search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века

“Когда народы, распри позабыв…” Тема “Война. Отечество. Память”. 9-й класс

Форма урока: проблемно-исследовательская.
Цели урока:
1. Показать актуальность изучаемой проблемы для современной России. Создать условия для становления собственных взглядов учащихся на проблемные вопросы.
2. Развивать чувство патриотизма. Формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, сограждан.
3. Развивать навыки учебной самоорганизации, формирование навыков работы в группе.
Оборудование. Политическая карта СССР и РФ. Символы СССР и РФ, выставка книг о войне. Папки ширмы и рефераты учащихся. Записи для магнитофона с репортажами о событиях в Афганистане, в Чечне. Атласы для учащихся.
Основные понятия: война, Отечество, память, гимн, герб, флаг.

На доске эпиграф:
“Муравьиная, ежечасная работа тех, кто творит и сохраняет память народа, кто не дает угаснуть традициям веков, безмерно важна. Без нее умирают народы, в пыль обращаются мощные некогда громады государств”.
Д. Балашов

I этап – предварительный
За 1-2 недели до занятия предлагается учащимся выделить консультантов по проблемным вопросам по следующим направлениям:
1. Энциклопедисты организуют поиск значений, понятий в словарях, энциклопедиях.
2. Социологи проводят социологический опрос по проблеме в разных возрастных группах. (См. таблицу 1)
3. Историки подготавливают исторические справки и литературу о символах СССР и РФ.
4. Художники-оформители готовят факелы для обозначения горячих точек планеты, оформляют папки-ширмы или альбомы о символах СССР, РФ и других государств как раздаточный материал.
5. Литераторы подбирают литературу писателей, поэтов, воспевающих любовь к Отечеству.
6. Исследователи организуют поисковую работу по сбору краеведческого материала о памятниках Великой Отечественной войны, воспоминаний жителей Дзержинского района о годах ВОВ, о героях Великой Отечественной войны на территории Дзержинского района.

II этап – проведение занятия
Погружение в проблему. Постановка вопросов для обсуждения проблемы. (Проводят 2 ученика, которые ведут между собой диалог).
1. Есть древняя греческая басня. По дороге в большой город залегло некогда загадочное чудовище с туловищем льва и лицом человека. Каждому путнику, шедшему в город из пустыни оно задавало загадки. Кто не находил ответа, того этот сфинкс пожирал. Такой сфинкс глядит и теперь в глаза русскому народу на дороге к его близкому будущему. Глядит, задает вопросы и говорит: “Разгадывайте сообща, селянин и горожанин, богач и бедняк, ученый и малограмотный. А не найдете общей разгадки – погибнете”.
2. В самом деле: Европа охвачена огнем и кровью. Люди разных народов кидаются друг на друга, как звери. Каждый стоит за свое Отечество и старается уничтожить чужое. Значит, говорят иные, что причина в том, что есть у народов Отечество. Уничтожим это понятие, вытравим в себе любовь к Родине, и первая причина вражды исчезнет. Войны прекратятся…
Вот почему я не считаю праздным поставить следующие вопросы для дискуссии (написать на доске):
Что такое Отечество?
Нужно ли об этом говорить?
Имеем ли мы право и обязанность с любовью отстаивать нашу русскую Родину, которая во всем объеме народов выступает в виде русского государства?
Отечество ли виновато в этой звериной свалке?
В наше время есть люди, которые считают, что Отечество не нужно, что любовь к нему есть чувство вредное, от которого нужно избавиться, как от предрассудка, что нужно действовать так, как будто никакого Отечества не существует. А как вы считаете?
Организация: дискуссия учащихся.
Цель – определение позиций учащихся при обсуждении обозначенных выше вопросов.
По окончании дискуссии предоставить слово группе социологов, которые ознакомят учащихся с анализом социологического опроса среди разновозрастных групп: младшие школьники, старшеклассники, старшее поколение.
Заключение. Педагог приводит слова Ушинского: “Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия”.
Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной – мы зовем ее потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное.
Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина.
Люди исстари приучались поколениями любить свои отечества, и считалось священным долгом стоять за общее отечество до смерти.

Рабочий лист N 1
Задание по группам: приведите пример о любви к Отечеству из… (См. таблицу 2)
Дать возможность выступить каждой группе.
Предоставить слово группе исследователей, которые на конкретном материале благодаря проведенной поисковой работе, приведут конкретные примеры подвигов наших земляков в годы Великой Отечественной войны.
Используя воспоминания наших земляков – жителей Дзержинского района – в годы оккупации, в фашистских концлагерях, они ознакомят нас с тем, как люди, пройдя через все испытания и невзгоды, пронесли чувство любви к своему Отечеству.
Учитель: Объединение областей России в одно Отечество совершалось веками на великой Восточно-Европейской равнине. Началось оно около Киева, потом перешло к Москве. 70 лет мы жили союзным государством, деля все трудности и горе пополам, но в декабре 1991 г. с распадом СССР образовалось новое государство – Российская Федерация.
С изменением границ государства, названия изменилась и символика.

Рабочий лист N 2
Вопросы для работы в группах:
1. Какую территорию занимает наше Отечество, которое мы называем Российской Федерацией. (Использовать политическую карту СССР и политическую карту РФ).
2. Из раздаточного материала символов различных государств отберите символы Российской Федерации.
Что представляет собой флаг Российской Федерации и что означают цвета на нем? Что означает флаг как символ в любом государстве?
Объясните символику изображения на гербе Российской Федерации.
Что означает гимн для каждого государства?
Как вы считаете, каким должен быть гимн РФ?
Согласны ли вы с тем, что после дискуссии был принят гимн на музыку Александрова?
Что вы ощутили, когда впервые услышали новый гимн (музыку и слова) в ночь с 31 декабря на 1 января?
Выступление каждой группы.
Для подведения выводов, анализа ответов учащихся предоставить слово группе историков.

III этап работы
Учитель: Закон человеческой жизни – вечное движение вперед. Позади у нас остались война против всех, семейный и родовой быт. Действительно, отечества уничтожили среди нас войну всех против всех. Но это только до тех пор, пока речь идет об отношениях между отдельными людьми. Но как только речь заходит о государствах, дело меняется. Еще французский мыслитель Прудон уверял, что война всех против всех есть явление вечное. В сущности народы всегда воюют друг с другом, и только временами у них наступают передышки, которые мы называем миром. Ученые подсчитали и выяснили, что из 500 лет цивилизации только 395 были мирными, более 400 миллиардов человек погибли в пламени войны. Война становится все страшнее.
Прослушайте магнитофонную запись репортеров о событиях в Афганистане, Чечне.

Рабочий лист N 3
Задание по группам. Дополните предложения:
1. Война – это…
2. Виновники войны – это…
а. военные, потому что…
б. правительство, потому что…
в. нет в отдельности ни правых, ни виноватых, а виновны все, потому что…
3. Военные конфликты ХХ века – это…
4. Прекратить этот ужас, сделать войны невозможными можно, если…
5. Мы пошли бы на войну, если бы были уверены в том, что…
6. Мы считаем, что общество, государство должны заботиться о…
Группа энциклопедистов дает практическую справку о значении слова “война”, делая вывод после выступления каждой группы.

IV этап работы
В древности говорили: “Когда войну забывают, начинается новая”. Юлиус Фучик в одном из своих стихотворений писал: “…Об одном прошу не забывать – не было безымянных героев”.
Значит, самое главное, чтобы избежать войны, – это память.

Рабочий лист N 4
Вопросы для дискуссии:
1. Согласитесь ли вы с этими высказываниями?
2. Что означает слово “память” для вас? Коснулись ли вас лично, вашей семьи война и ее последствия?
3. Что конкретно делаете вы (ваша школа, одноклассники, чтобы сохранить память о прошлых событиях в сердце каждого из нас)?
4. Достаточно ли внимания уделяется участникам военных событий и что, на ваш взгляд, можно для них сделать?

V этап работы. Итоги
Мы с вами попытались до себя лично, до каждого из нас донести значение понятий: война, Отечество, память. В заключение хочу предоставить слово группе литераторов, которые нашли прекрасное стихотворение Максима Рыльского “Людям и народам”, в котором звучит, как набат, призыв ко всем.

Народы мира, люди всех племен,
Любых цветов, любых оттенков кожи,
Пусть шар земной сегодня разобщен –
Восторжествует истина над ложью.

Ведь цель у нас одна,
Ведь мы хотим, мы жаждем мира вместе,
Свободной жизни, светлой, как весна,
Неомраченной материнской песни.

VI этап работы. Домашнее задание
Написать мини-стихотворение.
Что дал вам этот урок и следует ли проводить подобные уроки?

VII этап работы. Оценивание
Учащиеся сами оценивают работу друг друга в группах. Учитель же оценивает наиболее активных участников в ходе дискуссии и устных сообщениях.

Литература:
Дмитриев С.Н. Альманах “Подвиг”, Молодая гвардия, 1991 г., стр. 192-198.
Данилов. История Отечества ХХ в. Учебное пособие для 9 кл.
Клименко А.В. Экзамены по обществознанию.
Пикуль В.С. Звезды над болотом. М., Современник, 1994 г.
Родионова И.А. Политическая карта мира.
География мирового хозяйства. М., Московский лицей, 1997 г.
Максаковский В.П. Экологическая и социальная география мира. М., Просвещение, 1993 г.

Рефераты учащихся:
А) Наши землячки – герои Великой Отечественной войны.
Б) Памятники Великой Отечественной войны на территории Дзержинского района.
В) Дети в войне. На основе воспоминаний жителей Дзержинского района.
Г) Память на всю жизнь.

Словарь:
Флаг – олицетворяет независимость, суверенитет и место государства в мировом сообществе. Главы государств, вступая на должность, произносят клятву верности в присутствии флага.
Оскорбление флага в большинстве стран рассматривается как уголовно наказуемое преступление.
Гимн – визитная карточка нации, с его помощью народы отличают себя друг от друга,
– торжественная песня и музыка, принятые как символ государственного или социального единства.
Герб – эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
Война – вооруженная борьба между государствами, народами, классами внутри государства.
Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой принадлежит.
Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также сам запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.
Определения взяты из словаря Ожегова С. и Большого юридического словаря.

Любовь ЗУБОВА,
учитель истории

Дзержинский район,
Калужская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте