search
main
0

Ключик от заветной двери Учиться надо весело. Например, иностранному языку

Сегодня целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором ученики не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но обучаются рациональным приемам применения знаний на практике.
Развитие до недавнего времени считалось побочным продуктом обучения, стихийно возникающим и почти неуправляемым. Проблема развития не выделялась как особая задача педагогики. Понятие это больше относили к физиологии и психологии, чем к педагогике.
Проблема развития творческих способностей многоаспектна и непроста. Именно эту проблему помогает решить программа “Золотой ключик”, разработанная сотрудниками Лаборатории формирования личности ребенка-дошкольника НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Лаборатории психодиагностики института РАО и др. Научный руководитель – доктор психологических наук Г.Г.Кравцов. По данной программе работает наша прогимназия N 11, которая расположена в г. Долгопрудном, поселок Водники.
Переход к педагогике, нацеленной на всестороннее развитие каждого ребенка, является не узкообразовательной проблемой, а задачей переустройства всей совместной жизни детей и взрослых, задачей изменения “социальной ситуации развития”, по терминологии Выготского.
Построение начального образования по программе “Золотой ключик” нацелено на достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно полное эмоциональное благополучие и счастливую жизнь каждого ребенка.
Организация жизни и обучения детей в учреждениях, работающих по программе “Золотой ключик”, отличается следующими чертами:
– жизнь учреждений строится по семейному принципу: все без исключения взрослые участвуют в воспитании детей, а все дети являются полноправными членами этой большой семьи ребенка;
– основу всей жизнедеятельности учреждения и педагогического процесса задает специальная система событий, проживаемых детьми вместе со взрослыми, которая позволяет пробудить детскую инициативу и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций;
– решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и воспитателями, в сбалансированных коллективных, многогрупповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях.
Организация жизни детей в детском центре направлена на создание условий, обеспечивающих каждому ребенку радостное детство и всестороннее гармоническое развитие. Отличительной особенностью педагогического процесса в детском центре является органичное единство ценности счастливой жизни ребенка и ценности максимального развития в соответствии с возможностями данной возрастной ступени. Задачи воспитания и образования решаются в контексте организации собственной жизни и деятельности детей.
Обучение в детском центре происходит в конкретных деятельностях детей, в осмысленных совместных делах и занятиях, в разнообразном общении детей между собой и в содержательных контактах с педагогами. Такое построение обучения требует особой организации жизни внутри группы, отказа от классно-урочной формы обучения и предметного разделения учебного содержания. Это предполагает разумное и гибкое сочетание коллективных и индивидуальных методов обучения, привязанность учебного содержания к осмысленным событиям в жизни детей, учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа “Золотой ключик” подразумевает обязательное обучение иностранному (английскому) языку учеников младших классов, что призвано создать благоприятную ситуацию для приобщения ребенка к новому языковому миру.
Разучивая стихи, песни на иностранном языке, слушая и инсценируя сказки другого народа, знакомясь с играми, в которые играют его сверстники за рубежом, осуществляя ту или иную деятельность, ребенок овладевает минимальными коммуникативными умениями, у него формируется представление об иностранном языке как способе познания новых игр, песен, сказок и, конечно, нового мира. При этом важно развивать у ребенка такие личностные качества, как общительность, коммуникабельность, желание вступать в контакт с другими.
Итак, сегодня каждый творческий педагог понимает, что для достижения перечисленных целей недостаточно ограничивать деятельность по развитию и обучению подрастающего поколения только рамками классной работы. Огромную роль в этом процессе программа “Золотой ключик” отводит внеклассным мероприятиям.
Давайте остановимся на одном из них – это создание музея и выставки “Америка и мы”.
В процессе своей работы я столкнулась с тем, что ученики младших классов, как правило, довольно слабо осведомлены в вопросах географии. Они не знают, где находятся Эйфелева башня или статуя Свободы, какая национальность у жителей Турции и, наконец, на каком языке они разговаривают.
Именно поэтому мне пришла в голову мысль о том, чтобы создать школьный, я бы сказала даже “кабинетный”, географически-страноведческий музей. И мы приступили к работе. Сейчас в кабинете иностранного языка вы можете увидеть макеты башни Сирс в Чикаго и статуи Свободы, символа свободы и демократии, находящуюся в Нью-Йорке, макет Эйфелевой башни и Биг Бена в Лондоне. Вместе с учениками-экскурсоводами мы можем путешествовать по улицам Чикаго и Лондона (карты этих городов находятся у нас в музее), мысленно переезжать из штата в штат США и т.д.
Кроме того, у нас в прогимназии существует клуб по переписке с иностранными школьниками г. Чикаго. Почему именно Чикаго? Дело в том, что несколько лет назад я работала там в одной из христианских воскресных школ.
Находясь здесь, в России, я попробовала перебросить мостик в далекую заокеанскую страну и наладить переписку детей. Мне это удалось. Американские ребятишки прислали нам свои рисунки и письма. Была проведена выставка “Америка и мы”.
Америка! Далеко это или близко?
Если считать часы, проведенные в самолете, или дни, проведенные на теплоходе по пути из России в США, то очень далеко, на другом конце нашей планеты, а если дружба, взаимный интерес связывают детей этих двух разных и далеких стран, то близко, очень близко!
Недавно ребята из нашей прогимназии “Золотой ключик” получили очень интересную посылку – рисунки детей Русской воскресной школы Чикаго.
Сколько было радости, восторга написано на детских лицах, когда ребята рассматривали рисунки американских друзей! Ведь гораздо интереснее узнать о жизни людей, живущих за океаном, на другом материке, из их собственных писем и рисунков. На этой выставке были представлены рисунки американских детей, работы воспитанников нашей прогимназии, а также письма ребят американским друзьям.
Будем надеяться, что наша дружба будет крепкой и продолжительной.
Для чего же я это все делаю? Прежде всего для того, чтобы изучение английского языка приобрело практическое значение даже для таких маленьких детей, как ученики 1-2-х классов. Участвуя в такого рода мероприятиях, дети уже в возрасте 6 – 8 лет прекрасно понимают, что английский язык – вещь не абстрактная, а практическая, очень нужная в жизни.
Дети осознают, что английский язык – международный, и им в будущем предстоит общаться, разговаривать, писать письма на этом языке. И уже сейчас они хотят понимать и быть понятыми потому, что там, в далекой стране, где живут такие же, как они, дети, разговаривают, играют и поют на английском языке. И осознание этого делает изучение иностранного языка близким, понятным, нужным и интересным.
Идея обучения через погружение в культуру не нова, т.е. ученик должен не просто изучать язык, а постигать культуру страны, которая является его носителем. Только погрузившись в культуру, дух страны, ребенок сможет понять и полюбить ее язык, а не воспринимать его как что-то чужеродное, внешнее.
Возможно ли применение этого принципа в обучении дошкольников и младших школьников? Вполне. Конечно, учет возрастных особенностей требует серьезной адаптации методики.
В течение учебного года мы знакомимся с традициями и праздниками Великобритании и США, с национальной культурой этих стран.
В этом учебном году в нашей прогимназии состоялся традиционный “английский чай”. На этот праздник в качестве поощрения за отличные и хорошие оценки были приглашены ученики 2-3-х классов. Вместе с детьми мы накрыли столы, подали традиционный английский чай с молоком, лимоном, пирожными. Общение происходило на английском языке. Для “непонимающих” гостей осуществлялся перевод на русский язык. На “приеме” работали “переводчики”.
После выступления почетных гостей состоялась небольшая концертная программа: исполнялись песни на английском языке, стихотворения, сценки.
Так как это мероприятие проводилось в конце четвертой четверти, то мы подвели итоги учебного года и поговорили о планах на будущее.
Кроме освоения новой лексики, решения коммуникативных задач, знакомства с особенностями поведения за столом на традиционных английских чайных церемониях “five o▓clock tea” дети посредством ролевой игры фактически непосредственно включаются в национальную культуру и традиции страны изучаемого языка.

Ирина ГУЛЯЕВА,
учитель английского языка прогимназии “Золотой ключик”
Долгопрудный,
Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте