«Атака титанов» как легенда своего времени, возвращение кино 80‑х и тихо прошедший юбилей главной актрисы XX века. Самые значимые тенденции 2023 года – в итоговом обзоре «УГ». Мы предложили авторам рубрики «А вы смотрели?» ответить на вопросы:
- Какие театральные и кинособытия оказались для вас важнейшими в 2023 году?
- Чего вы ждете от театрального и кинопроцесса в 2024‑м?
Нина КАТАЕВА, театральный критик:
Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой…
Эта фраза, вынесенная в подзаголовок, – одно из правил Александра Николаевича Островского, под знаком 200-летия которого проходит заключительный сезон 2023-го для театралов России.
В Малом театре к 12 апреля приурочили пять премьер – мэтры Владимир Бейлис и Владимир Драгунов заинтересовались не самыми известными пьесами: Драгунов поставил «Сердце не камень», а Бейлис – «Горячее сердце» и совсем недавно, в конце ноября, малоизвестную пьесу «Светит, да не греет». Если обобщать, то ключиком для разрешения всех конфликтов оказалась любовь, не случайно так часто слово «сердце» звучит в названиях Островского. Андрей Цисарук поставил пьесу «На бойком месте», основанную на реальных событиях и личных наблюдениях автора, приблизив к нашему времени эту полудетективную историю. Алексей Дубровский рискнул поставить «Женитьбу Бальзаминова», доказав, что эта вещь Островского действительно не тускнеет со временем. «Работать с текстами драматурга непросто, но безумно интересно, – сказал постановщик, – испытываешь колоссальное удовольствие. Островский – действительно наш Шекспир на все времена». Отныне в репертуаре Малого театра 15 из 47 пьес Островского.
На XIII Международный фестиваль «Островский в Доме Островского» в этом году приезжали театры из 18 городов, зрители увидели как спектакли по самым популярным пьесам Островского, так и редкие постановки. Настоящей феерией стал гала-концерт из лучших сцен по Островскому в Малом.
Отметили юбилей и коллеги: в Театре имени Моссовета появились «Волки и овцы» с Валентиной Талызиной в роли Мурзавецкой, в Театре сатиры – «Невольницы», в Театре на Трубной – «Красавец мужчина», в Et cetera – «Сердце не камень». Все работы достойны внимания.
Блестящий спектакль «Амадей» по мотивам пьесы Питера Шеффера в Вахтанговском представил зрителям Анатолий Шульев, выпускник мастерской Римаса Туминаса, новый главный режиссер. В истории мировой культуры точно нет второго такого умопомрачительного сюжета, какой сама жизнь уготовила деятелям театра и кино, дерзающим разобраться во взаимоотношениях Моцарта (Виктор Добронравов) и Сальери (Алексей Гуськов). Пушкин всего через шесть лет после смерти Сальери написал свою «маленькую трагедию», на которую, по его собственному признанию, опирался Шеффер при написании и пьесы, и сценария к знаменитому фильму. У зрителей возникнет очень много вопросов, и они, хотят того или нет, окажутся в роли адвоката одного из двух персонажей, есть время подготовиться.
Любителям камерной сцены вахтанговцы также приготовили кое-что интересное: премьеру по пьесе Тургенева «Нахлебник», эксперимент по «Ночи перед Рождеством», собственную версию «Долгие годы» по пьесе, написанной постановщиком Георгием Долмазяном по роману Джозефины Лоуренс «Годы тянутся так долго» и сценарию фильма «Уступи место завтрашнему дню». Обычно добавляют – вспомните спектакль «Дальше – тишина» с Раневской и Пляттом.
Из фильмов запомнила лишь картину «Снегирь» Бориса Хлебникова на самую больную тему современности – о бездне, разделяющей поколения отцов и детей, и фильм Вуди Аллена «Великая ирония». Что касается спектаклей и фильмов в новом году, вдохновляет дата – 125-летие Пушкина. Мы даже не отдаем себе отчета, как много неоткрытого для нас в этой стране. Первые подступы уже сделаны – в Малом театре поставили «Капитанскую дочку», в Театре имени Моссовета – «Пиковую даму». Разговор начат.
P.S. 12 сентября отметила 90-летие народная артистка СССР Татьяна Доронина. Отметила тихо, без помпы, в статусе президента МХАТа имени М.Горького – должность, на которую 4 декабря 2018 года «перевели» актрису и режиссера, писателя, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством». Перед тем Доронина более 30 лет занимала пост худрука и директора МХАТа имени М.Горького, собственно, она создала этот театр после раскола исторического Художественного театра и тем самым спасла десятки жизней коллег.
Татьяну Васильевну, конечно, поздравили, напомнив зрителям о ее блистательных ролях в русской и зарубежной классике, о мастерском чтении стихов гениальных поэтов, о киноролях. Некоторые, конечно, увлеклись тем, что постарались приподнять завесу над тем, что актриса никогда не афишировала, но так или иначе, несмотря на все старания, в каждом материале прозвучала мысль критика Ирины Павловой о том, что «Татьяна Доронина – главная актриса России XX века».
Марина АБРАМОВА, театральный и кинокритик:
Искусство должно идти от тьмы к свету…
- Безусловно, фильм «Снегирь» Бориса Хлебникова стал для меня кинособытием уходящего года. Это кино, причем то, в котором есть место и правде человеческой, и правде художественной. «Снегирь» – тот фильм, при просмотре которого ты одновременно любишь и жалеешь людей, им сочувствуешь и их не понимаешь.
Фильм «Доктор» Артема Темникова, где в главной и, увы, последней роли снялся Сергей Пускепалис, определенно кинособытие года. Фильм сложный, проблемный, но очень нужный в наше непростое время.
«Звезды мне укажут путь» Филиппа Абрютина тоже оставил впечатление, а главное – уверенность в том, что современные режиссеры (пусть и немногочисленные) не боятся снимать кино о сложном, продюсеры тоже не скупятся на такие фильмы – дают дорогу эксперименту. Это вселяет надежду на лучшее.
С театром в сезоне 2022-2023 повезло больше. Так, например, спектакль «Дядя Жорж» по драматургии Антона Чехова в постановке Сергея Газарова очень достойный. Это именно чеховское, на мой взгляд, прочтение плюс, конечно, талантливая игра актеров. Другие премьерные спектакли были поставлены уже в Малом театре: «Петр I» Дмитрия Мережковского в постановке Владимира Драгунова, «Собачье сердце» режиссера Алексея Дубровского. Отдельного упоминания заслуживает спектакль Игоря Неведрова «Сказка о рыбаке и рыбке» в Театре Романа Виктюка. Современный, но в то же время понятный и зрелищный. Там есть и обращение к ярмарочному, площадному действу, к поэзии, эстетике минимализма, настоящей русской сказке. Еще одна постановка Московского театра кукол – «Каштанка» Амира Ерманова (он же и художник), спектакль также премьерный. Тоже очень чеховская интерпретация, где сильны визуальные метафоры, смех сочетается со слезами, комедийное с драматическим, художественное оформление на высоте, а сосуществование актеров и кукол на сцене органично.
2. Жду обращения к русской культуре – в театре, кинематографе, выставочной деятельности. Жду большего внимания к человеку и тому, что его волнует. Жду сопереживания. Не препарирования проблемы, причем очень отстраненного, а именно сопереживания. Конечно, всегда будет и интересно, и приятно увидеть в современном кино или театре постановку новых пьес, где есть история о человеке, его генезис. Еще одна тема – отечественная драматургия, которая практически никогда не ставилась. Считаю, что ставить 200-ю версию «Вишневого сада» или «Идиота» не слишком уместно, к тому же существует большая вероятность впасть в эпигонство. Новое все равно уже вряд ли сочинишь или придумаешь, добавить можно, но не нужно, а вот редкие пьесы мировой классики в самый раз. Иначе говоря, жду спектаклей умных, ярких, тех, что побуждают жить, уметь выстоять, защитить себя и близких, видеть свет в конце тоннеля. От тьмы к свету должно идти искусство, я так думаю, а не наоборот.
Арина ТИХОНОВА, кинообозреватель:
У классики 80‑х началась новая эра…
Нынче каждый год обычно богат на кинособытия. Может, смотреть кино теперь не так просто, как когда-то раньше, но по-прежнему возможно для тех, кто его любит.
И раз уж так вышло, что хоррор «M3gan» вышел в феврале 2023 года, открыв собой список достойных новинок, то начать можно с этого жанра. В последние пару лет жанр сдвинулся с мертвой точки: когда все уже было решили, что ничем нас в современном мире не испугать и ничего нового не изобрести, команда «M3gan» вспомнила о том, насколько яркий эффект зловещей долины можно вызвать у зрителя с помощью человекоподобного робота. В этом же году произошло обновление у таких мастодонтов, как «Пила» и «Крик», и, на удивление, оба сиквела – шестой у «Крика» и аж десятый у «Пилы» – ощутились в своих франшизах глотком свежего воздуха. После прекрасного перезапуска «Восставшего из ада» (2022) и довольно дурацкой, но в целом неплохой «Техасской резни бензопилой» (2022) складывается ощущение, что у классики 80-х началась новая эра.
К этой же категории можно, хоть и с натягом, отнести новый фильм прославленного режиссера «Солнцестояния» Ари Астера «Все страхи Бо». Его стиль по-прежнему уникален и отличается сюрреалистичной ноткой, но именно за это каждый его фильм так ждут зрители. Совершенно отдельно, но все же в том же жанре находится «The Blackening» – это американская черная комедия (каламбур вышел случайно), завязанная на легендарном тропе «черный умирает первым», вот только на этот раз в сюжете действуют исключительно чернокожие персонажи. Картина для тех, кто может оценить специфический стиль речи афроамериканцев и бесчисленные шутки о внутренней политике США.
Плавно переходя от хоррора к приключенческому жанру, нельзя, конечно, не отметить, что в 2023 году вышел сериал «Последние из нас» по той самой одноименной игре, по которой ностальгируют сейчас и бумеры, и миллениалы. Попытка рассказать суровую, но трогательную историю об отцовско-дочерних отношениях вышла, может, и не лучшая, но в целом неплохая. Действительно хорошим приключенческим фильмом оказался «Подземелья и драконы: Честь среди воров», став первой удачной попыткой снять достойное, интересное, смешное и позитивное кино по одноименной настольно-ролевой игре.
Сентябрь явил свету сразу две ожидаемые картины (породив в процессе немало мемов об их противостоянии): «Барби» и «Оппенгеймер». Совершенно разные по жанрам, они тем не менее сразу стали претендентами на звание лучшего фильма 2023 года. И уже не важно, кто какие награды получил или еще получит, они оба определенно войдут в историю кинематографа.
Повезло в этом году и анимации. «Нимона» стала важной вехой на пути к праву каждого иметь свои особенности и отличия, оставаясь при этом частью общества, «Человек-паук: Паутины вселенных» доказал, что вторая часть способна так же впечатлить зрителя, как и первая, и наконец последний сезон «Атаки титанов» закрыл целую эпоху, став по-настоящему легендой своего времени.
Комментарии