Современной вычислительной техники в школах с каждым годом становится все больше и больше. Создаются богатые коллекции цифровых образовательных ресурсов и прочих программ, которые предоставляются школам бесплатно, а рынок таких ресурсов огромен. Поэтому вполне резонно поставить вопрос об эффективности всего этого многообразия.
Сначала договоримся о критериях эффективности. А поскольку главное в школе – это процесс обучения, то давайте посмотрим на проводимую информатизацию именно со стороны этого процесса.
Анализ многочисленной литературы и большого количества программных продуктов показал, что, по мнению их авторов, главное в ИКТ – это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, следовательно, новые информационные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации от учителя к ученику, средством осуществления которого является компьютер. То есть если в процессе обучения применяется компьютер, то в школе используются ИКТ, а если не применяется, то не используются. Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии как применение технических средств обучения, а компьютер в таком представлении – еще одно ТСО в школе.
Следовательно, слово «новые» просто характеризует применение или неприменение компьютера в процессе обучения. Действительно, если взять кодоскоп, эпидиаскоп, разного рода таблицы и фолии, кинопроектор, учебное телевидение, устройства для программированного контроля и так далее, то современный персональный компьютер вполне вписывается в этот ряд, обладая мощью всех предшественников, вместе взятых.
Однако в педагогическом смысле слова никакой новизны здесь нет. Дело в том, что все указанные устройства, включая и компьютер при таком подходе, всегда были и остаются лишь инструментами, а не подлинными машинами. Это связанно с тем, что каждый шаг по преобразованию информации контролируется и направляется человеком.
В то же время человечество уже обладает довольно солидным опытом в деле внедрения вычислительной техники в различные отрасли. Анализ этого опыта позволяет сделать некоторые выводы, опираясь на которые можно добиться того, что использование компьютера приводит к резкому повышению эффективности данной отрасли.
Создание базы знаний
Решающее значение для высокой эффективности систем, опирающихся на компьютеры, имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные базы. Это означает, что в памяти компьютера постоянно сохраняется информация, необходимая для решения тех задач, на которые рассчитана система, и набор правил для их решения. Таким образом, речь идет о создании не базы данных, а базы знаний. На ее основе по запросу пользователя компьютер должен сам, без вмешательства человека, сообщить пользователю готовое решение поставленной задачи.
Достаточно очевидно, что создаваемая в нашем случае система должна решать именно педагогические задачи. Следовательно, в базе должны храниться все необходимые для их решения сведения – информационные модели ученика, содержания образования и учителя. Причем эти взаимосвязанные модели должны быть построены таким образом, чтобы компьютер мог сам решать важнейшие дидактические задачи и сообщать полученные решения учителю, завучу, директору.
Управление образовательным процессом
Именно здесь применение компьютеров дает максимальный эффект. Но в школе в том или ином смысле управленческой деятельностью занимаются все: директор, завучи, учителя. Следовательно, информатизация процесса обучения должна в первую очередь обеспечить педагога возможностью получать оптимальные решения при подготовке к уроку.
Другими словами, главное в информатизации – грамотное использование компьютеров до урока, а не на уроке. Отметим, что это и есть определяющее отличие настоящей информатизации от использования компьютеров в качестве ТСО ХХI века. Сразу отметим, что средства ИКТ можно и нужно использовать на уроке, но это их вторичное применение в школе.
На основе анализа системы моделей учеников (кого учим) и содержания образования (чему учим) компьютер сообщает учителю свои рекомендации по построению процесса обучения, подсказывая, как проводить дифференцированный подход к детям, какие методы обучения оптимальны в данном конкретном случае, как оптимально сконструировать урок и систему уроков и так далее.
Преподаватель, вступая в диалог с компьютером, соглашается с полученными рекомендациями или предлагает свои решения. Все это фиксируется в памяти компьютера и образует информационную модель учителя – как он действует в той или иной педагогической ситуации.
Опора
на первоисточник
В компьютер необходимо вводить только первичную информацию, а все остальное следует получать исключительно в режиме диалога пользователя с ПК. То есть информационная модель ученика должна содержать те сведения о нем, которые нам нужны, – психологические и педагогические данные, а также данные о его здоровье. Вся эта информация должна быть получена только в автоматизированном режиме и характеризовать ученика за весь период обучения. Таким образом, речь идет о необходимости проводить в школе три взаимосвязанных мониторинга.
При построении информационной модели содержания образования в компьютер должен вводиться только «первоисточник» – Государственный образовательный стандарт и базисный учебный план (федеральный и региональный уровни). Все остальные составляющие – учебный план школы, школьный компонент, тематические и календарные планы – получаются только в режиме диалога с компьютером, причем именно компьютер предлагает все необходимые решения, а школьные работники могут либо полностью согласиться с ним, либо выбрать свое.
А воз и ныне там…
Что же сегодня принципиально изменилось в школах? Ничего! Просто изменился носитель информации, а с педагогической точки зрения все осталось как и прежде. Поэтому большие вложения в информатизацию процесса обучения не дают ожидаемого эффекта.
А ведь если подойти к решению вопросов информатизации с позиции оптимизации педагогической деятельности на основе современных методов принятия решений, а не с технической, программистской точки зрения, то компьютер превращается в интеллектуального помощника всех участников процесса обучения, а не в предмет точечного применения.
Дмитрий МАТРОС, декан факультета информатики Челябинского государственного педагогического университета
Комментарии