Кто такие учителя-наставники? Традиционный взгляд – это наиболее опытные, знающие, маститые педагоги. Это правильно, однако для того, чтобы оказать значительное влияние на нынешнего молодого учителя, таких формальных характеристик не хватает. Более того, если мы начнем поражать своего подопечного своими знаниями и опытом, постоянно опекать его, инструктировать, это приведет в конце концов к взаимному непониманию и низкой результативности. Безусловно, высококачественное наставничество связано с компетентностью, опытом и четким распределением ролей, но, кроме того, оно в самой значительной степени определяется балансом личностных качеств наставника.
В 1991 году в своей книге «Каждый нуждается в наставнике» Дэвид Клаттербак писал так: «Наставник – это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке полного доверия.., это совмещение в одном лице ролей родителя и сверстника.., он должен просто поднимать дух и поощрять ученика, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе». Думаю, что ключевое понятие здесь «энтузиазм», который прежде всего проявляется в желании что-либо делать. Если это качество не свойственно наставнику, оно будет отсутствовать и у его подопечного. Вот почему важно постоянное поддержание в коллективе той творческой атмосферы, которая мотивирует опытных и молодых учителей на совместную деятельность. В нашей школе это выражается в совместной экспериментальной, проектной работе, интегрированных уроках, совместных внеклассных мероприятиях и многом другом, основанном именно на совместной деятельности наставника и молодого учителя, которая формирует культуру партнерства, помогает развивать личность начинающего педагога, создает условия для профессионального роста обеих сторон. Здесь важнейшее значение имеют духовная атмосфера коллектива, нормальный психологический климат, искренняя и доброжелательная атмосфера, традиции, дружеское участие. В данном случае весь педагогический коллектив выступает как корпоративный наставник.
Сейчас наряду со словом «наставничество» стало модным употреблять слово «коучинг». Суть коучинга – активизация человека во взаимодействии с наставником, который помогает человеку перемещаться из зоны проблемы в зону эффективного решения, при этом опора в его работе – уважение, любовь к людям, вера в то, что каждый человек обладает потенциалом и способностями. Ничего особо нового в этой системе нет, мы у себя в коллективе называем это «лестницей успеха», по которой непременно должен подниматься молодой педагог, а задача наставника и администрации, что называется, «вовремя заметить…». Из общего количества сотрудников школы 22% – наши выпускники. Из 18 молодых людей, которые сегодня работают в нашей школе учителями и специалистами разных направлений, пятеро совсем недавно вышли из статуса молодых специалистов, успев при этом достичь многого. Двое стали финалистами окружного конкурса «Учитель года», один защитил кандидатскую диссертацию, другой успел получить и освоить вторую специальность – психолога. Трое педагогов еще молодые специалисты и успешно осваивают профессию вместе со своими наставниками: учителем математики Т.Ганиной, учителем начальных классов Л.Андреевой, учителем биологии А.Миловзоровой.
Проблемы, конечно, есть. Иногда в минуту сильной усталости, стресса (которыми изобилует жизнь учителя) можно услышать от опытного педагога: «Ну зачем это надо?» Действительно, зачем? Какой ответ дать, какой аргумент привести, как убедить? Сила приказа здесь бессмысленна. Наверное, если мы сегодня потеряем систему наставничества, то, скорее всего, потеряем возможность и путь передачи действительно уникального и великого опыта педагогов нашего многострадального государства, и может наступить такое время, когда в оборудованные по последнему слову техники классы не придет самый главный человек в образовательном процессе – квалифицированный педагог.
Нина ТИХОНОВА, директор школы №96
Комментарии