search
main
0

Когда дети в восторге

Фоторепортаж из дошкольного царства Кубани

Краснодарский край через несколько дней примет финал конкурса «Воспитатель года России»-2021. Как уже хорошо известно участникам, организаторам в регионах, поклонникам конкурса, он пройдет в Сочи. Но перед тем как мы с вами начнем «болеть» за конкурсанток и окунемся в атмосферу состязания и сотворчества, давайте перенесемся в жаркий солнечный август, когда ваш специальный корреспондент побывал на Кубани, посетил несколько чудесных детских садов в Краснодаре, станице Выселки и Новороссийске и многое узнал от воспитателей и своего главного гида – доцента кафедры дошкольного образования Института развития образования Краснодарского края Юлии Илюхиной. Итак, небольшой фоторепортаж и «летучие» заметки.

 

Здесь живет вдохновение

Центр развития ребенка – детский сад №201 Краснодара

Заведующая детским садом №201 «Планета детства» Лариса Москалева рассказывает, что у них три здания и единые подходы к воспитанию. Работают педагоги по программе «Вдохновение». Это значит, что детские идеи при планировании деятельности на день, месяц, на год важнее всего. А еще есть такое правило – если разрабатывается проект, то все ему подчиняется. Проект «Домашние птицы» – везде информация о птицах, изображения, отдельные слова, связанные с темой, и не только названия птиц, но и, например, глаголы – «плывут», «летят»…

 

Здесь все устроено так, чтобы детям было комфортно. Одни хотят рисовать, другие играть в игры – «продавать продукты» в «магазине». И каждый ребенок для любимого занятия может уйти в особую зону. Фронтальных занятий нет, работа ведется в небольших группах.

Педколлектив здесь небольшой, но очень дружный. И вдохновленный. Воспитатели говорят: «Кто не вдохновлен, тот увольняется…»

Заходим в среднюю группу. Здесь реализуется проект «Почему арбуз полосатый». И везде арбузная тема. Арбузная азбука, многочисленные рисунки с арбузами целиком и в разрезе. Рисунки висят на стенах, под потолком… Тему проекта, кстати, выбирает детский совет. Дальше вместе с воспитателем ребята отвечают на вопросы: что знаем, что хотим узнать, что надо сделать, чтобы узнать? И, конечно, где это нам пригодится? Проходит обсуждение, затем дети решают, чем займутся. Каждый выбирает занятие по настроению. Например, можно рассказывать сказку «Семеро козлят». Думаете, она не связана с арбузами? Еще как связана. Козлята, оказывается, делили арбузные дольки!

 

Любопытство приветствуется

Детский сад №100 Краснодара

В этом детском саду с красивым номером ребята окружены невероятным количеством дидактических материалов, игр, лабораторий, наглядных пособий, многие из которых сделаны руками педагогов. Смотришь – и начинаешь… завидовать. Тоже хочется приготовить на игрушечной плите, постолярничать, провести опыт, надеть театральный костюм. Заведующая Оксана Золотарева говорит, что идей много, они постепенно претворяются в жизнь.

Вот группа, а в ней шкаф, но он не заперт, более того – дети могут открывать его и забирать то, что лежит внутри. Разрешается. Сегодня здесь акварельные краски. Дети не только ими рисовали, но и узнали, что «Краски» – еще и подвижная игра. Если тема нового дня – книга, в шкафу лежит книга.

Оксана Валерьевна водит нас по саду и рассказывает: «Здесь был холл, сделали группу кратковременного пребывания, работает в первой половине дня, дети даже успевают два завтрака съесть. А во второй половине дня здесь зона взаимодействия детей и родителей. Была до пандемии… Психологи, воспитатели – дошкольные специалисты – учат родителей играть с детьми. Не все родители умеют правильно играть с ребенком. В игровой форме, с помощью нехитрых приемов, чтобы не навязывать свое мнение, учим родителей взаимодействовать с детками и друг с другом».

В этом же помещении проходят родительские советы. Соединяют столы, получается пространство для обсуждения, на специально отведенном пространстве стены маркером записывают идеи. Так, например, готовили с родителями выпускной. Но сначала его тему по мотивам прочитанных книг выбрали сами дети. Да-да, готовили сценарий не взрослые! Ребята решили, что выпускной будет про Незнайку на Луне. Родители включились, стали предлагать: «Мы сделаем вам декорации!», «А мы оформим сцену». Потом распределяли роли. Все хотели быть роботом, даже девочки. Такой выпускной прошел в детском саду впервые. Дети были в восторге.

 

Станичники

Детский сад №17 «Радуга» станицы Выселки

«Радуга» существует 6 лет. И тоже работает по программе «Вдохновение». Нас встречают заведующая Наталья Жердева, заместитель по инновационной работе Надежда Федотова, заместитель по воспитательной и методической работе Наталья Шубина.

 

Мы ходим по группам, затем выходим на улицу. Как во многих кубанских детских садах, на верандах стараются создавать точно такую же среду, как и в группе. Здесь традиционные для программы «Вдохновение» центры рисования, конструирования, экспериментирования, центр грамоты. Тут же выставлены детские работы.

Малыш предлагает мне отведать игрушечное мороженое. Другой мальчик играет в ветеринара. Воспитатель рассказывает, что он строил кошкин дом, решил добавить туда людей. Потом почему-то сломал конструкцию и начал заново. Его выбор. Кстати, рядом висит доска «Я выбираю», на которой отражено, какую активность какой ребенок выбрал. Активности обозначены символами, рядом с картинками фотографии детей. Сложно заявить о своем выборе, когда практически не говоришь, но можно это сделать и молча. Принести и показать мячик, например.

Воспитатель со стажем Елена Бабута благодарна создателям программы «Вдохновение»: «Здорово, что придумали такое. Это воспитывает самостоятельность у детей». Новые идеи настолько захватывают, что дети продолжают игры дома. Один мальчик, рассказали родители, взял и начал лепить на дорогущих обоях. Мама оказалась понимающая, села рядом, приняла участие.

Дальше видим объявление для родителей с предложением проголосовать – нужен ли группе свой блог? Написали сами дети, с ошибками, но это не страшно, главное – вызвать интерес к письму и чтению.

На соседней веранде в рамках темы «Насекомые» – целевая игра. Дети с воспитателем изображают пауков, улиток, бабочек, кузнечика, муравьев, поэтому на фото кто-то ползет. Кажется, тот мальчик, который перевоплотился в медведку. Никто не смог угадать его насекомое…

 

Волшебный подиум

Центр развития ребенка – детский сад №70 «Чайка» Новороссийска

Прогулку по детским садам Краснодарского края, который принимает в этом году конкурс «Воспитатель года», завершить невозможно… Но хочется рассказать еще об одном садике, 70‑м, который находится в городе Новороссийске. Название морское – «Чайка». Дети многое придумывают и воплощают благодаря прекрасным воспитателям. Среди них – лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2019 Елена Богачкова. Елена Александровна стала старшим воспитателем – уговорили, но главным делом считает общение с детьми.

Встречает нашу небольшую делегацию и.о. заведующей детским садом Татьяна Горшенина. В первой же группе, куда мы пришли, знаменитый атрибут кубанских детских садов – небольшой подиум в морском стиле, под ним система хранения. Елена Богачкова объясняет, что это место сбора детей, место уединения, а порой конструирования, творчества. Когда делали первый подиум, родители были не против, только спросили, безопасно ли это. Подиум возле окна, предусмотрели на окна специальные крепления, родители успокоились, больше вопросов не возникало.

– А если один ребенок сел и не хочет, чтобы кто-то был рядом?

Елена Богачкова: «Он может об этом сказать. Мы объясняем детям, что нужно прислушиваться, учитывать мнение соседа. Если ребенок хочет побыть один, есть несколько центров уединения – подиум, центр книги, где можно сесть на ковер, на пуф, центр познания – можно индивидуально поработать за столом. Условия создаются не быстро. Одно из мест – результат двухнедельных трудов. Это путь проб и ошибок, смотрим, что детям нравится больше. Можно поставить ширму, отгородиться. Многое ребята делают своими руками, это им нравится. Есть центр изобразительной деятельности, стоит один стол, стул, значит, можешь сидеть один, но если хочешь в компании – можно придвинуть стол на колесиках. Дети, которые занимаются по «Вдохновению», более творческие, любопытные, самостоятельные, инициативные. Занимаются чем хотят. И уже педагог, наблюдая за ними, внедряет образовательные задачи в ту деятельность, которая в данный момент их интересует».

Кстати, экскурсию по группе для гостей провели сами ребята. Просто так, об этом их никто не просил. Здесь дети все делают в свое удовольствие.

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте