search
main
0

Когда есть паспорт, все очень серьезно и ответственно

​Перед нами обычная средняя школа. Мы видели их много – на выездных совещаниях, занятиях. Одна и та же среда, однако иногда можно заметить разницу.

По роду своей деятельности и просто проявляя любознательность, сравниваю оформление интерьера, стенды с информацией, противопожарные нюансы, охрану, ну и, конечно, тех, ради кого это все создано – школьников. Иногда короткого наблюдения хватает для приблизительных выводов: каков уровень нравственного здоровья учащихся здесь детей, насколько педагогам удалось справиться с самой трудной частью образовательного процесса – воспитанием.С некоторых пор отрадно подмечать: в родной школе меньше курят, вроде бы не хулиганят, осознают вред от высоких каблуков, наушников-вкладышей, обходятся без ДТП и знают, что такое «ЗОЖ». Вообще подопечные стали роднее, с ними стало проще и приятней работать.В марте 2011 года в школе №406 начался трехлетний эксперимент – «Поиск и использование дополнительных резервов для формирования культуры безопасного поведения школьников». План и задачи эксперимента мы разработали вместе с директором школы Н.Волхонской и в тесном сотрудничестве с кафедрой безопасности Московского института открытого образования (научный руководитель и инициатор эксперимента – профессор МИОО, директор ИАЦ БЖ МПГУ полковник С.Петров). Целью эксперимента стало повышение культуры безопасного поведения учащихся в школе, дома и в общественных местах; снижение детского травматизма и негативных последствий опасных ситуаций. Задачи эксперимента мы ставили весьма серьезные:- поиск и проверка эффективных форм работы по формированию культуры безопасного поведения учащихся во внеурочное время с привлечением ресурсов и возможностей самих учащихся и их близких;- улучшение отношения к предмету ОБЖ учащихся, их родителей, классных руководителей и преподавателей других предметов;- поиск, стимулирование и отработка самодеятельных форм участия школьников в процессе обучения основам БЖ.Средствами работы стали «Паспорт безопасности» (ПБ) с памяткой, неформальные мероприятия, проводимые при вручении ПБ, неформальные стимулирующие мероприятия по освоению рекомендаций ПБ (соревнования, викторины, конкурсы); психологические приемы привлечения внимания учащихся и родителей к содержанию рекомендаций ПБ; механизмы удовлетворения чувств собственной значительности учащегося и его потребностей в заботе о нем, а также других членах общества.Эксперимент разрабатывался с учетом опыта, накопленного в 2006-2011 годы кафедрой БЖ МИОО и сотрудничавших с ней школ. Опыт 406-й школы уникален тем, что впервые в Москве в отдельно взятом образовательном учреждении осуществлен практически полный охват учащихся всех возрастов индивидуальными «памятками – паспортами безопасности» и сопутствующими мероприятиями.Что же представляет собой «Паспорт безопасности школьника»? Это многоцветная брошюра-памятка из плотной бумаги карманного формата (удобная для ношения) с краткими алгоритмами (и рисунками примеров) безопасного поведения в 40 опасных ситуациях. Информация удобно распределена по разделам «Безопасность в быту», «Пожарная безопасность», «Безопасность на дорогах», защита от криминала, проявлений терроризма, в ПБ есть краткие сведения о номерах телефонов экстренных служб.На второй странице обложки предусмотрено место для личных данных владельца, фотографии и печати школы. По сути, это первый официальный документ юного гражданина, что и определяет особое отношение к нему. ПБ выполняет и вспомогательную роль, например, его можно использовать вместо школьных пропусков, а также вместо гражданского паспорта теми, кому нет 14 лет.Хорошее начало – половина дела. Отправная точка большого эксперимента – вручение ПБ малышам как яркий праздник происходит непременно в торжественной обстановке, в присутствии почетных гостей, родителей и коллектива учащихся. Обязательный элемент – участие школьников среднего и старшего звена и как наставников, и как наших ассистентов, и как технический персонал: в любом качестве, они только способствуют детскому единению, сплочению вокруг идеи, обеспечивают преемственность. Такой подход – очень важный момент начала неформальной работы с учащимися по формированию у них позитивного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности. Суета, эмоции, интерес, поголовное желание войти в «концертную» группу и лично поучить первоклашек безопасному поведению способствуют главной идее – формированию культуры безопасности.Мы специально приурочиваем выдачу памяток к очередным каникулам. Представляете, как здорово школьнику проснуться на следующий день, вспомнить вчерашнее действо, как волшебную сказку, не поверить, сунуть руку под подушку, вытащить памятку, открыть, полюбоваться на свою серьезную физиономию, пощупать матовые шершавые страницы и… обрушить весь свой накопленный и выстраданный интерес на ее содержание, увлечь родителей, пятьдесят раз на дню сказать: «Мам, смотри!» – воспринять советы как заповеди, впечатлиться собственным уровнем знаний о поведении в опасностях, задержаться на приятной мысли: «Я теперь знаю больше папы!» – и, памятуя о школьном задании, приступить к рисованию того, что «упустил» художник-оформитель (это наш традиционный конкурс – нарисовать ситуацию, которая описана в памятке, но не проиллюстрирована), прийти на конкурс и победить.Дети, пользуясь документом, как паспортом, начали предъявлять памятку на входе в школу в случаях утраты пропусков (с разрешения администрации). Позже проявился потрясающий феномен: школьник может потерять пропуск, тетрадку, дневник, но не памятку! (Спустя полгода провели опрос – только 2% потеряли памятки.)Все дальнейшие мероприятия (беседы о безопасности и здоровом образе жизни, творческие задания, конкурсы рисунков и сочинений, викторины, соревнования) мы организуем не только в рамках учебного процесса, но и в свободное время на ярком эмоциональном фоне, особый акцент делаем на привлечение и проявление творческих возможностей и внимания учеников, педагогов, родителей, специальных гостей школы, их креативных выступлений и пожеланий с хорошей дозой юмора и добрых пожеланий. Все нацелено на формирование позитивных установок учащихся и родителей в отношении проводимых мероприятий, направленных в конечном итоге на защиту здоровья, жизни, имущества и законных интересов каждой семьи и каждого человека.В ходе эксперимента используемые формы и методы формирования собственной культуры безопасности мы укрепляем и развиваем с помощью всевозможных педагогических приемов, например участия школы в городском конкурсе «Ученик, дорога, улица». В соответствии с экспериментом любое наше мероприятие по безопасности непременно проходит с привлечением памяток-паспортов. Мы решили подготовить небольшой фильм «Опыт внедрения памяток безопасности в образовательном учреждении», в ходе подготовки материалов были привлечены учащиеся всех звеньев: для разработки сценария, съемок, мультипликации, монтажа фильма – старшего звена, в качестве актеров и фотографов – среднего звена, в качестве актеров массовых сцен, озвучивания – начального звена. Теперь этот фильм с удовольствием и гордостью смотрит вся школа, он «пошел» в семьи многих учащихся. Тема безопасности становится все более родной каждому ученику и коллективу школы в целом.Участие родителей в эксперименте необходимо, ведь так мы крепим еще один отряд единомышленников! Активные родители поддерживают идею самодеятельно, поощряя интерес ребенка к проблемам безопасности. А вообще необходимы такие приемы вовлечения пап и мам, как приглашения на школьные мероприятия, просьбы поделиться своим мнением о происходящем (написать отзыв), различные творческие задания детям (зачастую на деле в творчество погружается вся семья), показ презентаций и фильмов.Первые месяцы эксперимента показали, что привлечено внимание учащихся и родителей к актуальности ОБЖ и его изучению без увеличения часов на этот предмет, происходит заметный рост уважительного отношения к проблемам БЖ у учащихся и их родителей, у классных руководителей и преподавателей других предметов, исчезло легкомысленное и пренебрежительное отношение к этой теме. У учащихся появилось осознание того, что вопросами личной безопасности можно и нужно творчески и коллективно заниматься самим в привлекательных формах с позитивной эмоциональной окраской.Теперь надо посмотреть, как дела в среднем звене. Встречают хорошо, разговариваю не просто с позиции «учитель – ученики», а как с поколением, напомнил, под какую музыку им выдавали памятки: «Следи за собой, будь осторожен» (Виктор Цой). Детям интересен такой подход: кумир просто так про безопасность петь не будет. Сравнение с японскими школьниками, имеющими подобные памятки, им более чем понятно, пример очень сильный, ведь, имея культуру безопасности в крови, японцы выживают тогда, когда другие гибнут тысячами. Прислушиваются, рассказываю о глобальных процессах – чувствуют себя участниками. Кажется, что в такие моменты они действительно проникаются важностью темы, и их ответственность за свои жизни и здоровье не просто растет, а делает скачок.В ходу и специальные «агрономические» приемы – постановка особых задач детям по их возможностям. Чтобы сделать впечатления детей более яркими и запоминающимися, предлагаем им необычные роли в эксперименте:- третьеклассники ведут общешкольный тематический концерт;- ученики 1-2-х классов выступают в роли жюри;- третьеклассник ведет видеосъемку конкурса старшеклассников;- старшеклассники дают экспертную оценку снятому фильму;- старшеклассники рисуют схемы последствий опасных и чрезвычайных ситуаций, например заражения местности, не имея ни опыта, ни специальных знаний, опираясь только на собственное чутье и логику;- младшие школьники, нарисовав знаки безопасности, маршируют с ними перед публикой;- используется и интеллектуальный потенциал самых старших: на уроке ОБЖ, облеченном в форму веселого конкурса, памятка предстает перед общественностью в шутливых тонах и стихах.10-й класс готовится к зачету не по чему-нибудь, а по памятке. Вот он сидит предо мной, выражает готовность сдать зачет. Лица выразительны – видимо, собственная готовность устраивает. Потом одна десятиклассница после пятерки скажет: «Прочитала памятку накануне 5 раз. И еще на перемене повторяла». Ну что ж, показательно и приятно. Подготовились, посчитали зачет не просто очередной проверкой знаний, прониклись и темой, и уважением. От подобных уроков остается ощущение гармонии. Ну и ну! Памятка не только перечень советов, памятка – гармонизатор знаний и отношения молодого человека к проблемам безопасности!Итогами общих усилий стали дополнительные результаты эксперимента: феномены «собственная безопасность», «обученность полезным навыкам», «коллективные достижения» неуклонно переходят в разряд более высоких ценностей, вытесняя на второй план отдельные искаженные ценности современного школьника, повысился уровень усвоения компетенций в сфере БЖ (травматизм учащихся снизился, это отчетливо видно на примерах ДТП с участием учащихся школы – они прекратились), поредели ряды курильщиков, с них снят ореол героев. Учащиеся более активно, более креативно и самодеятельно стали участвовать во внеклассных мероприятиях и самостоятельном поиске информации по проблематике БЖ.Похоже, заботиться о собственной безопасности и безопасности общества, в котором живут дети, – становится новой жизненной ценностью в их личном перечне. С каждым новым мероприятием по теме безопасности мы убеждаемся, что идея «паспортизации» работает. Все, что бы ни планировалось, будет происходить на готовой почве: растущем осознании учеником ценности своей жизни и здоровья. И вклад личного документа – памятки – здесь огромен.Александр ЛЕБЕДЕВ, заместитель директора школы №406 по безопасности, преподаватель-организатор ОБЖ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте