Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ключевое слово – «консолидация». В Якутии не привыкли останавливаться на достигнутом

Учительская газета, №44 от 2 ноября 2010. Читать номер
Автор:

В оперном аншлаг. Нетребко уговорила Метрополитен-опера показать «Сказки Гофмана» Якутии? Хворостовский привез из Ковент-Гардена «Риголетто»? Айталина Адамова вновь решила перевернуть душу своим исполнением «Царской невесты»? Все гораздо более интригующе. Этого события ждали в республике пять лет – XII съезда учителей и педагогической общественности региона. Учитывая то, как трепетно относится этот «российский тигр» к образованию, резонанс данного события становится понятен. И в Нью-Йорк, и в Лондон, и в московский Большой при желании можно слетать, а определить, каким станет будущее, доводится нечасто. Тем более что возможность прислушаться к пусть даже и не оперному голосу того, кто пожелал высказаться, была грандиозная. «Круглые столы» в органах законодательной и исполнительной власти, форум молодых педагогов, форум попечителей и меценатов образования, секционные заседания, лекции, встречи. Десятки аспектов и сотни мнений легли в основу резолюции этого грандиозного собрания. Удивительно, что заключение в итоге получилось довольно-таки согласованным…

Темой съезда определили новую школу как приоритет государства, общества, бизнеса. Ее обсуждали педагоги, члены республиканского правительства, депутаты, главы улусов, бизнесмены, представители общественных организаций и профессиональных союзов, попечители, родители, члены управляющих школьных советов. Съезд не ограничивался анализом реального состояния системы образования, ее проблем и рисков, здесь пытались выработать единое видение и тенденции дальнейшего развития образования как социального института, общественного блага и как инструмента экономического развития. В истории Якутии во все времена образование играло первостепенную роль. Здесь по сей день чтят просветителей, благодаря которым происходило рождение и становление системы образования в республике. Именно в тот период были заложены традиции особой культурной миссии образования Якутии, которую и сегодня продолжают педагоги. Задачи первых пятилеток, послевоенного восстановления, промышленного освоения территории Якутии решались благодаря росту образовательного уровня населения республики, развитию региональной системы образования как составной части единого российского образовательного пространства. Возможно, из-за того что эти края долгое время служили местом ссылки тех, кто не вписывался в общепринятые стандарты, к закону здесь относятся с пиететом. Поэтому и образование в Якутии стараются обеспечить защитой нормативно-правовой базы как можно надежнее. В период с 2005 по 2010 год было принято 28 законов. В том числе 5 по передаче государственных полномочий и 9 новых законов: о государственно-общественном управлении в сфере дошкольного и общего образования, патронатном воспитании, размере нормативов на финансовое обеспечение общего образования, осуществлении деятельности по опеке и попечительству, учебных программах и учебных изданиях, кочевых школах, поддержке летней занятости, отдыха и оздоровления детей, экологическом образовании и просвещении, порядке предоставления жилья детям-сиротам.Как и везде, в Якутии остро ощущается нехватка детских садов. Поразительно, но нередко решить эту проблему вызываются предприниматели. Не особо крупные. Не на уровне всего региона, а там, где они живут и трудятся. Чтобы работать с чувством, что на родной земле стало жить получше благодаря именно твоему вкладу. Так, Татьяна Герасимова в Сунтарском улусе участвует в строительстве уже второго детского сада. Петр Андреев возводит в родном селе Чапаево Хангаласского улуса детский сад для малышей. Бизнесмен из Верхоянского улуса Владимир Чириков построил на свои средства начальную школу – детский сад в селе Алысардах. Екатерина Портнягина из этого же улуса – стационарный лагерь с кумысолечебницей для детей. На состоявшемся накануне съезда IV форуме попечителей и меценатов Республики Саха (Якутия) президентом Ассоциации попечительских советов учреждений образования единогласно был избран Егор Борисов, президент республики. Закономерно, ведь столь важное дело, как помощь в организации воспитания подрастающего поколения, должен курировать настоящий лидер, к тому же обладающий всеми полномочиями.В Якутии вообще традиции социального партнерства, попечительства и меценатства глубоки и сильны. Стоит ли удивляться, что сегодня социальная инфраструктура в опорных пунктах газовой, нефтяной, золотодобывающей промышленности, в центрах агропромышленных комплексов создается вместе с бизнес-партнерами, такими как «АЛРОСА», «Транснефть», «Сургутнефтегаз», «Якутскэнерго», «Российские железные дороги», Газпром, «Якутуголь», «Алмазы Анабара», «Якутцемент». Эта работа направлена на то, чтобы привлечь к реализации мегапроектов молодых якутян. Индивидуальные предприниматели и компании оказывают поддержку в подготовке специалистов, учреждают именные стипендии и гранты лучшим учителям и учащимся. Например, за четыре года «Сургутнефтегаз» за свой счет отправил на учебу около 70 человек. Кадры из местных жителей для себя готовят и «Транснефть», и «Таас-Юрях Нефтегазодобыча».У «АЛРОСА» есть комплексная программа по корпоративному воспитанию будущего специалиста «Будущее наших детей – будущее малой родины», согласно которой компания берет на себя ответственность за развитие территории и создание условий для профессионального роста молодежи. Строительство школы и детского сада в поселке Витим Ленского района – центре нефтяной промышленности Западной Якутии – идет при половинном софинансировании «Сургутнефтегаз». Ежегодно 15 лучших учеников становятся стипендиатами данной компании. «Транснефть» возводит исторический центр православия в Якутске, способствует проведению V Спортивных игр народов Якутии в Олекминске и внедряет целенаправленную инвестиционную программу по финансированию социальных проектов на сумму более 5 миллиардов рублей в Олекминском, Алданском, Ленском районах и в Якутске. – Правительство республики высоко ценит деятельность социально направленных компаний, работающих в интересах людей, – заверила заместитель председателя правительства республики Феодосия Габышева. – Это высокооплачиваемая работа, будущее нашей молодежи, стимул к профессиональному росту. Сегодняшние школьники видят: появились новые интересные, перспективные профессии, где можно проявить себя, а значит, связать свое будущее с развитием республики. Сегодня в республике очевидны реальные результаты «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия)»: преодолена моноотраслевая направленность экономики; созданы новые для республики нефтегазовая и металлургическая отрасли промышленности; активно развиваются производственная и социальная инфраструктура, энергетика, связь и транспорт. Геополитическую значимость Республики Саха (Якутия) как для Дальнего Востока, так и для всей России подтверждает создание Северо-Восточного федерального университета имени Максима Аммосова. При этом здесь считают, что система образования и педагоги должны внести значительный вклад в развитие республики и что потенциал для этого есть.- Сегодня важно поддержать курс на максимальную открытость образования, – подчеркивает министр образования Афанасий Владимиров, – на его интеграцию с экономикой, культурой, здравоохранением, спортом, правоохранительной системой, на вовлечение в орбиту образовательной политики не только родителей, но и всех активных граждан.- Прежде всего нам необходимо поднимать культурный, нравственный, духовный уровень населения, – подчеркнул президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов. – Ключевым для нас должно стать слово «консолидация»… Все властные структуры должны эффективно взаимодействовать, помогать, а не мешать друг другу. Нельзя допускать ситуацию, когда один работает, а другой за ним наблюдает.Правительство республики с учетом реализуемого кластерного принципа развития экономики на примере Южной, Западной, Северо-Восточной Якутии считает перспективным создание социокультурных кластеров. Этот метод как нельзя лучше обеспечивает социокультурный подход к модернизации образования. При этом стараются учитывать потребности сельскохозяйственных районов, где нужно налаживать кооперацию, товарное производство, и территорий, ориентированных на традиционное хозяйствование коренных малочисленных народов Севера. В целях реализации социокультурного подхода правительство поддерживает партнерство крупных организаций, предприятий с муниципальными образованиями в организации центров образования для профильной подготовки, межшкольных учебно-производственных комбинатов, бизнес-инкубаторов для школьников.На съезде не раз звучали и призывы, и отчеты о том, как бизнес-сообщество вносит свою лепту в развитие дуального образования, подготовку кадров. Не секрет, что лучшими профессиональными программами становятся те, которые разрабатываются образовательными учреждениями совместно с работодателем на условиях последующего приема на работу. Поэтому предприятия участвуют не только в формировании профессионального заказа, но и в воспитании мобильного, ответственного, интеллектуального молодого поколения. Огромная работа, которая велась до съезда, не закончилась с принятием резолюции. На следующий же день начал работу III съезд представителей малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия). Его главной темой стала роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики республики. Опыт сотрудничества образования и предпринимательства есть, и немалый. Но здесь не привыкли останавливаться на достигнутом, любые отношения хороши в развитии. Потому что в Якутии партитура образования расписана на множество голосов, но зазвучать в полную силу они в состоянии только в хоре. Слаженном, сильном, победоносном!​Лора ЗУЕВА, Якутск, Республика Саха (Якутия)


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту