«Если мы хотим, чтобы ученик рос и развивался, учитель сам должен расти и развиваться», – считает Надежда Коновалова, учитель года-2012 Белгородской области.В Белгородскую область, точнее, в небольшой городок Строитель, официально считающийся центром Яковлевского района, что недалеко от Белгорода, Надежда Коновалова вместе с семьей переехала из Казахстана в 2008 году. Сын к тому времени уже окончил школу, на Белгородчине жили дальние родственники, в общем, посовещались с мужем и решили переехать в Россию. Муж, кстати, тоже учитель, сейчас ведет в соседней школе физкультуру, а Надежда Владимировна – информатику и ИКТ в школе №3, а теперь вот еще заместитель директора по учебно-воспитательной работе, курирует информационные технологии и начальные классы. Есть у нее и второе высшее по специальности «государственное муниципальное управление».
Ей вообще на административную работу везло. Когда в 1993 году после окончания Акмолинского педагогического института пришла работать в школу, обычным учителем проработала всего три года, после чего получила назначение – зам. директора по воспитательной. Хотя сама и раньше считала, и теперь говорит, что воспитательная работа – это не самое ее любимое дело, потому что больше нравится заниматься различными мониторингами, цифрами. Тем не менее с новым своим назначением справилась, и вскоре молодого заместителя перевели директором… Дома творчества. А через год Надежду Владимировну назначили заместителем начальника районного управления образования. С этой должности спустя восемь лет она уехала в Белгородскую область. «И как же это вы после руководящей-то работы да просто в обычную школу учителем?!» – удивлялись коллеги, когда Надежда трудоустраивалась в Строителе. «С удовольствием!» – отвечала она. Ведь в Казахстане, когда работала зам. начальника, им разрешалось по субботам вести уроки в школе, и она практически ни разу не пропустила, наоборот, с удовольствием спешила в школу. Причину называет одну: интересно работать с детьми. Желание общаться с ребятами и находиться рядом с ними было тогда и остается сейчас. Даже когда в новой школе №3 пришлось вести информатику 37 часов в неделю, во всех классах с третьего по одиннадцатый, то и это, как говорит Надежда Коновалова, было в радость: «Настолько хорошо, тепло и уютно я почувствовала себя здесь, в атмосфере нашей, я так теперь и говорю: нашей школы!» Сейчас, конечно, часов у нее поменьше, когда завучем назначили, урочную нагрузку снизили, теперь Надежда Владимировна ведет информатику в 9, 10, 11-х классах. Но курирует по своему предмету всех. В школе эксперимент: новые стандарты для начальных классов реализуются уже третий год, да еще и пятые с этого года идут по новым ФГОС. А информатику начинают не в третьем, а во втором. Всего учеников 850, шестидневка у всех, кроме первачков, зато все учатся в одну смену. Вот такой режим работы. А во второй половине дня и вечером школа занята. В различных кружках и спортивных секциях занимаются дети, и дважды в неделю с восьми до десяти вечера играют в волейбол взрослые: учителя из школ №3 и №2, родители учеников, супруги педагогов, – и так уже на протяжении трех лет. В Белгородской области традиционно проходит ежегодная спартакиада учителей. Волейбол – в марте, до этого стрельба, шахматы, теннис. В конце года все победы и поражения подсчитываются и определяются победители. В 2011 году первое место в районе заняла школа №3. Надежда Владимировна с мужем тоже в команде волейболистов, оба любят активный отдых, но если не получается поехать вместе, могут отправиться в поездку с коллегами по работе. Например, во время зимних каникул – на четыре дня в Буковель, в Карпаты. Это Надежда Владимировна вместе со своими коллегами из школы, с учителями начальных классов и истории, купили путевки и женской компанией, без мужей, поехали покататься на лыжах. Их потом не раз спрашивали: «Вам не надоело – в школе вместе, вечером на волейболе вместе, и еще на отдых всей командой?» Они в ответ только отшучивались: «Совершенно не надоело!» Новую для нее Белгородскую область Надежда Коновалова узнавала тоже в поездках – с учениками. Поначалу, пока не было замдиректорства, вела классное руководство в 5-м и 6-м классах. Побывали с детьми в этнографическом музее «Ключи» Прохоровского района («Там целая улица домов под соломенными крышами, и в каждом доме какое-то ремесло: блины пекут, на ткацких станках ткут – ребятам очень понравилось!»), в Корочу ездили на экскурсию «Край вкусного печенья», в соседней Курской области были, в Курске, в Курчатове, в Курском Свято-Троицком монастыре… Надежда Владимировна очень жалела, когда с нее сняли классное руководство из-за большой урочной нагрузки. Я спросила у нее, на что еще хватает у учителя времени, когда он по 37 часов в неделю ведет уроки. Ответила так: – Мне кажется, что на все. Хотя тяжеловато. Но все зависит от личности, я на себе убедилась, что чем больше загруженность, тем больше успеваешь. И на работу, и на семью, и на отдых хватает времени. У меня с детства такой темп. Всегда занималась в кружках, секциях, на одном месте сидела, если только книги читала. Кстати, это и сейчас осталось одним из моих любимых занятий – люблю читать. – А много ли таких учителей в вашем школьном коллективе? – Да, и мне очень нравится, что я попала именно в такой коллектив. Все мы соратники, подходим друг другу по темпераменту. Второй завуч по научно-методической работе у нас прекрасный! В школе проводится много семинаров не только районного, но и областного уровня, мастер-классы, выездные мероприятия, этот темп присутствует во всей школе, его все поддерживают. Мы ездим по району и по области, и не бывает недели, чтобы не было мероприятия уровнем выше школьного… Надежда Владимировна говорит, что ей интересно и важно самосовершенствоваться. Ведь если мы хотим, чтобы дети росли и развивались, то учитель сам должен расти и развиваться, иначе он не успеет за своим учеником. Тем более что информатика – самый динамичный предмет, в нем практически каждый день появляются новшества и изменения, за которыми нужно успевать следить и потом суметь объяснить их детям. Постоянно стремление к самосовершенствованию – вот та причина, которая подталкивает Надежду к участию в различных конкурсах, причем не только в «Учителе года». Она стала победителем на конкурсе рабочих программ, призером на заочной олимпиаде учителей, ее работы признаны лучшими на областном конкурсе свободного программного обеспечения. Одним словом, было с чем идти на региональный этап конкурса «Учитель года». Надежда рассказывает, что от нее требовалось продемонстрировать свой опыт за последние три года. А школа №3 как раз участвовала в эксперименте по эффективному использованию электронных учебных пособий в образовательном процессе. Так появилась работа на тему «Цифровые образовательные ресурсы преподавания информатики для повышения качества обучения школьников». Три года она работала по этой теме, а потом на конкурсе давала урок и мастер-класс. Победила сначала в районе, потом в области. Где было труднее? Говорит, с опытом легче становится, поэтому на районном и на областном этапе волновалась больше. А на российском финале очень хорошие впечатления оставило начало конкурса, когда был замечательный психологический момент – знакомство с членами жюри накануне конкурсных испытаний, когда и жюри, и участники сидели напротив друг друга и просто общались. Страх, волнение ушли, и когда на следующий день начался конкурс, было легче и спокойнее, а члены жюри воспринимались позитивно. Даже старались не обращать внимания на видеокамеру и на то, что тебя сейчас показывают в режиме онлайн: – Это все отвлекало, но мы справлялись… Говорят, дать урок легче, чем другие испытания, чем, например, провести мастер-класс со взрослыми. И действительно, когда мы смотрим на лица детей, мы погружаемся в свою привычную, рабочую атмосферу, перестаем отвлекаться на что-то, ведь перед нами только дети, и это легче. А когда мы презентуем себя, смотрим только на взрослых, и эта атмосфера менее комфортна. Все-таки учитель не настолько публичный человек. Кстати, и разговор с учащимися тоже легче, чем с родителями. Наверное, оттого что мы не настолько хорошо знаем психологию взрослого… Учителем Надежда Коновалова мечтала стать с детства. Родители педагогами не были, а она и, между прочим, старшая сестра тоже стали учителями, сестра сейчас работает директором лицея. Надя, сколько себя помнит, все время играла в школу, а взрослые вокруг говорили: «Смотрите, будущий педагог растет!» Когда девочка пошла в школу, сразу влюбилась в свою первую учительницу, в замечательную Нину Николаевну Николаенко: «Она очень обаятельная, и у нас, у маленьких, всегда горели глаза, когда мы на нее смотрели. Помню, как мы перед уроками бегали ее встречать, она далеко жила, и мы бежали ей навстречу. А я всегда думала, что хочу стать именно таким учителем, как она!.. И мне очень нравилось, как мы все к ней относимся, как ее любим». А потом, уже в средних классах, ей захотелось преподавать физику и математику – свои любимые предметы. Но появилась информатика – наука новая, современная и очень занимательная. Компьютеров в школе еще не было, лишь тоненькие книжечки Ершова и калькуляторы, но все равно было очень интересно! Поэтому после 10-го класса подала заявление в Акмолинский педагогический на только открывшуюся новую специальность учителя физики и информатики. Набор был всего в две группы, на 50 мест – 46 медалистов, у Нади была серебряная медаль, и девушка поступила. Говорит, до сих пор ни разу не пожалела. – Я всегда чувствую отдачу от детей. Они замечательные! Когда меня спрашивают, почему я решилась участвовать в конкурсе, отвечаю, что просто не могла поступить по-другому, общаясь с теми детьми, которые у меня учатся. Все они настоящие звезды! Занимают призовые места и в олимпиадах, и в конкурсах. А Богдан Тимченко, он сейчас учится в 10-м «А», в девятом классе стал призером на районной олимпиаде, а в этом году – победителем, и мы готовимся к областному этапу. Надежда Владимировна говорит, что на таких учеников надо равняться учителю, столько в них трудолюбия, упорства, стремления к познанию. Когда она только начала работать в школе №3, Богдан учился в шестом классе. Информатики у них не было, зато Надежда Владимировна вела у пятиклашек кружок по информатике. Богдан пришел и попросил разрешить ему приходить на занятия. Надежда говорит, он так просил, будто от этого вся его дальнейшая жизнь зависела! Отказать было нельзя. И он с таким увлечением стал приходить и работать, что вскоре оказался лучшим. Информатика ведь не каждому дается. Пользовательски осваивают компьютер многие, но программирование дано единицам, Богдан оказался в их числе. Теперь, как говорит учительница, он уже многое изучает самостоятельно и знает порой больше преподавателей. Вообще же, по словам Надежды Владимировны, для нее главная награда и похвала – это когда дети приходят после экзаменов и говорят, что информатика для них оказалась самым легким среди всех других ЕГЭ! В прошлом году так и было. А в целом в школе №3 города Строитель результаты сдачи ЕГЭ по информатике и ИКТ среди учащихся 11-х классов за последние три года выше областных и всероссийских на 7-9%. Что же касается конкурсов и различных олимпиад, то среди учеников Надежды Коноваловой в 2009-2010 учебном году победителей и призеров было 5, в 2010-2011 учебном году – 17, а в 2011-2012 учебном году – уже 43 победителя и призера различных уровней… – Надежда Владимировна, признайтесь, а вас не утомляет компьютер? Все-таки столько времени ему отдаете. – Если честно, то дома я его вообще не включаю. Дома у меня муж и семья. Я, даже когда готовлюсь к урокам, стараюсь это делать в школе. Лучше в школе до восьми вечера посижу, но дома компьютер включать не буду. – Надо все-таки и ужин приготовить… – Конечно. Но у меня еще и муж великолепно готовит, а я в основном готовлю по выходным. – У вас есть любимое блюдо? – Жаренный на подсолнечном масле картофель. Без всего. Можно даже без огурцов и помидоров. Мясо тоже необязательно. Главное – картофель, и хоть каждый день!.. фото автора
Комментарии