Многие подростки очень хотят быть похожими на своего кумира: успешного, сильного, богатого, одним словом, “крутого”. Именно такой кумир постоянно внушает им, что “у сильного всегда бессильный виноват”, что быть успешным – совсем необязательно быть умным и долго учиться, главное, уметь активно работать локтями и кулаками, что для достижения цели все средства хороши, что “победителей не судят”. Вот и получается, что многие ребята начинают сравнивать две возможности, два пути, два образа жизни: один они видят у себя в семье, когда родители с утра до ночи на работе, получая за нее копейки. Другой путь на экране телевизора, где 24 часа в сутки “крутят” боевики, криминальные сериалы, “мыльные оперы”, где нет места чувствам сострадания чужой боли, добра, милосердия, взаимопомощи, умению прощать. Героев многих современных фильмов не волнует, что у них маленькая зарплата, что не на что лечить заболевшего ребенка, да и вообще у них абсолютно другие проблемы в жизни.
На сравнении этих двух противоположностей многие начинают делать свой выбор, тем более в подростковом возрасте у человека нет собственных твердых убеждений, нет жизненного опыта, а выбирать он только учится, учится на собственном опыте. Хорошо, если в этот период с “юношами, обдумывающими, как строить свою жизнь”, рядом будут мудрые родители, неравнодушные учителя или воспитатели. Чтобы правильно выбрать, надо учиться выбирать, надо учиться видеть последствия выбора. За ослепительной красотой и блеском богатства стоит чей-то тяжелый труд. Кто строит дворцы для богатых? Кто растит хлеб и делает красивую мебель? Невозможно постоянно только потреблять, ведь чтобы потребить, надо сначала это произвести, сделать, изготовить, создать, придумать, изобрести. Кто же должен заниматься этой тяжелой, неинтересной, часто грязной работой, ведь чудеса по-щучьему велению бывают только в сказках. Может, я не прав, но мне кажется, что честно работать, быть патриотом России, не стремиться к легкой и богатой жизни сейчас не только не модно, но даже стыдно и неприлично говорить об этом вслух. У многих такие разговоры вызывают усмешку, боюсь, но таких людей могут посчитать не вполне нормальными. А что будет со всеми нами через 10, 20, 50 лет, если агрессивность будет расти и дальше? Наверное, люди могут вернуться в первобытную пещеру, потому что не компьютеры и не сверхсовременные технологии определят будущее человечества, а ответ на вопрос: останутся ли человечными люди на Земле?
Современные СМИ, или их еще называют “четвертой властью”, наперегонки, боясь быть вторыми в этой гонке за сенсацией, ежедневно обрушивают на головы своих сограждан, взрослых и детей, настоящий шквал пугающей информации: убийства, смерти, стихии природы и рукотворные трагедии. Что ни утро нового дня, то катастрофы самолетов, поездов, автобусов, теракты и взрывы в жилых домах, убийства политиков и коммерческих конкурентов. Вспоминаются слова из песни Виктора Цоя: “Я не люблю, когда мне врут, но от правды я тоже устал…” Получается, что избыток такой информации плюс бесконечные боевики и ужасы телесериалов не просвещают, а развращают тех, кто получает информацию только из СМИ.
Кстати, а что означает слово “развращать”? Из словаря я узнал, что это слово родом из периода общего религиозного сознания, которое было способно управлять нравственным поведением подавляющего большинства людей. Развращать – значит раскрыть ворота, не препятствовать, впустить, врать, изменять – значит менять местами естественное положение вещей. Если человек “впускает” в себя безнравственную информацию, если он выбирает для себя соблазн легкого, простого или даже преступного достижения цели, если ему даже в голову не приходит задуматься о цене своих поступков и цене своего выбора, происходит саморазвращение человека.
Легкодоступные удовольствия, лень и нежелание трудиться превращаются в привычку, над которой уже не задумываются. Что же делать? Можно ли что-то изменить? Что можно и нужно противопоставить этому?
У меня есть свой ответ на эти вопросы. На последний из них история развития цивилизации давно дала ответ: человечеству дан единственный здоровый нравственный ориентир, где всего две оценки – добро и зло. Раньше, когда в обществе не было столь велико влияние средств массовой информации, родители, бабушки и дедушки учили своих детей и внуков через веру в Бога тем истинам и запретам, о которых они сами узнавали от своих родных и близких. Может быть, именно эти знания и вера в них помогали многим людям жить и не совершать дурных поступков? Философы и просветители, лучшие умы нашей цивилизации тысячелетиями пытались найти идеал человеческих взаимоотношений, найти истину, ответить на вопрос: что есть добро и зло? Из этих попыток постепенно появилась одна, самая главная заповедь: она стара, как стар весь наш мир. Еще Конфуций проповедовал ее в Китае 2400 лет назад, Будда говорил о ней на берегах священного Ганга за 50 лет до Рождества Христова. Священные книги индуизма учили этой заповеди за 1000 лет до того, как Иисус провозгласил ее среди каменистых холмов Иудеи 20 столетий назад. Мысль эта содержится в главном принципе человеческих отношений: “во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”. Библейские заповеди христианской морали, Нагорная проповедь Христа – о них сейчас и не вспоминают. Но в них тысячелетний опыт человечества, основы нравственного поведения. Что, все это устарело, несовременно, не нужно, глупо? А что нового в поисках истины и новых идеалов придумало человечество? В сборнике статей, написанных нашим гениальным современником Д. Лихачевым (“Я вспоминаю”, 1991 г.), читаю о десяти заповедях человечности, которые полностью согласуются с христианской моралью. Вот эти заповеди.
1. Не убий и не начинай войны.
2. Не помысли народ свой врагом других народов.
3. Не укради и не приписывай труда брата своего.
4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
6. Чти родителей и прародителей своих и все сохраненное ими сохраняй и почитай.
7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
9. Пусть живет все твое, мыслится немыслимое.
10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.
Почти все статьи Конвенции о правах ребенка начинаются словами: “У каждого есть право на…”. Среди многих важных прав есть и право на получение точной и своевременной информации, статьи 13, 18, 29 Конвенции. О какой информации для детей идет речь? Честной или ложной, полезной или вредной, положительной или отрицательной, доброй или агрессивной? Нам надо научиться отличать честную, достоверную, правдивую информацию от той, что развращает людей. Надо учиться делать свой выбор в море соблазнов, среди лжи и правды, добра и зла, мы должны уметь ориентироваться на честную и добросовестную работу СМИ, понимать, что многое сейчас в нашей “четвертой власти” подчиняется сомнительному лозунгу: “Кто платит, тот и заказывает музыку”. Это необходимо знать каждому здравомыслящему человеку, чтобы составить для себя реальное, а не искаженное представление о мире, чтобы быть готовым жить в нем, в реальном, а не в мифическом, виртуальном мире. Что можно сделать сейчас для этого? Молчать и ждать, что кто-то все изменит? Не обращать внимания, понимая, что твой голос все равно никто не услышит?
Я думаю, что со мной будут согласны многие взрослые и мои сверстники в том, что через нашу законодательную и исполнительную власть, через власть Президента России надо добиваться запрета на многие виды рекламы, которые ведут к росту насилия, которые пропагандируют вредные привычки, вредят здоровью нации. Необходимо, чтобы многие не детские программы телевидения демонстрировались глубокой ночью и по платным каналам. Внести на рассмотрение законопроект, предусматривающий уголовное наказание всем руководителям СМИ, нарушающим эти законы. Если бы я был министром образования России, я бы обязательно постарался сделать так, чтобы среди школьных предметов научного направления были обязательно и курсы, занятия, на которых бы учили нас быть людьми, учили сердца и души человечности. Если в людях сохранится доброта и человечность, наш мир не погибнет.
Андрей ЗЕМЛЯКОВ,
ученик 9-го класса
Ростов-на-Дону
Комментарии