Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Кнут и пряник. Отметка за поведение – «шаг вперед, два шага назад»?

Учительская газета, №20 от 17 мая 2016. Читать номер
Автор:

Статья Вадима Мелешко «Плохое поведение», опубликованная в №17 «Учительской газеты» от 26 апреля 2016 года, вызвала резонанс в педагогическом сообществе. Еще бы, автор предложил вновь начать оценивать поведение школьников и выставлять им отметки, как это было во времена СССР и при царе. Как всегда, самыми активными оказались представители интернет-аудитории. Приводим наиболее яркие высказывания пользователей различных социальных сетей.

Ольга Оленюк:- Я бы вернула отметки за прилежание и поведение. Устала уже бороться за воспитание некоторых мам, потому что дети копируют их всем.Ирина Ермакова:- Я бы и розги вернула для некоторых. Ну а если серьезно, не сочетаются как-то услуги и воспитание. Как бы не вышло так, что плохая оценка за поведение и прилежание – вина только учителя (не умеет работать, не нашел подхода к дитятке и т. д.), а семья и ребенок тут ни при чем.Ирина Нечитайло:- Отметка за прилежание в учебе очень важна: не все могут учиться на «5», зато каждый способен проявить стремление и приложить максимум усилий. Вот это и надо поощрять, в том числе отметкой! А то ведь и отличники не всегда прилежны. Не говоря уж о троечниках.Татьяна Епифанова:- У нас в городе запустили проект «Оценка по поведению». В этом году присоединились к нему и мы. Естественно, на «добровольных» началах. С 3-го по 6-й класс. Результат: очередная филькина грамота. Дети и родители чихать хотели на эту оценку.Александр Серолапкин:- Может быть, это и важно, и даже наверняка это очень важно. Но тот вектор развития, который нам навязывают со стороны Запада, имеет диаметрально противоположную направленность.Елена Павлова:- А я только за оценку по прилежанию. Поведение не показатель воспитанности. Можно быть воспитанным мерзавцем и негодяем.Светлана Лизунова:- Сейчас в некоторые учебные заведения, например, в силовые структуры и кое-какие еще требуется принести характеристику с места учебы. Я об этом своим ученикам напоминаю иногда. Мне кажется, действует, дети верят, что написание характеристики не формальная отписка. То есть просто отметка – этого недостаточно. Это только как составляющая может быть. Потому что она мало что говорит про человека, а вот мини-характеристика, на мой взгляд, лучше. Должно быть что-то, помимо оценки знаний, умений и навыков.Ольга Ладошкина:- Соглашусь, отметка за поведение нужна. Но очень не хочется, чтобы выросло еще одно поколение, над которым мы будем ставить эксперимент.Алевтина Монастырская:- Не помню случая, чтобы я угрожала кому-то плохой характеристикой или плохой оценкой. И вообще, если человек набрал на ЕГЭ 100 баллов, то, значит, он вполне воспитанный и образованный товарищ. В противном случае он набирает от силы 30 баллов.Вера Минчёнок:- Ученики часто заблуждаются, думая, что плохая оценка поставлена им якобы за поведение. Отнюдь. Отвлекался на уроке, веселился и т. д. – прослушал объяснение учителя. В итоге ответить не смог или ответил слабо – вот и получил двойку…Татьяна Гришкова:- Вместе с ведомостью за успеваемость мы каждые полгода сдаем ведомость по воспитанности. Критерии для среднего, младшего, старшего возраста несколько различны. Сюда входит внешний вид, умение вежливо себя вести, беречь имущество и т. д. Оценки обсуждаются с каждым учеником – что стало лучше, где ничего не меняется. Выводим средний балл по классу, ведем мониторинг. Но в дневники не ставим.Надежда Тихонова:- Согласна, что образование – совокупность воспитания и обучения. Только вот воспитанность ох как сложно оценить по привычной школьной шкале!Как можно оценить заботливое отношение к окружающему миру, людям? А как оценить добро, способность радоваться от души чужим успехам, умение приходить на помощь в трудную минуту?Елена Сорокина:- Недавно была беседа с одной мамой, которая напрямую заявила, чтобы мы занимались обучением ее сыночка, а воспитанием будет заниматься сама она. И как быть с такими? Боюсь, что такая оценка будет встречена в штыки подобными родителями, а их немало…Татьяна Кузнецова:- Не нужны отметки за поведение. И характеристики не нужны. В вузах сами увидят, кого взяли. Как всегда, у медали две стороны. Можно написать хорошую характеристику не очень порядочному человеку, а можно и наоборот, хорошему ученику из вредности или «из любви к искусству» сочинить что-нибудь. А кроме того, коллеги, вам работы не хватает? Придется же тратить время и на выставление отметок за поведение!Любовь Туз:- На мой взгляд, воспитание – это создание условий. Самое трудное на уроке – это создать условия для продуктивной, развивающей деятельности. Воспитывает среда, а не отметка. Много детей живут в очень сложных условиях, им нужна помощь, а не двойка за поведение.Сергей Кремер:- Если вводить оценку за поведение, то она должна влиять на что-то после школы – помогать поступить в учебное заведение, на работу и т. п. А если ни на что не влияет, то и плевать на нее все хотели. А про исключение из школы… Кто ж его исключит? Ученику можно полшколы разнести, максимум на учет поставят, это примерно 500 рублей штрафа. Родители в лицо смеются, когда их учетом пугаем.Татьяна Кулешова:- Авторитарная педагогика за отметки. Поэтому я против отметок!Елена Селякова:- Вспомнила свое школьное детство. У нас в классе были 3 ученика с поведением «удовл.» – два двоечника-балбеса и ваша покорная слуга. А меня за что? За споры с классной руководительницей по поводу трактовки произведений русской классики. За «дерзкие взгляды» (терминология той же классной). За чтение посторонних книг под партой. За то, что отказалась «стучать» на одноклассников. Да и мало ли за что. Верните все это опять в школу – и как скоро это превратится снова в банальное сведение счетов? Я НИКОГДА не буду ставить своим ученикам никаких отметок по «поведению-прилежанию». Да и не испытываю в них нужды. Карательные инструменты нужны тем, кто не умеет справляться со своей работой.Игорь Олин:- У нас в школе совет лидеров ввел критерий «поведение на уроке» для классов в рамках конкурса «Лучший класс». Сами старшеклассники предложили и реализуют. Это один из многих критериев, но классы ведут своеобразные дневники, учителя по итогам урока выставляют отметки.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту