельности. Ну а теперь, когда очное обучение вернулось, педагог продолжает использовать наработанные элементы дистанционных технологий.

«Современный учитель должен быть мобильным, увлеченным, открытым всему новому и непрерывно работающим над собой» – таково педагогическое кредо Шукуровой. И она следует ему с большим успехом.

В 2020 году, имея семилетний стаж работы в школе, молодая преподавательница впервые приняла участие в конкурсе «Учитель года». Пройдя окружной, зональный и региональный этапы, она стала победителем и представила регион на всероссийском состязании лучших педагогов страны. Как теперь вспоминает учительница, поначалу был некоторый испуг перед такой ответственностью, но благодаря поддержке коллег, семьи, учеников Асем Шукурова прошла это испытание.

Каждый конкурсный открытый урок ей предстояло разработать как режиссеру. Правда, фантазию ограничивало то, что выбрать тему урока нужно было исходя из учебных планов и программ классов школ, которые для участников распределяла конкурсная комиссия.

– На зональном этапе мне выпала тема разложения химических веществ. Чтобы связать ее с современностью, с тем, что близко ученикам, я вспомнила о такой острой и злободневной проблеме, как переработка мусора, – рассказывает Асем Ивановна. – Для ребят самым ярким образом в моем рассказе стал остров Одайба в Японии, построенный полностью из переработанного мусора.

На региональном этапе конкурса педагог использовала тот же прием – связь с реальной жизнью. Тема «Щелочи, растворимые основания» казалась скучной. И тогда Шукурова стала размышлять о происхождении слова «щелочь». Вспомнила, что до распространения стиральных порошков белье в России стирали щелоком – раствором золы в воде.

– Щелок использовали для стирки и во время Великой Отечественной войны, – рассказывает учительница. – Так в моем воображении родился сценарий урока. Я показывала ребятам фотографии военных времен, где женщины стирают, мы читали воспоминания участниц банно-прачечных отрядов, их письма, в которых рассказывалось, как раствор щелочи разъедал руки в кровь… Элементы этого урока были представлены и в ходе мастер-класса в финале конкурса, они произвели большое впечатление на жюри.

Что отличает методику Асем Шукуровой? То, что она с успехом продемонстрировала на конкурсе «Учитель года». Ее уроки, похожие на творческие постановки, не исключение для конкурсных показов, а ежедневное насущное правило. Вот как формулирует свои задачи педагог: «На своих уроках я использую живые химические эксперименты, интеграцию предметных областей в самых неожиданных сочетаниях и практико-ориентированные задания. Также я всегда стараюсь внедрять элементы исследования в урок, чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя ученым-химиком. Я считаю, что необходимо выходить за рамки предмета и любую тему рассматривать шире, затрагивая интересные жизненные ситуации, исторические факты, а порой и глобальные проблемы человечества».

Вот лишь некоторые творческие проекты, которые реализовали в последнее время ученики Асем Ивановны.

«Молекулярная кулинария – обыкновенное чудо современной науки». В рамках работы над этим проектом ученица Шукуровой готовила фруктовые спагетти, самодельную икру с помощью агар-агара, настоящее криомороженое с помощью жидкого азота.
Экологический проект «Биохимический анализ воды села Большая Глушица» оказался очень важным для всех местных жителей. Школьники провели биохимический анализ воды, который показал, что вода в селе достаточно жесткая и по качеству оставляет желать лучшего. Результаты передали санитарно-эпидемиологической службе. И вот итог: в нынешнем году губернатор региона пообещал установить в селе Большая Глушица новую насосно-фильтровальную станцию очистки воды.

В рамках другого проекта – «Изучение влияния различных факторов, влияющих на процессы коррозии металлов» – учащиеся школы проводили опыты, где выявляли факторы, влияющие на процессы коррозии. Затем ребята сделали информационный буклет «Обзор антикоррозионных средств в торговых точках села Большая Глушица» и раздали их водителям. В брошюре был представлен полный обзор продаваемых антикоррозионных средств, который включал название средства, его стоимость, принцип действия и название магазина, где можно его приобрести.

Каждый детский проект, подчеркивает Асем Шукурова, имеет практическое значение и направлен на конкретный результат. «Зрение – это важно» – такой проект по биологии выполнял ученик пятого класса. Помимо изучения теоретического материала мальчик проанализировал статистические данные на основе опроса учащихся школы. Он выяснил, какие заболевания органов зрения имеются у школьников, какие факторы могли на это повлиять. А еще исполнитель проекта изготовил цветные тренажеры для зрительной гимнастики. Их теперь с успехом используют ученики первых классов.

Последняя научно-исследовательская работа под руководством Асем Шукуровой – «Кумыс – напиток здоровья» – оказалась очень важной в условиях недавней пандемии.

– Как только мы в своем семейном колхозно-фермерском хозяйстве запустили производство кумыса, я заинтересовалась химическим составом этого древнего целебного напитка, – поясняет Асем Ивановна. – А в период пандемии интерес к кумысу в наших местах возрос вдвойне. Я предложила тему для проекта своим ученицам. Девочки в ходе работы над проектом сами попробовали доить лошадей с помощью специального доильного аппарата, провели все необходимые исследования в ветеринарной лаборатории нашего села.

Насколько углубленно ученики Асем Шукуровой изучают ее предметы? Она готовит выпускников для сдачи ЕГЭ по химии. Вот мнение учительницы по поводу сложности программы и экзамена:
– Должна сказать, что экзамен по химии с 2004 года, когда я сама сдавала ЕГЭ, очень сильно усложнился. Но я считаю, что это правильно. Основная масса учеников изучают этот предмет на базовом уровне. А те ребята, кто сдает ЕГЭ и ОГЭ по химии и биологии (такие находятся в моих классах каждый год), – это в основном будущие врачи и технологи. Таким образом, эти предметы для экзамена выбирают дети целеустремленные, кому это необходимо для поступления в вуз. Они знают, что нужно штудировать море дополнительной литературы.

Асем Ивановна является классным руководителем восьмого класса. Ее подопечные участвуют не только в научно-практических конференциях, но и в таких мероприятиях, как, например, неделя добра, «Зарница».

– В рамках недели добра мы устраиваем субботники, помогаем ветеранам труда, навещаем детей с ограниченными возможностями здоровья, находящимися на индивидуальном обучении, – рассказывает педагог. – Ребята у меня в классе с самыми разными интересами. Кто-то танцует и традиционно участвует в праздничных концертах. Другие занимаются вокалом, тоже успешно принимают участие в различных конкурсах. Есть и спортсмены, которые в составе школьной сборной завоевывают призовые места по волейболу.

Каждый ее урок или внеклассное занятие – как танец, изящный и творческий. Асем Шукурова не ошиблась, выбрав школьную сцену для своей режиссуры. А настоящие танцы в ее жизни остаются.

Каждый год она выходит на сцену окружного смотра-конкурса педагогических коллективов «Учительская весна». В этом конкурсе Асем Шукурова регулярно занимает призовые места в номинации «Хореография». За нее болеют коллеги и ученики. Кроме народных танцев молодая учительница увлекается степ-аэробикой, вокалом, игрой на домре, выразительным чтением. Ее жизнь – это творчество, а творчество – это жизнь. И замечательно, что это чувство изящества бытия педагог с именем Асем передает своим ученикам.

Светлана ПОТАПОВА, с. Большая Глушица, Самарская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту