search
main
0

Ключевые мысли и роль шляп

То, что реально отражает окружающую действительность

Цель проекта «Осмысленное чтение» – помочь ребятам быстро анализировать разные типы текстов, критически осмысливать прочитанное, а также удерживать внимание при возникновении отвлекающих факторов.

 

 

В проект включена работа с текстом по пяти модулям: «Читаем в любой обстановке», «Управляем скоростью чтения», «Эффективно работаем с разными текстами», «Управляем вниманием» и «Превращаем текст в инфографику», поскольку понятно, что ребятам нужно не только прочесть текст или прочесть его быстро, но и суметь сконцентрироваться на прочитанном, игнорировать отвлекающие факторы и критически осмысливать прочитанное. Материалы каждого из модулей предлагались и апробировались пилотными школами. Тексты и задания к ним изначально были ориентированы на детей 5‑7‑х классов, но проект заинтересовал педагогов, работающих с детьми самых разных возрастов.

Наши учителя начальных классов еще в 2020 году начали реализацию школьного проекта «Текст отражает окружающую действительность. Работа с текстом – компетенция XXI века». Учителя собрали, структурировали материал и на августовском городском педагогическом совете провели мастер-класс «Работа с текстом на уроках литературного чтения».

Осмысленное чтение в структуре предметных рабочих программ именно начального образования является ключевым учебным действием, а универсальность, метапредметность и практико-ориентированность этого учебного действия обеспечивают формирование широких читательских компетенций. Таким образом, участие младших школьников в проекте «Осмысленное чтение» стало продолжением проводившейся работы и возможностью применить новые методы работы с текстом. Для учащихся начальных классов педагоги совместно отобрали и адаптировали ряд текстов и методик, рекомендованных в модулях «Читаем в любой обстановке», «Управляем вниманием», «Управляем скоростью чтения».

Наибольший интерес у школьников 5‑7‑х классов вызвал модуль «Превращаем текст в инфографику», поскольку ребята хорошо владеют графическими редакторами и имеют большую склонность к визуальному восприятию информации. Этот модуль предполагает наиболее глубокий анализ предложенного текста, простое и доступное его изложение в виде небольших текстовых сообщений и графических символов. При работе с превращением текста в инфографику ребятам нужно было «рассказать», как показан Чеширский кот в различных экранизациях книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», например в мультипликационном фильме Уолта Диснея 1951 года или в художественном фильме Тима Бёртона 2010 года. Некоторые ребята при создании инфографических материалов использовали иллюстрации из различных изданий этой книги.

Реализация модулей «Осмысленного чтения» проходит не только на уроках русского языка, литературы, но и в рамках школьных мероприятий: недели науки, театрального фестиваля, на котором ребятам нужно было переработать текст в инфографический материал для сопровождения постановок, открытых библио­уроков, тематических классных часов.

«Осмысленное чтение» стало неотъемлемой частью учебного процесса во всех московских школах. В каждом классе проходят занятия внеурочной деятельности, посвященные работе с текстом. Особенность проекта еще и в том, что детям предлагаются самые разные материалы – публицистические, художественные, даже научные, но обязательно по самым важным и актуальным вопросам.

Педагогам предлагаются различные методики работы с текстом: фишбоун, ромашка Блума, инсерт. Например, с помощью техники «фишбоун», предложенной японским профессором Исикавой, текстовая информация анализируется, структурируется и представляется в виде схемы, что помогает разобраться в проблемной ситуации, установить причинно-следственные связи, обобщить, систематизировать и сделать вывод.

По этой методике ребята анализировали текст «Питание». Этот текст нашел живой отклик у учеников старших классов, которые являются самой уязвимой категорией для описанных в тексте проблем со здоровьем и пищевым поведением.

По тексту «Бобры врать не станут» дети составляли интеллект-карту, а поскольку тема относилась к вопросам экологии Москвы и методам решения экологических проблем, дети работали с ней и на уроках биологии, и на занятиях внеурочной деятельности по экологии и естествознанию. При составлении интеллект-карты дети выделяли главную идею текста, от которой отходят ключевые мысли. Далее ключевые мысли тоже можно делить на подпункты до тех пор, пока вся информация не будет структурирована.

На следующей неделе ученикам с 5‑го по 11‑й класс предстоит осмыслить текст «Легкие города. Воздух в Москве стал вдвое чище за 10 лет». С помощью системы анализа информации «Шесть шляп мышления», разработанной Эдвардом де Боно, ребята в дискуссии попробуют раскрыть содержание текста, примеряя по очереди каждую из шести шляп, выявляя разные грани смысла.
Обучающийся – белая шляпа – будет перечислять только представленные в тексте факты. Красная шляпа опишет эмоции, которые у него вызывает этот текст. Задача черной шляпы – критиковать написанное, искать противоречия в тексте. Зеленая шляпа формулирует новые идеи и предложения, связанные с содержанием прочитанного, а синяя шляпа (в зависимости от возраста учащихся ею может быть и педагог) структурирует обсуждение, дает высказаться каждой из шляп, модерирует дискуссию.

Как при работе с техникой шести шляп, так и при реализации иных методик очень важна роль педагога, который будет помогать обучающимся работать с текстом, направлять ход обсуждения. Педагоги готовятся к применению новых методик работы с текстом на еженедельных вебинарах.

Благодаря проекту школьники смогут развить навыки анализа достоверности информации, выявлять ложные сведения и манипулятивные сообщения в новостных статьях, интернет-изданиях, постах в социальных сетях.

Евгения ГЛЕБОВА, учитель русского языка и литературы школы №185 имени Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда В.С.Гризодубовой;

Марина ШИШКИНА, старший методист школы №185 имени Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда В.С.Гризодубовой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте