search
main
0

Когда кого-то учишь, в первую очередь учишься сам. Елена КАМБУРОВА

Победителей конкурса «Учитель года России-2009» в один из дней октября объявляла народная артистка России Елена КАМБУРОВА. И это неудивительно: цель ее профессии – «сеять разумное, доброе, вечное». Просвещать. Если бы о профессиональной деятельности Елены Камбуровой написали диссертационное исследование, главный вывод звучал бы так: создана синкретическая модель исполнительского творчества, в которой песенный жанр приобрел характерные черты музыкально-поэтического спектакля, а постоянным атрибутом сценической пьесы стала разножанровая песня. В диссертации непременно присутствовал бы внушительный список открытий, относящихся не только к пению, театру, кинематографу, но и к педагогике. Первое по значимости открытие – песни, уникально исполняемые на сцене. Второе – песни, звучащие в кино и мультфильмах за кадром. И те и другие обучают, воспитывают, развивают: сердце делают думающим, ум – чувствующим, душу – открытой добру.

– Елена Антоновна, Макаренко считал, что в педагогическом и актерском мастерстве много общего. А вы, работая на сцене, ощущаете себя учителем?

– Любое присутствие на сцене, любая деятельность, связанная с тем, что тебя кто-то слушает или видит, имеет своим результатом учительство, думает об этом исполнитель или нет. И это очень большая ответственность, ведь каждое впечатление формирует что-то в душе у зрителя. От того, что поется или говорится, может родиться добро, а может и зло. Большое расстройство и тревогу вызывает многое из показанного на телевидении и напечатанного в СМИ, потому что это оказывает тягостное и пагубное воздействие на неокрепшие души, особенно детские.

– В вашем репертуаре есть произведения, например «Грузинская песня», «Кавалергарды», которые до сих пор любят и знают. А есть почти забытые «Гренада» и «Песня о маленьком трубаче», но вы с ними не расстаетесь. Почему?

– Потому что эти песни вне времени, и они всегда будут мне интересны.

– Действительно, вне времени, на все времена… Юноша-мечтатель поет о дальней земле с необычным названием Гренада, а умирает за Отчизну. Обыкновенный трубач выводит из окружения полк – спасая других, погибает сам… Вспоминаются фильм-концерт 1984 года, ваша песня о маленьком трубаче. Это и спектакль – лирический, романтический, героический, трагический, патриотический – все в нем! Жаль, что ни школьники, ни студенты не знают сейчас стихи Михаила Светлова, Эдуарда Багрицкого, Николая Тихонова. Не знают, что «Маленького трубача» придумали барды Сергей Крылов и Сергей Никитин.

– Такое незнание и от учителей зависит, как раз на них ответственность огромная.

– Вы много сделали в кинематографе. «Маленький принц», «Любовь и разлука», песни из «Приключений Электроника», заставка к журналу «Ералаш», колыбельная «Спи, моя радость, усни» – это уже классика жанра, точнее, разных жанров. Как вы сейчас относитесь к тому, что спето за кадром?

– Я рада, что у меня нет ни одной песни за кадром и в фильмах, и в мультфильмах, за которую мне было бы стыдно, – все они добрые. И первая моя запись, «Маленький принц», очень светлая, романтичная. В конце 1980-х годов я записала заставку для передачи «Спокойной ночи, малыши» – колыбельную «Спи, моя радость, усни» – на прекрасную музыку Моцарта и Флиса. Такая музыка рождает тонкое восприятие мира. Но даже тогда, уже давно, на телевидении решили: лучше попроще, попримитивнее. То, что теперь слушают дети перед сном, мило, хорошо, но на несколько порядков ниже.

– Есть замечательные музыкальные фильмы, которые у нас раньше не называли мюзиклами. Среди них «Дульсинея Тобосская», «Капитан Фракасс», «Питер Пэн», «Дон Сезар де Базан». Здесь тоже звучит ваш голос. Значит, вы стояли у истоков создания отечественного мюзикла…

– Эти истоки, скорее, не в кино, а в театре, в программе «По страницам мюзиклов», которая появилась в 1980-е годы, когда о таком жанре у нас знали мало. Все началось со знакомства с «Человеком из Ламанчи» Митча Ли и Джо Дэриона. Многие номера из него пришлись по душе. И уже потом, лет через десять после нашей программы, в стране появились постановки других мюзиклов. Не могу сказать, что в этом жанре меня все восхищает – по сути своей мне многое не близко.

– А что близко по сути? В чем суть вашего творческого кредо?

– Делай что должен, и будь что будет.

– Недавно по каналу «Культура» шел документальный фильм об Анастасии Цветаевой, с которой вы были знакомы и встречались в конце ее жизни. Запомнились слова Анастасии Ивановны: «Надо отдать. Когда отдаешь, тогда все твое, а когда ты берешь, это не твое, временное, которое только и приносит страдания и ошибки». Мне кажется, «отдаешь» – это о вас, о вашем творчестве. Вам посчастливилось общаться с сестрой Марины Цветаевой, с Фаиной Раневской, Булатом Окуджавой, Роланом Быковым, Леонидом Енгибаровым и многими интересными, талантливыми, яркими людьми…

– И каждый из них меня впечатлял, а значит, и учил. Но то, как работал на сцене Леня Енгибаров, гениальный наш клоун и мим, меня всегда потрясало. Вот эта невероятная его самоотдача – невероятная, до последнего! – это то, о чем Марина Цветаева говорила «важна величина усилия». В Лене потрясало то, что при огромной концертной работе ему не хотелось терять времени на отдых. Ему казалось, что на отдыхе человек должен заниматься тем, что он больше всего любит. А больше всего Леня любил делать что-нибудь такое, чтобы порадовать своих зрителей, и он продолжал репетировать, репетировать…

– В фильме «Воспоминание» вы тоже репетируете, ищете точное исполнение песни Владимира Высоцкого. Это фильм о творческой самоотдаче. Там есть эпизод, где Владимира Семеновича спрашивают: «Какой вопрос вы бы хотели задать себе?» Он отвечает: «Сколько мне еще осталось месяцев, недель, дней и часов творчества». А вы какой задаете себе вопрос, Елена Антоновна?

– Каждый день спрашиваю себя, когда же я более четко стану распоряжаться своим временем, отпущенным мне…

– Все же, несмотря на занятость, вы когда-нибудь думали о своей педагогической деятельности? Вас привлекала театральная педагогика?

– Очень даже привлекала. Она интересна и тем, что когда ты кого-то чему-то учишь, ты в первую очередь учишь себя. Но я еще многого не достигла в своем деле.

– Елена Антоновна, а что бы вы хотели сказать в качестве напутствия учителям?

– Быть учителем – едва ли не самое важное дело на Земле, поэтому многим учителям – низкий поклон. От того, какие в том или ином обществе учителя, зависит его нравственно-моральный климат. И я очень надеюсь, что поколение сегодняшних педагогов сделает все возможное, все зависящее от него для того, чтобы сохранить русскую речь, чтобы возвратить России статус самой читающей страны в мире, который она имела до недавнего времени. А напутствием пусть станут слова Анны Ахматовой:

Не страшно под пулями

мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя,

русская речь,

Великое русское слово.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте