Обязательно ли до школы ребенку выговаривать все звуки? Может ли он молчать до трех лет без последствий? На эти и другие вопросы родителей ответил врач-логопед.
Логопед-дефектолог Инна Сипкина рассказала, что появление речи у детей является одним из важнейших показателей нормального развития. Однако каждый развивается в собственном темпе. Одни дети осваивают первые слова в 10 месяцев, а другие — в год или три. Это все варианты нормы. Однако есть общие критерии, которые говорят о необходимости показать ребенка логопеду.
Если в 2,5 года у ребенка отсутствует связная речь
Если у ребенка в возрасте 2,5 лет речь скудная и бессвязная, и в целом на протяжении нескольких месяцев не развивается, стоит обратиться к логопеду. Чем раньше на проблему обратить внимание, тем легче ее решить. Можно и не ждать до двух с половиной лет, а прийти к специалисту раньше: если в два года ребенок мало разговаривает, отстает в речи от сверстников. Иногда задержка речевого развития в таком возрасте проходит самостоятельно – некоторые дети резко начинают говорить. Однако это бывает нечасто.
Если к 5 годам ребенок что-то не выговаривает (исключение — «Л» и «Р»)
Если речь ребенка развивается и у него адекватный возрасту словарный запас, то до 4 лет в логопеде нет необходимости. Достаточно с ребенком беседовать, заниматься по возрасту.
В 4-4,5 года на консультацию к логопеду следует прийти, если ребенок неправильно произносит какие-то звуки. В норме до 4,5 лет у ребенка появляются все звуки, кроме звуков «Л», «Ль», «Р», «Рь». В этом возрасте дети уже не меняют местами и не пропускают слоги в словах, обычно сформированы все падежные окончания.
Если ребенку скоро 5 лет, а вместо речи у него по-прежнему каша, стоит обратиться к логопеду. Самостоятельно поставить звуки без специальной подготовки непросто. Если не сформировать звукопроизношение до школы, это негативно скажется на письме и чтении.
Если до 6 лет не появились звуки «Л» и «Р»
Звуки «Л», «Ль», «Р», «Рь» обычно появляются в детской речи позднее остальных: они формируются до 5,5–6 лет. К логопеду с такой проблемой следует прийти в возрасте 5–5,5 лет. Первыми из этих звуков осваиваются звуки «Л» и «Ль». На занятиях логопед занимается их постановкой и автоматизацией, готовит артикуляционный аппарат для постановки звуков «Р» и «Рь». Ребенок тренирует мышцы, язык, щеки и формирует воздушную струю.
Как показывает практика, если до 6 лет эти звуки не появляются, то у ребенка останется нарушение звукопроизношения. В подростковом возрасте многим хочется исправить такой дефект речи, это уже сложнее, но при желании все возможно. По словам Инны Сипкиной, которые приводит ресурс Deti.mail.ru, одному молодому человеку в ее практике удалось поставить звук «Р» в возрасте 27 лет. Ему это было необходимо для построения карьеры.
Ранее Сетевое издание «Учительская газета» информировало о планах открыть консультативно-диагностический центр для взрослых с дислексией в МГПУ.
Комментарии