Новая парадигма: ребенок с ОВЗ в образовательном комплексе. Трансформации в образовании открыли новые возможности для самой незащищенной категории образовательного процесса – ребенка с ОВЗ.
Еще несколько лет назад трудно было представить, что идеи инклюзивного образования будут реализовываться в стенах кадетской школы, в которой одним из критериев приема были высокие показатели здоровья ученика. Таким образом, ребенок с ОВЗ априори не мог учиться в подобной школе. Но все течет, все изменяется, и сейчас такой ребенок имеет возможность сам выбрать учебное заведение, в котором хотел бы учиться, поэтому школа, в свою очередь, обязуется оказывать качественные образовательные услуги в зависимости от особенностей ученика. Образовательный комплекс №1784 «Кадетская школа» создан для детей с различными образовательными потребностями. Наша задача – предоставить всем учащимся образование, которое позволит им уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.Инклюзивное обучение – наиболее перспективная и подходящая организационная форма для работы с детьми-инвалидами. Такой метод способствует социализации личности. Включение ребенка с ОВЗ в образовательный процесс позволяет ему почувствовать себя равным среди сверстников; формирует у детей чувство толерантности; помогает раскрыть смысл вечных ценностей и переосмыслить потребности. Для того чтобы сделать инклюзивное обучение частью образовательного процесса в нашей школе, потребовались новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Для этого администрация провела следующие мероприятия: – приведена в соответствие нормативно-правовая база:- внесены изменения в устав школы;- принято положение об инклюзивном образовании детей с ОВЗ;- составлена модель внедрения инновационных программ по инклюзивному обучению в школе;- разработана индивидуальная траектория развития для каждого ребенка с ОВЗ;- внесены дополнения в должностные инструкции учителей;- утверждены положение и рабочие программы для классов инклюзивного обучения, положения о медико-психологическом консилиуме, алгоритм взаимодействия с ЦПМПК Москвы и школьного медико-психологического консилиума;- проведена профессиональная переподготовка сотрудников школы, работающих с детьми с ОВЗ;- на основании заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии подготовлены пакеты документов, разработан индивидуальный маршрут развития на каждого ребенка-инвалида, проводятся выездные заседания ПМПК на базе школы. Чтобы создать базу индивидуальных образовательных маршрутов, необходимо систематизировать все диагностические исследования здоровья детей с ОВЗ. Для этого проводятся комплексные обследования каждого ребенка. Результаты обследования выполняются в виде карты развития ученика. Затем подготавливаются индивидуальные рекомендации для психолого-медико-педагогической помощи ребенку с учетом особенностей его психофизического развития, после чего в сотрудничестве с комиссией разрабатывается каждый индивидуальный образовательный маршрут, который основывается на уже существующих образовательных стандартах, но с отдельной корректировкой для каждого ребенка. Педагоги при подготовке содержания занятий для учащихся с ОВЗ учитывают, с одной стороны, принцип доступности, а с другой – не допускают излишнего упрощения материала. Таким образом, формируется целая база образовательных маршрутов. Еще одно важное условие, способствующее развитию детей с ОВЗ, – создание комфортной среды. В нашей школе предусмотрен отдельный блок дополнительных образовательных услуг, их цель – увеличить социальную активность ребенка, позволить ему накопить положительный опыт межличностного общения, толерантности. Для этого проводятся уроки доброты, уроки здоровья, акции «Помоги ближнему», «Навстречу друг другу»… Кроме того, в нашей школе есть свой кукольный театр, в котором артисты – ученики младших классов. Театр регулярно показывает свои спектакли в дошкольном отделении нашего комплекса, в котором есть дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Каждый спектакль заканчивается словами: «Дружба всем нам помогает, дружба всех оберегает. Если всем нам подружиться, можно многого добиться!». В результате всех этих мероприятий здоровые дети видят, с какими трудностями сталкиваются их сверстники. Это воспитывает в них чуткость, они учатся лучше понимать друг друга, помогать в нужный момент, принимать в свой круг друзей с особенностями, а также начинают осознавать, что любой человек способен преодолеть существующие сложности и добиться успеха. Созданные в нашей школе специальные условия для обучения детей с ОВЗ и все точно проработанные механизмы педагогики позволяют фундаментально решить ряд задач, связанных с общим образованием таких детей. Это, в свою очередь, оказывает прямое влияние на формирование их будущего, в которое они войдут, мы надеемся, с чувством уверенности. Светлана КОНДРАТЬЕВА,директор школы №1784;Елена САВЕЛЬЕВА,координатор по инклюзивному образованию школы №1784, кандидат философских наук;Наталья СОЛОВЬЕВА,доцент, специалист по учебно-методической работе Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат педагогических наук
Комментарии