search
main
0

Когда нам будет пятьдесят…. Социализация и самореализация личности в процессе взаимодействия с ветеранами Великой Отечественной войны

В 2045 году нынешним 15-летним будет 50 лет, и они задумали в год столетия Великой Победы показать своим внукам и детям тех ветеранов, которых они видели вживую, с которыми общались в реальном времени. Ребята решили создать видеофильм, где были бы живые голоса и лица ветеранов нашего города и края, подарить этот фильм ветеранам и их семьям. В этом фильме ветераны не только будут давать интервью-воспоминания, но и обращаться к тем, кому встречать столетие Победы. И тогда 9 мая 2045 году этот фильм можно было бы показать на главной площади нашего города и по телевидению.

Целевая инициативная группа:

члены Совета лицея (орган ученического самоуправления), творческая инициативная группа лицея № 48 города Краснодара, творческая инициативная группа 7 «Г» класса

Цели:

– формирование навыков социального закаливания и моральной ответственности для успешной адаптации в социуме через организацию социально-значимой деятельности;

– совершенствование работы по социализации и подготовке учащихся к самостоятельной жизни, обучение социальным навыкам.

Задачи:

– стимулирование и поддержка социально значимой деятельности школьников;

– использование имеющихся в лицее наработок и воспитательного потенциала (система дополнительного образования и школьного самоуправления) для организации социально значимых дел.

Содержание работы:

1. Сбор информации об участниках Великой Отечественной войны.

2. Соблюдение традиций воспитательной системы лицея.

3. Активное участие в общешкольных КТД, конкурсах, акциях округа, города, края.

4. Организация классных часов по данной теме с приглашенными ветеранами.

5. Посещение домов престарелых, военных госпиталей и других социальных учреждений.

6. Оказание материальной и духовной поддержки старшему поколению.

7. Проведение общих сборов, Советов дела и собраний классных творческих групп-центров.

8. Разработка и выпуск школьной газеты.

9. Проведение социальных опросов на улицах города.

10. Сотрудничество с советом ветеранов для получения необходимых материалов.

11. Публикация материалов в СМИ.

12. Создание электронного альманаха.

13. Выпуск фильма и создание презентации.

Идея

Проект направлен на развитие необходимых каждому умений и способностей, привычек и черт характера, необходимых для успешной социализации (создание хорошей семьи, формирование жизненных ценностей и ориентиров, приоритет прав и свободы личности, осознание её уникальности и право на жизнь); развитие в единстве трех сторон личности (познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой и действенной), формирование научных знаний, гуманных и демократических взглядов, убеждений, идеалов, воспитание и укрепление высоких чувств, стремлений, интересов, потребностей.

Ход реализации проекта

Социальное проектирование.

Определение темы и актуальности.

Определение круга социальных партнеров и получение их согласия.

Определение ресурсного потенциала.

Определение миссии Совета и творческой инициативной группы.

Нормативно-правовое обеспечение (договоры с родителями, письменные заявления).

Информационная поддержка (выложить содержание Проекта на школьный сайт для организации интерактивного сопровождения и привлечения новых партнеров).

Сбор-старт, коллективное планирование.

На первом общем сборе Совета заслушивались результаты сбора информации (ребята представили презентацию по итогам работы),  прошло обсуждение по группам. В итоге был выбран Совет дела из представителей каждого первичного коллектива для предоставления информации и создана инициативная группа заинтересованных лиц.

Цель: зажечь сердца и души людей, которые попали на сбор. Для достижения этой цели надо:

– сформулировать и донести до участников проекта его актуальность, основные цели, и способы их достижения. Создать благоприятную эмоциональную атмосферу, которая позволит испытать чувство радости от совместной деятельности;

– обеспечить научную, психолого-педагогическую основу проекта (наглядность, логическую завершённость, соответствие методов и форм работы общим целям и задачам и т.д.);

– самое главное – пробудить желание быть вместе, общаться с ветеранами, осознавать роль Победы в истории развития нашей страны, необходимость передать информацию о героях войны будущим поколениям, стараться собрать и подготовить качественный материал.

Подготовка к сбору-старту коллективов и его проведение.

На этом этапе мы начали активное взаимодействие с советом ветеранов Центрального округа, комиссии по патриотическому воспитанию, возглавляемая Л.И. Кавериной. На первой встрече обсуждались возможности плодотворного взаимодействия и совместной работы.

Сбор информации.

Совет дела, опираясь на предложения совета ветеранов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, возможности самих ветеранов, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же и руководит выполнением задуманного.

Провели: опрос учащихся школы, родителей,  изучение законодательной и нормативной базы, анализ материалов СМИ, встречи с населением, вовлечённым в проблему (представители СМИ, типографий, школьники города и края, занимающимися подобной деятельностью).

Разработка собственного варианта решения проблемы.

Методика:

1.      Еженедельный сбор информации из классов лицея.

2.      Создание электронного альманаха «65-летие Победы». Создание страницы на школьном сайте. Публикации в СМИ («Краснодарские известия», «Рассвет», «Над Кубанью»).

3.      Общие советы по организации выпуска газеты, по их планированию, проведению, анализу, обмену информацией между коллективами и т.д.

4.      «Организаторские дни» обеспечивают участие каждого ребёнка в коллективном сборе информации.

Планерки посвящены обсуждению итогов периода и планов нового (мнения и предложения творческих групп, бригад), выборам представителей на общее собрание и обсуждению предложений, материальных возможностей и информационной базы.

Реализация плана:

1.          Договор с администрацией школы об использовании школьного оборудования, установка нужной программы на компьютер.

2.          Договор об оплате расходов с представителями Управляющего Совета школы.

3.          На первом педагогическом Совете школы представители инициативной группы обобщили сделанное и рассказали о своей инициативе. Коллектив педагогов школы поддержал инициативу ребят. Лидия Романовна Стовбир вошла в инициативную группу.

4.          Договор с типографией.

5.            Налаживание связей с советом ветеранов, возглавляемого Л.И. Кавериной. Создание видеофильмов и репортажей.

6.          Выпуск газет.

Посещение военного госпиталя, домов престарелых, организация шефства над ветеранами Великой Отечественной войны, закрепление каждого класса за ветеранами округа.

Сбор отчетных документов из прессы, отзывов письменные властей, протоколов попечительского и педагогического советов, оформление сметы расходов и т.п.

Стендовый доклад о работе над проектом.

Подготовка и отбор материалов информационного сопровождения проекта (видеоряд, тиражирование, отбор материалов к конференции).

Подведение итогов.

Итоговая конференция, подготовка материалов к трансляции (сеть Интернет, видеофильм).

Ресурсы: финансирование покупки дисков, расходы на типографию, верстка и монтаж видеофильма.

Результаты школьного проекта:

– Выпуск школьной газеты по данной теме.

– Работа активистов в каждом классе.

– Создание фильма о ветеранах Великой Отечественной войны, издание Книги памяти.

– Повышение мотивации  к изучению своей истории и углубления знаний о ней.

– Повышение уровня социальных навыков учащихся.

– Внимание к старшему поколению.

– Демонстрация будущим поколениям в День столетия Победы в Великой Отечественной войне видеофильма с её участниками.

Один из результатов – расширение числа активных партнеров, следовательно – перенесение действия проекта на уровень края и страны

Функции проекта.

– Передача готового материала жителям города, ветеранам Геронтологического центра «Екатеринодар».

– Усвоение передаваемого опыта.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: обеспечение целенаправленного информационного социального, психологического, педагогического влияния на поведение и деятельность детей микросоциума.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МАССОВАЯ: организация общественно-ценной деятельности детей для решения задачи социальной помощи участникам войны, поддержки, воспитания, развития, реализации планов.

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ: разработка программы действий, плана работы по созданию  книги, фильма, брошюр, презентаций, направлений деятельности творческой инициативной группы лицея, методических рекомендаций.

ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ: осуществление связи между поколениями.

Для ребенка  работа над  проектом «Когда нам будет 50» – это возможность:

–  перенять опыт.

– ощутить свою полезность и значимость в обществе;

– оказать помощь и поддержку участникам Великой Отечественной войны;

– разрешать конфликты, используя навыки  созерцания, а не разрушения;

– преодолевать психологические барьеры в общении со старшими;

– использовать различные технологии для планирования, организации и анализа своей деятельности;

– внести свой  вклад в просвещение и информирование будущих поколений по данной теме.

Форма представления результатов для массовой практики.

Участники записывали интервью с ветеранами, делали фотографии, собирали информацию, писали сочинения и отзывы по данной теме, проводили тематические беседы и встречи.

Собранный материал превращается в книги, фильм. Защита проекта проходит в виде издания презентации книг и фильма.

Научно-методическое обеспечение проекта.

Методической основой создания Проекта стала проработка пошаговой технологии социального проектирования, ее унификация и ликвидация недопонимания между поколениями, а также невнимательности к собственной истории, которые зачастую возникают  в школе из-за нехватки знаний и наглядных примеров.

В основу данной программы действий детского объединения легла концепция воспитания И.П.Иванова, по мнению которого «основу воспитательного процесса составляют такие отношения воспитателей и воспитанников, которые носят характер общей творческой заботы, как старших так и младших,  об улучшении окружающей жизни, о каждом как самостоятельной творческой личности».

Воспитательные отношения общей  заботы – это главная идея, главный мотив, основа успешности и комфортности процесса социализации.

Лидия Стовбир,  учитель географии,

Галина Ковтун, заместитель директора по воспитательной работе лицея № 48 Краснодара, победители VI конкурса для классных руководителей \”Мудрая сова\”

Школьные газеты, созданные краснодарскими детьми, можно скачать по адресу: http://narod.ru/disk/34357345001/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D1%8B.rar.html

Видеоматериалы: http://narod.ru/disk/34394483001/VIDEO_TS.rar.html

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте