search
main
0

Когда бессильны гении? Не утонуть в обширном информационном пространстве помогут НЗПП

Идея принципиальных перемен в нашей образовательной системе пришла мне в голову давно. Но я даже обсуждать ее ни с кем не стала – сочла преждевременной. Наверное, и не вернулась бы к этим размышлениям, если бы не конференция под интригующим названием «Журналистское образование без границ». А вот ознакомилась с ее программой и поняла – перемены-то уже стучатся в высшую школу! И хотя разговор на упомянутой конференции планировался в основном о медиаобразовании, я рискнула поделиться с коллегами соображениями более широкого плана. Это вызвало интерес. Стало ясно – время для обсуждения идеи, которая показалась мне «завиральной», пришло.

Почему они требуются – перемены?Постоянный рост количества знаний в обществе – несомненное благо. Но сколько проблем возникает при передаче этого богатства от поколения к поколению! Даже сегодня, когда в нашу жизнь пришла «цифра» с ее фантастическими возможностями, такие проблемы дают о себе знать. И общеобразовательная школа, и вузы оказались под гнетом растущего груза знаний. Между преподавателями кафедр в вузах то и дело слышатся пререкания: «Нам опять за счет профессионалов сократили количество необходимых часов! Почему?!» Педагогические коллективы усиленно пытаются найти новые формы и методы образовательного процесса. Многие университеты могут похвалиться – в их учебных планах и программах отражаются интересные преподавательские находки. И все-таки это не решает кардинальных проблем. Похоже, что кардинальные проблемы может снять только кардинальная перестройка жизни высшей школы!В чем суть идеи перемен?Год из года мы строим учебный процесс, ориентируясь на давно сложившуюся схему. В основе ее привычное деление дисциплин: естественно-научные, общественно-политические, социально-экономические, гуманитарные, профессиональные… Конечно, в этом есть смысл: личность, которую должен подготовить вуз, хочется видеть всесторонне развитой. Но попробуйте разместить в реальном времени весь накопившийся знаниевый материал, да так, чтобы он не пострадал при этом!А что, если изменить привычке и структурировать предлагаемые студентам знания совсем по иному принципу? Ну, скажем, представить необходимый объем информации как два блока сведений, объединенных на других основаниях: знания, нужные для профессиональной деятельности, и знания, нужные для полноценного общественного бытия. Назовем их условно НЗПП – необходимые знания повседневного пользования.Такое деление непроизвольно задает студентам мотивацию обучения. И не только! Им, молодым людям компьютерного века, это сразу подсказывает увлекательные формы для самостоятельной работы. Ведь храниться-то это богатство может не только в памяти человека. Его можно передать, минуя пресловутые «из рук в руки». А общение на занятиях – да, это ценность, но оно может использоваться совсем для других целей!Что просится в блок НЗПП?По поводу блока профессиональных знаний известно: у российской высшей школы здесь немало ценных накоплений. А вот блок НЗПП – что это? Расшифровка, конечно, манит – знания повседневного пользования, да еще и необходимые. Но что конкретно за ней может стоять?Основная мысль тут представляется вот какой: учебные планы дисциплин этого блока должны включать в себя действительно важный для современного человека состав сведений. И не просто включать – они должны образовать своего рода константу направлений, значимую для всех вузов. Причем независимо от их профиля. Только одна особенность обязательно видится в этом – из-за специфики учебного заведения константа может позволять себе вариативность структуры и объема предлагаемого материала. В целом она представляется примерно так:    жизнеустройство на планете Земля (географические, экономические, государственно-политические характеристики);    национальный язык и языки межгосударственного общения как средство коммуникации;    права человека и факторы, определяющие их соблюдение;    организация информационного пространства в современных условиях и новые коммуникационные технологии;    массмедиа в жизни человека и общества;    этика и этикет современного человека;    психология производственного и бытового общения;    семейная педагогика;    общественное здоровье.Как отбирать материал для дисциплин блока?Главный принцип тут, казалось бы, ясен – структура и объем предлагаемых студентам сведений должны определяться мерой востребованности соответствующих знаний в современной жизни. Но попробуй такое осуществить, когда речь идет о том, чего требует эта современная жизнь!Самое правильное, наверное, в данном случае – опереться на заключение, выработанное классической педагогикой: «От выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и содержания». Эти слова принадлежат С.Д.Смирнову, одному из самых авторитетных психологов-педагогов нашей страны, утверждающему единство образования и воспитания человека. В суждении теоретика заключена важная практическая наводка. Нужен только пустяк – определить, откуда должны «расти» цели…И вот тут, как всегда почти в жизни, нам дает подсказку действительность: «Оглядитесь! Есть же средство справиться с таким «пустяком» – уже накопился кое-какой опыт!» Невольно вспоминаются пушкинские слова: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух – и опыт, сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг!» Именно в этом подсказка: опыт! Без него и гений бессилен.О каком опыте речь?Вообще-то у данного направления образовательного процесса давно появилось особое название – медиа­образование. Есть и бесспорно ценные наблюдения, которые говорят о многом. Они заслуживают анализа.Родилось медиаобразование в рамках педагогики и долгое время концентрировалось на проблемах освоения школьниками методики восприятия медиатекста. Но с началом ХХI века в понимании предмета появилось нечто новое – возникло и стало активно развиваться своеобразное движение юных журналистов. Серьезный импульс ему придал интерес, который проявили к движению лидеры профессионального журналистского образования – Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. К большому количеству научных трудов, отразивших многообразие педагогических концепций медиаобразования, добавились труды, знакомящие научный мир с журналистскими концепциями.Постепенно проявились весьма примечательные особенности этого этапа. В теоретических работах закрепилось четкое различение медиаобразовательной деятельности профессионального характера и массового медиаобразования. Массовое медиаобразование стало устойчиво осознаваться как обязательное направление развития личности в современном обществе. Одновременно получили распространение подходы, основанные на понимании целесообразности разноуровневой ме­диаподготовки населения. Определились три ее формы:1) давно существующая профессиональная подготовка кадров для медиасферы в университетах – высшая специальная ступень медиаобразования;2) развертывание медиаобразовательных программ в школах и центрах дополнительного обучения – начальная ступень медиаобразования, дающая ориентацию в информационном пространстве;3) освоение медиапроблематики студентами вузов разных профилей – высшая всеобщая ступень медиа­образования, позволяющая человеку эффективно использовать медиа в повседневной общественной и производственной деятельности.Как раз в это время и в нашей константе возникает направление «Массмедиа в жизни человека и общества» – надо полагать, неспроста. Опыт медиабразования говорит однозначно – в нем отражается новое веление времени по отношению к высшей школе – то, о котором уже шла речь. Высшая всеобщая ступень медиаобразования оказывается первой ласточкой будущей весны вузовских преобразований.Значит, нужен эксперимент?..Итак, опыт высшей всеобщей ступени медиаобразования – пролог общевузовских перемен? Но стихийный характер процесса таит в себе немало опасностей. Пока программирование таких занятий в вузах идет произвольно. Они стараются, да чаще всего по принципу «кто во что горазд». Обычно забота для них – обеспечение второй профессии для будущего выпускника или желание научить студента справляться с обилием информации в нашем мире. Между тем данная область знаний – крайне важная часть сознания каждого взрослого человека: на ней базируются его многие социальные роли. Как тут грамотно себя повести? Опыт опытом, но не грех бы поставить эксперимент…Именно так! Почему бы не осуществить разработку «схемы перемен» именно в ходе внедрения в жизнь вузов медиаобразования? Провести своего рода эксперимент, который показал бы, насколько готовы российские вузы к преобразованиям такого рода. Важно только при этом отказаться от практики, известной как «метод проб и ошибок». Для получения убедительных результатов необходимы, на наш взгляд, два обстоятельства: единое руководство экспериментом и единый методологический ориентир. Как они в реальности могут выглядеть?В качестве руководящего звена мог бы выступить организационно-программный комитет (ОПК), созданный Министерством высшего образования с обязательным участием экспертного учебно-методического совета по журналистике (УМС). Его задача – придать процессу осмысленный, организованный характер. Функцию же единого методологического ориентира можно было бы возложить на экспериментальную учебную программу, разработанную комитетом. Ее назначение – проставить акцент на целях, которыми важно руководствоваться в обучении.В чем соль программы?Исследование, недавно проведенное факультетом журналистики МГУ, показало, что дисфункциональные эффекты деятельности СМИ в нашей стране во многом зависят от рассогласованности действий власти, аудитории и журналистского сообщества – основных участников информационного поля. Вызвана такая рассогласованность разнобоем в их представлениях о том, что такое массмедиа и зачем обществу нужна журналистика. Напрашивается вывод: в структуре дисциплины о массмедиа необходимым блоком представлений должно быть знание о социальном предназначении и функциях журналистики, условиях ее функционирования, качествах продукции СМИ. Значит, первое звено программы – представление о должном массмедиа!Второе важное звено – знания о том, как человек может и должен работать с продукцией массмедиа. Иначе говоря, основы деятельности медиапотребления. Тут есть, чему учиться… Третье необходимое звено – знания о возможностях использовать массмедиа для реализации гражданской активности человека (выражение мнения, участие в решении проблем и т. д., и т. п.).Это тот минимум, который достаточен для грамотного медиаповедения любого члена общества. Разве не так?По тому же типу могут быть определены знаниевые страты других дисциплин блока НЗПП: цель – необходимые сведения – адреса, по которым их можно найти… И обязательно обсуждение, почему и зачем это нужно!Понятно, что реализация подобной учебной программы потребует серьезного переоснащения преподавательских коллективов на методологическом, методическом, инструментальном уровнях. Без трудностей не обойтись. Как осуществить этот сложный процесс – вопрос к организационно-программному комитету. Он должен определить и последовательность конкретных задач, и условия, при которых может быть достигнуто их решение. А создание условий – забота органов управления общественной жизнью, всех ветвей государственной власти. Нужно только отчетливо понимать: затраты сил и средств оправдают себя. Освоение НЗПП в рамках вуза может стать фактором интенсивного развития общества и заметного повышения качества жизни. ​Галина ЛАЗУТИНА, кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте