search
main
0

Когда исчезают цивилизации

Урок по теме “Вулканы”. Из опыта работы по новому учебнику

Оборудование: учебник “Природоведение-5”. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин; рабочая тетрадь к учебнику “Природоведение-5”.

А.А.Плешаков, Н.И.Сонин (“Дрофа”, 1999), таблица “Строение вулкана”; транспаранты с терминами; оборудование к опыту “Вулкан” (смесь бихромата аммония и магниевого – порошок, ваточка со спиртом, муляж вулкана с фарфоровой чашечкой, спички); репродукция картины Брюллова “Последний день Помпеи”; дидактический материал; видеофрагмент с извержением вулкана; фонограмма с тревожной музыкой; книга из серии “Исчезнувшие цивилизации” “Помпеи: сгинувшая цивилизация”.

Учитель: В прошлый раз мы узнали о грозном природном явлении. Давайте с вами вспомним, что это за явление (землетрясение).

(Далее идет опрос по домашнему заданию: часть учеников работают по карточкам, для остальных – фронтальный опрос: когда и из-за чего возникают землетрясения? Как называется то место, где возникло землетрясение? Почему люди не сразу чувствуют начало землетрясения? Можно ли предсказать начало землетрясения и какая наука этим занимается? В чем измеряется сила землетрясения? Какое землетрясение считается самым сильным, а какое самым слабым?)

Учитель: А теперь давайте попутешествуем и перенесемся в прошлое – в 79 год нашей эры, в уже знакомый нам с прошлого урока город Помпеи. (На фоне тревожной музыки звучит текст и демонстрируется картина Брюллова “Последний день Помпеи”).

В начале августа 79 года нашей эры окрестности Везувия вновь сотрясли земные толчки.

Везувий превратился в гигантскую пушку, дуло которой было обращено к небу. Расплавленная порода взлетала на 17 миль в воздух, превышая при этом скорость звука примерно вдвое.

С неба посыпалась нескончаемая лавина камней, некоторые даже величиной с кулак. С огромной скоростью обрушиваясь вниз, они превращались в тяжелые снаряды, унесшие немало жизней. Начали рушиться здания, губя множество людей: кто-то был раздавлен провалившейся крышей, кого-то смерть настигала прямо на улице, под обломками стен и колонн.

В первые часы извержения большинство жителей еще успело бежать – на кораблях или лошадях, на повозках и даже пешком. Но по крайней мере две тысячи человек предпочли остаться в городе – либо из-за боязни происходящего вокруг, либо не желая покидать своих домов, своих дел. Они вскарабкивались на груды пемзы, поднимавшиеся на глазах, или укрывались под крышами, которые еще держались под растущим грузом камней.

Весь день и весь вечер вулкан продолжал выбрасывать высоко в небо свою каменную картечь.

Подробнее об этой трагедии вы можете прочитать в книге “Помпеи: сгинувшая цивилизация”.

Итак, о каком явлении вы только что узнали? (О вулкане)

А откуда же произошло это название? Оказывается,так называли древнеримского бога огня.

Что же представляет собой настоящий вулкан и из чего он состоит? Давайте рассмотрим его строение по таблице и основные части запишем в словарик.

Углубление в верхней части горы называется вулканическим кратером.

Внутри горы расположен канал, называемый жерлом. Он ведет в особую камеру – очаг магмы. А магма – это расплавленное вещество мантии, которое появляется вблизи границ тектонических плит, где образуется низкое давление.

Магма, излившись на поверхность, превращается в лаву.

Если при извержении изливается густая, вязкая лава, то она, быстро застывая, образует высокую гору, похожую на конус, с крутыми склонами. Такой вулкан называется коническим. А если лава жидкая и растекается быстро, то склоны вулкана становятся пологими. Такие вулканы называют щитовыми (схема чертится в словарик):

При извержении на поверхность выбрасываются вместе с лавой различные газы, вулканическая пыль и тучи пепла. Если в жерле застынет лава, то она большими глыбами (вулканическими бомбами) выбрасывается в воздух на десятки километров.

Вот такое страшное зрелище – извержение вулкана. Давайте послушаем об одном из таких извержений.

(Заслушивание сообщений учеников).

Давайте посмотрим, как вы запомнили составные части вулкана. (Работа с терминами: учитель показывает транспарант с термином – ученики дают его расшифровку).

А теперь, опираясь на полученные знания, выполните задание # 4 на стр. 25 в рабочих тетрадях. (Выполнение задания. Проверка – показ частей вулкана одним из учеников по таблице у доски).

Давайте посмотрим, как же идет извержение настоящего вулкана. (Демонстрация короткого видеофрагмента с извержением вулкана).

Запишите, пожалуйста, домашнее задание: стр. 63-65 (чтение текста), выполнить задания устно на стр. 66-67, работа со словариком.

А теперь – извержение вулкана в нашем классе. (Демонстрация химического опыта “Вулкан”).

Всем спасибо за работу. Урок окончен.

А. ПЕТРОВ,

учитель биологии

п. Шадейка,

Кунгурский район,

Пермская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте