search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

Когда отдавать ребенка в школу? Особенности обучения в школе детей шести лет

​Пришло время записывать ребенка в школу, и родителям будущих первоклассников приходится решать множество проблем, среди которых выбор школы, класса, учителя. И особенно актуальным становится вопрос: «Когда отдавать ребенка в школу?».

Мнение специалистов неоднозначно. С точки зрения возрастной психологии ориентироваться стоит не только на интеллектуальную или физическую готовность (к шести годам они уже могут быть сформированы), но и на социальную, личностную, эмоциональную готовность к школьному обучению. Многие психологи отмечают, что шестилетние первоклассники, хорошо развитые интеллектуально, по уровню своего эмоционального и личностного развития остаются дошкольниками, и ведущей деятельностью для них по-прежнему остается игровая деятельность.Поведение учеников с личностной неготовностью к обучению имеет свои особенности: на уроке они часто отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, что не дает им эффективно усваивать учебный материал и мешает остальным ученикам. Ребенок уже может управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он так же легко может переключаться на что-то неожиданное, новое, привлекательное.Еще одной особенностью шестилетних детей является то, что у них недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, опирающийся на социальные нормы и правила. В школе это выражается в том, что их активность, творческая инициатива не могут быть реализованы в условиях жестких требований, строго регламентированного общения. Например, ребенок может разукрасить указанный предмет не в нужный цвет, а в тот, который ему больше нравится. Или сиюминутное желание первым ответить на вопрос учителя преобладает над предписанными правилами поведения. И ребенок невольно становится нарушителем на уроке. И, если его порицают, у него возникает обида и боязнь ошибиться в следующий раз, отказ от деятельности и, как следствие, нежелание учиться. От взрослых в такие моменты требуется эмоциональная поддержка ребенка, выделение его сильных качеств.Также на первоначальном этапе приспособления к новой школьной жизни многие шестилетние дети испытывают трудности адаптации. Они напряжены не только физически, но и психологически. У некоторых могут появиться вялость, плаксивость, перевозбуждение. Дети становятся раздражительными и вспыльчивыми. Когда родители выражают недовольство их поведением и плохой учебой, дети жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Такое поведение связано с особенностью развития мотивационной готовности к обучению в школе.Обучение детей шести лет представляется возможным только с учетом специфики их возраста. Внимание шестилетних учеников таково, что способность продуктивно заниматься одним и тем же делом составляет не больше 10-15 минут. Для более плодотворной работы на уроке учителю целесообразно использовать перерывы на игры и физкультурные упражнения, чтобы предупреждать утомление детей. Такие паузы нужны для снятия напряжения, переключения внимания и включения двигательной активности.В качестве примера можно использовать динамические паузы, сопровождаемые словами (во время чтения стихотворения учитель показывает движения, а дети за ним повторяют):Мы шагаем друг за другомЛесом и зеленым лугом.Крылья пестрые мелькают,В поле бабочки летают.Раз, два, три, четыре -Полетели, закружили.Сначала буду маленький,К коленочкам прижмусь.Потом я вырасту большим,До лампы дотянусь.Ветер тихий клен качает,Влево, вправо наклоняет.Раз – наклон, два – наклон,Зашумел листвою клен.По окончании учебного дня шестилетним учащимся рекомендованы дневной сон, прогулки на свежем воздухе, игры, занятия в бассейне.Также учителю и родителям надо быть очень внимательными и даже осторожными в оценивании работ шестилетних школьников, чтобы у ребенка не пропало желание учиться. Если работа недостаточно успешная, лучше оценить имеющиеся плюсы и похвалить его за старание («Я вижу, ты старался», «Работа получилась интересная, необычная…», «В этот раз у тебя получилось лучше, чем в прошлый»).Таким образом, для комфортного обучения шестилетнего ребенка необходимо соблюдать много условий. Поэтому невольно возникает вопрос: «Стоит ли идти в школу с шести лет? Или все-таки дать ребенку еще побыть ребенком?». Многие родители считают, что для начала школьного обучения достаточно уметь читать и считать. Для педагогов очевидно, что такой критерий не может рассматриваться как основной. Они на практике знают, что этого недостаточно, чтобы ребенок выдерживал учебную нагрузку, темп работы на уроке, был внимательным, усидчивым и устойчивым к трудностям. Принятие решения, поступать ребенку в школу с шести лет или год подождать, конечно, родительская ответственность, но специалистам школы нельзя оставаться в стороне при очевидной незрелости дошкольника. Необходимо этот вопрос обсуждать вместе с родителями будущего первоклассника.Принять правильное решение поможет комплексная психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к школьному обучению; грамотные рекомендации специалистов позволят избежать многих трудностей.Несомненно, обучение шестилетнего ребенка – задача сложная и требует особого внимания со стороны родителей и специалистов школы. Ведь от того, насколько максимально соблюдены условия подготовки и начала обучения, зависят благоприятная адаптация, дальнейшее успешное обучение и полноценное развитие ребенка. Внимательное отношение к ребенку и помощь со стороны взрослого, начиная с начальных этапов обучения, позволят избежать риска возникновения школьных проблем.Мария ВОРОБЬЕВА, Ольга ПЕТРОВА, Наталья ШМЕЛЕВА, Татьяна КОВАЛЬ,педагоги-психологи территориального отделения «Митино» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте