Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ключи к благополучию. Психологи вывели формулу счастья

Учительская газета, №9 от 3 марта 2009. Читать номер
Автор:

Так уж сложилось, что с образом психологии у нас связано представление прежде всего о том, как эта наука помогает человеку справиться с бедами и несчастьями, с негативными переживаниями. И вот десять лет назад появилась новая наука, названная ее создателем, американским ученым Мартином Селигманом, позитивной психологией. Ее цель – изучение позитивных аспектов человеческой жизни, таких как счастье, благополучие, процветание.

В России вестником, популяризатором новой науки стала Илона Бонивелл, доктор психологии, старший преподаватель Университета Восточного Лондона (Великобритания). Мы познакомились на юбилее популярного журнала Psuchologies, известного тем, что собирает вокруг себя самые яркие имена отечественной и зарубежной психологии. Молодая высокая женщина буквально лучилась энергией и оптимизмом, выступая с докладом о самой жизнеутверждающей области знаний, именуемой позитивной психологией.

Илона родилась и провела детство в России, в семье военнослужащего, затем отца перевели в Латвию, откуда она в 19 лет уехала учиться в Англию, где вышла замуж и где в скором времени она оказалась в числе первых исследователей новой науки. Доктор Илона Бонивелл является основателем Европейского сообщества позитивной психологии, вице-президентом Международной ассоциации позитивной психологии.

Совсем недавно в России в издательстве «Время» вышла ее книга «Ключи к благополучию. Что может позитивная психология». Это популярное издание, где доступно, увлекательно и с юмором рассказывается как об успехах, так и о слабостях новой науки, стремительно набирающей популярность в Америке и Европе.

Автор объясняет, что акцент исключительно на негативных аспектах человеческой жизни не был определен самой природой психологии, а возник в результате исторической случайности. «До Второй мировой войны у психологии были три основные задачи: лечить душевные болезни, улучшать обычную жизнь, выявлять и развивать таланты. Однако после войны последние две задачи оказались забытыми, и психология сосредоточилась в основном на первой… Вполне понятно, что в условиях человеческого кризиса подобного масштаба все доступные ресурсы были брошены на изучение и лечение психических расстройств и психопатологий.

Так психология как область науки приучилась иметь дело с болезнями, то есть оперировать в рамках медицинской модели. Эта модель принесла много пользы…

Например, четырнадцать ранее неизлечимых психических заболеваний (таких, как депрессия, расстройство личности или приступы тревоги) теперь можно с успехом лечить. Однако… за нее пришлось заплатить негативным мнением о психологах, которые якобы имеют дело только с жертвами и различного рода отклонениями и не могут предложить способы улучшения обычной жизни, а также решить задачу по выявлению и воспитанию талантов. Один простой пример: если вы скажете друзьям, что собираетесь посетить психолога, что, скорее всего, услышите в ответ? «С тобой что-то не так?» А каковы шансы услышать нечто вроде: «Прекрасно! Собираешься всерьез заняться самосовершенствованием?»

Многие психологи признают: мы мало знаем о том, что делает жизнь достойной того, чтобы ее прожить, и как обычные люди преуспевают в обычных, а не экстремальных условиях».

Таким образом, в центре исследования новой науки оказались такие области, как благополучие, сильные стороны человека, мудрость, творческие способности, психическое здоровье, а также признаки позитивно устроенных групп и учреждений.

И уже первые исследования, например, роли позитивных эмоций, опровергли множество заблуждений. Например, считалось, что они искажают или нарушают продуктивное логическое мышление, что, будучи недолговечными, не имеют отдаленных последствий. И вообще если отрицательные эмоции направлены на действие (страх вызывает желание бежать, гнев – желание нападать) и являются результатом адаптации в ходе эволюции, то эмоции положительные не связаны с какими-то специфическими действиями. «Так какой же от них прок, – вопрошает автор, – не считая того, что испытывать их просто приятно? Какой смысл в том, чтобы чувствовать счастье или радость, любовь или восторг?»

Оказалось, смысл этот вполне конкретен. Эти эмоции расширяют набор мыслительных действий, позволяют действовать творчески, видеть больше возможностей, помогают преодолеть стресс, повышают устойчивость, запускают механизмы личностного роста. Приводят даже такой пример: врачи, испытывающие положительные эмоции, ставят более точные диагнозы.

При этом вовсе исключить негативные эмоции невозможно, да и попросту опасно, оптимально соотношение позитива и негатива как 3:1.

В связи с этим позитивная психология ввела в обиход такое понятие, как «эмоциональный интеллект» (EQ). Он отражает способность распознавать собственные эмоции и эмоции близких людей, управлять теми и другими. Считается даже, что для успешной карьеры и достижения жизненных целей этот показатель важнее, чем IQ.

Чувство удовлетворенности жизнью во многом зависит от того, к какому типу людей вы относитесь – к оптимистам или пессимистам. Автор обосновывает преимущества и того, и другого типа, при этом отдавая предпочтение гораздо менее изученному и реже встречающемуся типу реалистов.

Одним из открытий новой науки стало состояние, именуемое «потоком», то есть полная поглощенность каким-либо процессом, когда исчезает чувство времени и самоосознания. Это состояние достижимо, только если человек сталкивается со сложной задачей, «которая бросает вызов нашим способностям, и в то же время наши способности и умения таковы, что мы все-таки можем ответить на этот вызов». Около 90% людей знают это состояние на своем опыте, связывая его с различными занятиями: спорт, танцы, художественное творчество, другие хобби, а также общение, учеба, чтение, работа… «Поток» стал чрезвычайно популярным понятием и желанным состоянием, но в то же время, предостерегает автор, в нем заключена и опасность зависимости от него, что может привести к сужению жизненной перспективы.

Естественно, что в центре внимания позитивной психологии оказалось само по себе переживание счастья. «В наши дни концепцию счастья, похоже, охотно разделяют большинство людей, оно, судя по всему, ценится больше, чем погоня за деньгами, добродетель или перспектива попасть в рай».

В современном мире главной проблемой в жизни людей становится уже не выживание, не показатели экономического процветания, а именно качество жизни.

На вопрос «кто счастлив?» ответ неожиданный: почти все. Вот данные, которые приводит Илона Бонивелл: «Совокупные результаты 916 проведенных опросов, охвативших 1,1 млн людей в 45 странах, показывают, что по десятибалльной шкале средний показатель составляет 6,75. Так что люди в среднем скорее счастливы, чем несчастливы. От 84 до 89% американцев, к примеру, при определении счастья показывают результаты выше среднего. Большинство стран сильно превосходят нейтральную отметку – за исключением стран бывшего советского блока (например, Болгария, Россия, Белоруссия, Латвия), где средний балл примерно равен 5 по десятибалльной шкале».

Исследования показали, что ощущение счастья приводит к более успешной социализации, лучшему здоровью, успеху, саморегуляции и стремлению помогать другим. И даже, как выяснилось, напрямую связано с долголетием.

Стало также ясно, что чувство удовлетворенности жизнью практически не связано со многими обстоятельствами, для достижения которых люди тратят так много лет и сил. Ни деньги, ни возраст, ни физическая привлекательность, ни пол, ни уровень образования на уровень счастья не влияют. В то время как с ним напрямую связаны оптимизм, социальные связи, брак, наличие интересной работы, религия или духовность, свободное время, социальное положение…

И все же внешние обстоятельства имеют в «формуле счастья» лишь 10%. В этой формуле, предложенной Селигманом, 50% занимает генетически предопределенный уровень счастья, но 40% полностью принадлежат самому человеку: его сознательным, требующим усилий действиям, которые человек может выбрать для себя.

Многие ученые утверждают, что для полноты удовлетворенности жизнью мало испытывать лишь гедонистическое счастье (то есть стремление к максимуму удовольствия и минимуму боли), куда важнее эвдемоническое благополучие («эвдемония» в переводе с греческого означает «истинный дух»), включающее в себя и личностный рост, и поиск цели и смысла жизни.

Свои собственные подходы есть у позитивной психологии и к тому, как устроить отношения человека со временем собственной жизни, как преодолевать жизненные трудности, справиться с несчастьем и что такое «позитивное старение». В частности, доказано, что «пожилые люди менее подвержены тяжелым формам депрессии по сравнению с молодыми. Они испытывают меньше негативных эмоций, чем молодые люди, но то же количество позитивных. Они эмоционально сложнее (например, могут испытывать радость и грусть в одно и то же время) и более удовлетворены жизнью».

Позитивная психология значительно изменила саму палитру научных исследований в мире. Илона Бонивелл пишет: «Сегодня психология уже не является только наукой о патологии и депрессии, ограниченной рамкой медицинской модели, поскольку наука об оптимальном функционировании прочно заняла свое место под солнцем».

И все же сейчас, когда на Западе о достижениях новой модной науки постоянно сообщают по радио, телевидению, в глянцевых журналах, велика опасность ее превращения в идеологическое движение с его интеллектуальной узостью, неприятием критики, преклонением перед авторитетами… Автор предостерегает также своих коллег о предвзятости и односторонности, ибо «реалии жизни чаще всего расположены между позитивным и негативным», потому необходим баланс между традиционной и новой моделью психологии, их интеграция.

Сама Илона Бонивелл надеется, что такая интеграция будет достигнута и в этой целостности позитивная психология, вероятно, перестанет существовать как независимое движение. Но зато с ее помощью будет достигнуто более полное и глубокое знание о самом сложном предмете изучения в мире – человеке.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту