search
main
0

Ключи от форта знаний. Урок в 5-м классе на тему «Рабство в Древнем Риме»

Цели: познакомить учеников с особенностями рабовладения в Древнем Риме; развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа, воспитывать гуманизм и человеколюбие.

сражались не только друг с другом, но и с животными, например, львами. Поединки зачастую бывали очень жестокими. Как рассказывают римские историки, арена становилась скользкой от крови, и ее нужно было вновь посыпать песком, чтобы возобновить бой.

Задачи:

1. На основе повторения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым создать представление о системе рабовладения в Древнем Риме. Продолжить формирование навыков работы с историческими терминами.

2. Развивать логическое мышление и способность формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного.

3. Подвести ребят к выводу о самоценности человеческой жизни и свободы. Воспитывать честность и порядочность.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Мне срочно нужна дружная команда, чтобы завоевать ключи от форта знаний. Поможете? Название форта, а значит и тема урока – «Рабство в Древнем Риме». Если мы сумеем собрать за урок пять ключей, то форт нам покорится, и мы узнаем, каковы были особенности рабовладения в Древнем Риме.

2. Подготовка учеников к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель: Начнем с разминки. Вы должны ответить на вопросы, которые появятся на экране. За правильный ответ получите монеты. Если ответ дать не успеете, вопрос рассыплется. Когда будет собрано достаточное количество монет, сундучок даст вам первый ключ.

Вопросы по домашнему заданию

1. Объясните принцип «Разделяй и властвуй».

2. Объясните термин «легион».

3. Кто и по какому поводу говорил такие слова: «Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен»?

4. Что произошло в 146 году до н.э.?

5. Объясните термин «триумф».

6. Объясните термин «провинция».

7. Покажите на карте государства, которые захватили римляне в III-II вв. до н.э.

1-й ключ заработан!

3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Учитель: Итак, установив господство в Средиземноморье, римляне стали грабить завоеванные территории. Сенат объявлял их своими провинциями и назначал наместника. Плодородные земли, каменоломни, рудники, соляные промыслы римляне присваивали себе. Местное население облагали высокими налогами. А еще после войны в Рим привозили десятки тысяч рабов.

Как попадали в рабство люди? Беседа по картинкам.

Вывод: Рабы – десятки тысяч военнопленных и жители провинций, не сумевшие заплатить огромные налоги.

Чем занимались рабы, служа римлянам? Беседа по картинкам на слайде и в учебнике.

Вывод. Занятия рабов:

– в имениях – земельных владениях богатого человека рабы выращивали оливки и виноград, плели корзины, вили веревки, обтесывали рукоятки для лопат и мотыг;

– в домах богачей убирали, готовили еду, причесывали, брили, одевали хозяев, служили певцами, музыкантами, врачами, учителями, библиотекарями, секретарями.

Учитель: Рабы в Древнем Риме были совершенно бесправны. Раб не считался человеком: он был собственностью господина, который распоряжался им по своему желанию. В Римском государстве рабам обычно поручалась самая тяжелая работа, чаще всего в загородных имениях. Хозяева нередко называли рабов «говорящими орудиями труда».

В имении каждого римлянина обычно было от 15 до 20 рабов. Руководил всеми работами в имении раб-управляющий. Рабы хорошо умели готовить вино и оливковое масло, т.к. все жители этих стран возделывают виноград и оливки. Остальные продукты, в том числе и зерно для выпечки хлеба, в Италию привозили из провинций.

Рабы не получали никакой платы за свой труд, поэтому они не хотели работать. Хозяева заставляли их выполнять свои обязанности и жестоко наказывали непокорных.

Однако так было не всегда. Отношение к рабам в разное время существования Римского государства было разным. Сначала рабом мог стать не только пленный житель завоеванной территории, но и римлянин, нарушивший закон. Каждый римлянин понимал, что может оказаться на месте раба. Поэтому во времена первых римских царей обращение хозяев с рабами было более мягким.

Со временем количество рабов в Риме увеличилось. Это были уже не только люди из Италии или соседних с ней, близких по языку и культуре земель, но и рабы, привезенные в Рим из отдаленных стран. Римляне не понимали их языка, считали их дикарями и врагами. Поэтому они обращались с рабами все более и более жестоко, зная, что среди них нет граждан Рима.

Все римляне имели рабов. Даже у самого бедного римского гражданина были слуги. А богачи имели сотни и тысячи слуг, которые работали в домах и имениях.

Где рабу жилось легче, как вы думаете? В чем схоже положение раба в имении и в доме?

Владельцы имений считали, что приобретать много рабов одной народности не следует. Чем это можно объяснить?

Учитель: А как к рабству относились ученые? Давайте прочитаем и сравним взгляды на существование рабства в Риме и в Греции.

Римский ученый Варрон писал:

«Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие – рабы, мычащие – быки, немые – повозки, лопаты, плуги».

Греческий ученый Аристотель писал:

«Одни орудия являются одушевленными, другие – неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие – рабами. Тем людям, которые по природе своей рабы, быть рабами справедливо».

Сравните взгляды ученых.

Ваше мнение по этому вопросу. Справедливо ли рабство? Почему?

2-й ключ получен!

Гладиаторы

Учитель: Гладиаторами становились самые сильные и ловкие рабы. Их обучали искусству владения оружием в специальных школах. А после обучения заставляли сражаться друг с другом на арене для развлечения собравшихся римлян. Первый известный поединок гладиаторов произошел в 264 г. до н.э.

Возможно, обычай гладиаторских схваток идет от древних этрусков. Они приносили человеческие жертвы на могилах знатных покойников. Обреченных на смерть людей заставляли брать в руки оружие и сражаться друг с другом. Позднее гладиаторские бои стали просто популярным зрелищем для римского плебса.

Гладиаторы сражались не только друг с другом, но и с животными, например, львами. Поединки зачастую бывали очень жестокими. Как рассказывают римские историки, арена становилась скользкой от крови, и ее нужно было вновь посыпать песком, чтобы возобновить бой.

Участие в сражениях гладиаторов в Риме считалось позорным занятием. В школы гладиаторов попадали только провинившиеся рабы, преступники и пленные. Но удачливый гладиатор становился любимцем римской публики. Ему доставались деньги и призы. В редких случаях человек, одержавший победу во многих схватках с другими гладиаторами, мог рассчитывать на особое признание римского народа. Ему вручали деревянный меч – символ почетной отставки. Отныне бывший гладиатор мог жить в Риме как простой римский гражданин.

О предстоящих поединках гладиаторов жителей Рима оповещали за несколько дней. Устроители сообщали число пар гладиаторов и их вооружение. Сражения проходили в амфитеатрах – открытых сооружениях, где вокруг сцены рядами вверх располагались места для зрителей. Сигнал к началу смертельной схватки подавался звуком трубы. Обычно бой шел между двумя гладиаторами. Реже на арену выходили несколько десятков бойцов. Гладиатора, отказавшегося идти на бой, выгоняли на арену плетьми и раскаленными наконечниками копий.

Если во время сражения гладиатор был ранен, он мог просить о пощаде у римского народа, подняв большой палец руки вверх. Тогда устроитель обращался к зрителям, которые и решали судьбу раненого. Если они решали оставить ему жизнь, то махали платками, если же не хотели пощадить поверженного гладиатора – опускали большой палец руки вниз.

4. Первичная проверка усвоения новых знаний.

Задания на закрепление изученного материала.

Учитель: Следующий ключ можно получить у старца Фура. Пойдемте к нему?

Старец Фура предлагает сыграть с ним в игру «Найди ошибки». Для этого надо прочитать в учебнике о жизни рабов. Затем закрыть учебники и поработать над текстом с ошибками. Ошибки подчеркнуть, объяснить.

Рабы в Древнем Риме были у каждого гражданина.

Но содержание рабов обходилось очень дорого их владельцам. Ведь приходилось два раза в год выдавать рабам одежду: рубаху, плащ, деревянные сандалии; хорошо кормить.

Рабов ценили, поэтому заболевших лечили. За добросовестную работу рабам платили небольшую плату. Зато за провинность пороли и наказывали. Особо строптивых рабов отправляли работать в каменоломни. Лишь ночью рабы могли отдохнуть, выспаться в мягких постелях.

3-й ключ заработан!

Учитель: Следующий ключ вы получите, разгадав кроссворд. Задания кроссворда.

Слова по вертикали:

1. Карфагенский полководец (Ганнибал).

2. Сооружения для гладиаторских игр (Амфитеатр).

3. Завоеванные римлянами области (Провинции).

4. Сирийский царь, не оказавший поддержки Македонии против римлян (Антиох).

5. «Говорящее орудие труда» (Раб).

Слово по горизонтали:

Раб, обученный сражаться друг с другом на потеху публике (Гладиатор).

4-й ключ получен!

5. Подведение итогов.

Учитель: Последний, 5-й, ключ можно получить, лишь ответив на вопрос: «Что нового вы узнали на уроке сегодня?»

Вопросы:

Откуда появлялись рабы в Риме?

Чем они занимались?

Каково было их положение в обществе?

5-й ключ есть!

Учитель: А теперь нам остается только открыть форт под названием «Рабство в Древнем Риме». Молодцы!

Выставление оценок за урок.

Ирина ТАРАНЕЦ, учитель истории средней школы №4, педагог года Подмосковья-2007, Кашира, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте