search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР
0

Ключи к вратам познания. В каждой культуре – свои

Похоже, предмет нашей национальной гордости – наука оказалась в таком кризисе, выйти из которого невозможно без помощи зарубежных ученых. Пока речь шла только о недостаточном финансировании и организационных проблемах, было в целом понятно, какие меры следует принимать. Но обсуждение проекта инновационного центра в Сколково наводит на мысль об отставании, выход из которого одними административными преобразованиями обеспечить нельзя. Есть причины более глубокие, ведущие к корневым представлениям о том, что такое истинное знание и как оно добывается. Образование, которое мы привыкли считать соответствующим мировым стандартам, похоже, не дает результатов, необходимых для быстрого развития страны. Достаточно хорошо известно, что грамотное освоение новейших технологий и развитие научных теорий, которые несложно перенять или купить в других странах, может привести к некоторым достижениям и даже отдельным открытиям. Но для настоящих прорывов, о которых говорится сейчас постоянно, старые, испытанные схемы уже непригодны. О том, каким должен быть наш собственный путь, где и как его искать, мы говорим с заведующим лабораторией психофизиологии имени Б.Швыркова Института психологии РАН профессором, доктором психологических наук Юрием АЛЕКСАНДРОВЫМ.

– Юрий Иосифович, различия в образе жизни народов, верованиях, ценностях, представлениях о собственном национальном характере и других национальных характерах довольно широко известны и замечательно отражены в современном фольклоре. Одни только поговорки и анекдоты, постоянно бытующие в нашем обиходе, дают немало точных представлений об этом. И тем не менее китайские студенты, например, успешно учатся и в Америке, и в Европе, не говоря уже о наших постоянно утекающих мозгах, которые вполне успешно приживаются в других странах. Значит, при всех прочих различиях наука все-таки едина или, иначе говоря, у научной истины нет национальности? – Нет, не значит. То есть можно допустить, что существует единая истина (хотя не все так думают!), но пути к ней, собственное видение у разных народов разные. Накопленные во всем мире аргументы теперь доказывают, что теоретики, работающие в разных традициях и разных странах, могут даже из одних и тех же известных всем эмпирических явлений делать факты и выводы, несовместимые с выводами далеких коллег. Именно «делать факты», которые являются интерпретацией эмпирического явления в терминах той или иной теории. В этом смысле факты вторичны по отношению к теории. Наука не существует вне культуры, она развивается только как часть ее. Доказано, что специализация нейронов в мозгу человека имеет культурное происхождение. У музыканта, играющего на струнных инструментах, значительно увеличено представительство пальцев в мозгу. У водителей такси, которым приходится постоянно выбирать подходящие маршруты в больших городах, увеличивается гиппокамп – область мозга, отвечающая в том числе и за ориентацию в пространстве. А если у людей заметно отличаются не только занятия, но и образ жизни, способы решения постоянно возникающих бытовых проблем, получается «разный» мозг. При решении одной и той же задачи уровень активности мозговых структур и даже набор вовлеченных структур у европейца и азиата различны. И если для человека на Западе А не есть Б, то для восточного человека это совсем не очевидно. Сегодня это А, а завтра уже немножко и Б. Разделение добра и зла для него не столь категорично, как на Западе. В представлении азиата чаще это две стороны одной медали, как сказали бы мы, или грани одного алмаза. Не случайно так кардинально отличается письмо западных и азиатских народов. Запись текстов справа налево, сверху вниз – это не просто формальный признак. Это особая внутренняя ориентация, связанная с иными, чем у нас, представлениями. Например, о времени. Скажем, пишущие справа налево и слева направо представляют себе время текущим в противоположных направлениях. А для пишущих иероглифы по вертикали время бежит не в горизонтальной плоскости, а в вертикальной. Властная вертикаль, характерная для восточных народов, связывается с распределительной системой. У европейцев и северо-американцев соответственно: горизонталь, демократия, свободная конкуренция. На Западе эффективность – это максимальная прибыль, у нас – минимум затрат. И сколько бы ни старались мы перенять, перенести с Запада на нашу почву нечто такое, что противоречит этим базовым характеристикам, культура сопротивляется, возвращая нас к своей, как ее называет С.Кирдина, матрице. Составляющими матрицы, по ее мнению, являются политическое устройство, идеология, экономическая структура. Матрица – стабильная характеристика. Это нужно понимать и, учитывая, но не абсолютизируя глобализацию, совершенствоваться на основе родной матрицы. – Получается, что по особенностям письма мы европейцы, а представления о правильном устройстве общества у нас азиатские? – Мы, как известно, занимаем особое место. Востоко-Запад, как точно определял Н.Бердяев. Сходство с европейцами очень относительное, как, впрочем, и с азиатами, к которым мы все-таки, как показывают кросс-культурные исследования, во многих отношениях ближе. Это значит, что холизм, антиредукционизм, индетерминизм для нас ближе, чем формальная логика, детерминизм и редукционизм западной науки, западного мышления. Кому-то это может показаться недостатком, а кому-то, например мне, – преимуществом. Рационализм и расчетливость, характерные для Запада, в целом русским менее свойственны. Филологи показывают, что слово «расчетливость» для нас негативно окрашено (коннотировано). Мы больше склонны принимать решения интуитивные, часто необъяснимые (да и необъясняемые!) с точки зрения строгой логики. Разделение на эмоции и разум, принятое в картезианской западной науке, на Востоке совсем не так жестко. И в самом деле: интуитивно, эмоционально – совсем не обязательно глупо, плохо. Даже в науке. На начальных стадиях развития нового направления холизм и интуитивизм более ценны. На этапах приложений и разработок эффективнее логика и редукционизм. То же самое и в быту. Исследования в микроэкономике показывают, что в некоторых ситуациях лучше работает интуиция, а в других эффективнее логика. Любопытно, что рационально лучше решаются более простые проблемы, связанные, например, с покупками мелких вещей. А выбирая дом, машину, решая какие-то судьбоносные вопросы, человек больше доволен своим поступком, если он не взвешивал все «за» и «против», не сомневался, а действовал по наитию. Уверенность, как выясняется, свойство культурозависимое. Психологические исследования показывают, что мы больше, чем, например, шведы, немцы, американцы, уверены в правильности сделанного выбора, когда оцениваем силу звука, удаленность объекта или какие-то более сложные характеристики. А вот выбор морального характера почему-то вызывает большие колебания. Американец делает его более уверенно и бесповоротно. А русский отвечает менее определенно: скорее – да, скорее – нет. – Но есть же все-таки вещи однозначные для всех культур – математические формулы, физика, химия. – Нет! Спросите науковедов или специалистов – настоящих! – в конкретных областях науки, они расскажут, чем отличается, например, русская математика и в каких направлениях ее развитие у нас ушло далеко вперед. Павел Флоренский сравнивал английские работы по физике с работами континентальных ученых и пришел к заключению, что в английских трактатах нечего искать аналогии теориям коллег с Большой земли. Важно понимать при этом, что вклад и тех и других одинаково ценен и без участия одной из сторон нет полноты знания. Смотрите, что пишет почетный профессор и экс-глава факультета математики Нью-Йоркского университета М.Клайн: «Математические «истины» в такой же мере зависимы от людей, как восприятие цвета или английский язык. Лишь относительно широкое принятие математических доктрин – по сравнению с политическими, экономическими и религиозными – создает иллюзию, будто математика представляет собой свод истин, объективно существующих вне человека. Математика может существовать независимо от любого человека, но не от культуры, которая его окружает». Знаменитый Пуанкаре выделял интуитивные и логические способы решения проблем в математике. Одним ученым больше свойственны первые, другим – вторые. И оба способа, как я только что говорил, нужны, они дополняют друг друга. Логика, говорит Пуанкаре, есть орудие доказательства, а интуиция – орудие изобретательства. Так вот, если посмотреть, как эти интуитивисты и рационалисты распределены по странам, нетрудно заметить, что в России интуитивизм распространен в разы сильнее, чем в США, где больше рационалистов. Наука азиатско-восточного типа определяет общие направления исследований. Дальше необходим этап детальной проработки и практического применения, без которого бессмысленны усилия интуитивистов. В каждой стране есть и те и другие типы, но если говорить об общем преобладании, то мы, как показано и в психологических исследованиях, скорее азиаты, чем европейцы. У нас лучше получается «вырубание глыб» в науке, как говорил мой учитель Вячеслав Борисович Швырков. И каждый должен учитывать и использовать то, что у него лучше получается в этом всемирном разделении научного труда. К счастью, можно сказать, что сейчас наметилось понимание таких особенностей и со стороны «верхов», и со стороны «низов». И связано это понимание не в последнюю очередь с развитием когнитивных наук, которые занимаются проблемами познания и переживают сейчас во всем мире настоящий бум. Стало ясно наконец, что успешно лечить, учить, делать новые машины в нашем высокотехнологичном мире без учета особенностей организации мозговых структур человека, которому предстоит работать с тончайшими механизмами, нельзя. Последние исследования психофизиологов, проведенные на атомных станциях, приводят к выводу, что управление АЭС в Иране должно быть организовано не совсем так, как в Европе или Америке. У людей, воспитанных в разных культурах, не просто разное мышление, но и работа мозга при внешне одинаковом поведении разная. Так что азиатские студенты, успешно сдающие экзамены по тем предметам, которые они изучают в Европе, совсем не обязательно в своей самостоятельной работе будут действовать так же, как их европейские однокурсники. – Но, Юрий Иосифович,  и в одной культуре трудно найти двух одинаковых учеников одного учителя! – И я скажу почему. Внутри одной культуры тоже существуют весьма разные сообщества. В Италии, например, исследования показали, что более или менее «западное» мышление индивида зависит от того, в какой части страны он живет – на Севере или на Юге, в семье пастухов или в семье земледельцев, к какому слою принадлежит – к среднему классу или рабочему, религиозны ли его родители и так далее. Кроме того, теперь мы точно знаем, что одному и тому же люди учатся по-разному в зависимости от того, какой опыт предшествовал обучению. Новое знание выстраивается только с учетом прежнего и на его основе. Весь наш опыт – единая система, к которой нельзя механически добавить кубик. При любом добавлении вся структура опыта соответственно перестраивается. – Вы постоянно говорите о познании как о строительстве, опирающемся на предыдущий опыт. Но в школе – как в средней, так и в высшей – обучение пока подчинено другой схеме: «прочитал – перескажи, я сказал – ты повтори». В какой мере это соответствует твоему личному опыту и представлениям – мало кому интересно. Петр I привез европейскую науку в страну, не имевшую начального образования. И до сих пор мы можем довольно часто наблюдать, как сформированная по европейскому образцу логика решения научных проблем противоречит той логике, по которой мы живем. – В том-то и дело! Представление о познании, согласно которому в сознание из внешнего мира, как в бадью – по остроумному замечанию Карла Поппера, – сливается вся информация, сырые сенсорные данные и прочие сведения, получающие потом свою интерпретацию, не выдерживает критики. Вслед за Кантом и Поппером мы склонны рассматривать процесс познания, скорее, как проверку гипотез, сформулированных человеком на основе его личного опыта. Он накладывает их на природу, тестирует в ней. А вот результаты тестирования подвергаются последующей интерпретации и модифицируют структуру прежнего опыта. При этом непосредственного восприятия мира, независимого от общества, от культуры, в которой человек живет, не существует. Его впечатления, мнения, действия зависят от окружения, в котором человек родился, получаются из коллективных представлений, «из материнских рук». – Не получается ли тогда, что мы, условно говоря, ломимся не в те двери, используем совсем не те механизмы, когда упрямо пытаемся преподавать, передавать знания и проверять, как они усвоены? – Честно говоря, мне не совсем понятно, что значит «усвоить знание». Знать – значит успешно действовать, достигая положительных результатов в тех условиях, которые характерны именно для нас. Регулярные попытки внедрить чужой опыт приводят, как правило, к плачевным результатам на протяжении всей нашей истории. Нам нужна своя педагогика, построенная с учетом не только возрастных особенностей ребенка, но и особенностей мышления человека, выросшего в России. И своя наука, организованная с учетом культуроспецифических особенностей тех людей, которые призваны ее развивать. Тогда мы сможем делать такие открытия, каких не сделать китайцу или американцу, и займем достойное место в мировом сообществе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте