Школа будущего – это не только та школа, которую мы хотим видеть в будущем, но и школа, которая нужна нам уже сегодня, поэтому современный учитель должен стать ключевой фигурой такой школы.
В Восточном округе в 183-м ОУ трудятся 7523 учителя, средний возраст учителей округа не меняется уже в течение 5 лет и составляет 46 лет. Из них 10% – учителя в возрасте до 30 лет, причем среди них больше всего учителей информатики (более 20%), менее всего учителей математики (4%), самые молодые учителя-предметники работают в начальных школах, прогимназиях и центрах образования, десятую часть составляют неспециалисты, которые преимущественно преподают информатику, математику, технологию, ИЗО и иностранный язык. Особая категория – учителя-студенты.
В прошедшем учебном году в школах округа их было 94, причем большую часть составили учителя начальных классов, информатики, английского языка и словесности.
Более 90% педагогов округа это учителя 1-й, 2-й и высшей квалификационной категории. Около 200 учителей имеют ученую степень кандидата и доктора наук, более 2000 педагогов удостоены отраслевых государственных наград, почти 300 учителей получили денежное вознаграждение в рамках ПНПО и Гранта Москвы. Сегодня 1940 педагогов (26% от общего числа) занимаются экспериментальной работой, 150 из них стали победителями конкурса лучших учителей в рамках национального проекта «Образование» и Гранта Москвы, 112 – кандидаты наук; 16 – доктора наук; 27 учатся в аспирантуре. Таким образом, имеющийся в округе кадровый ресурс позволяет решать задачи по реализации нового содержания образования и построению Школы будущего.
Свою задачу мы видим в социальной поддержке учителя и создании условий для непрерывного совершенствования его профессионального мастерства. В округе успешно реализуются программы социальной поддержки педагогов, направленные на улучшение жилищных условий, обеспечение отдыха и лечения сотрудников образовательных учреждений и их детей, ведется целенаправленная работа по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов учителей. В округе создан банк данных очередников на улучшение жилищных условий работников образовательных учреждений, разработана информационно-аналитическая жилищная программа. В результате очередность на жилье за последние 5 лет сократилась на 48%. 418 педагогов из 787 смогли улучшить свои жилищные условия. Для молодых специалистов в течение этих лет было выделено 102 квартиры. Для оздоровления и отдыха педагогов в округе работает группа «Здоровье»; созданы условия для обследования и лечения в городской клинической больнице №54. За последние 5 лет около 10000 педагогов приняли участие в экскурсионной программе «Россия – Родина моя». Яркой традицией в округе стал фестиваль искусств «Майские звезды», в котором ежегодно принимают участие более 350 педагогов образовательных учреждений округа. Как итог создана окружная педагогическая филармония. Традиционными также стали ежегодные вечера бардовской песни «Наполним музыкой сердца»; торжественные вечера, посвященные Дню учителя и Международному дню 8 Марта в Театре имени Евгения Вахтангова и Московском Художественном театре имени А.П.Чехова, которые ежегодно посещают 2,5 тысячи учителей округа.
Важнейшим условием повышения эффективности образовательного процесса и обновления всей системы школьного образования стало непрерывное совершенствование профессионального уровня педагога. Планирование профессионального совершенствования учителя базируется на диагностике трудностей, которые он испытывает в своей деятельности, анализе хода и результатов образовательного процесса, социального заказа. Для этого ежегодно создается информационно-аналитический банк данных педагогических кадров, их профессиональных достижений и потребностей, что позволяет осуществлять работу по совершенствованию педагогического профессионализма на вариативной и дифференцированной основе в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, от стажа, опыта работы, уровня педагогического мастерства. В 2008-2009 учебном году число педагогов округа, желающих повысить свой профессионализм, значительно выросло по сравнению с предыдущими годами и составило 4577 человек.
Важную роль в системе повышения квалификации играют окружные модульные курсы, которые стали ответом на запросы педагогов, они позволяют уйти от формального подхода в вопросах повышения квалификации. В прошлом учебном году повышение квалификации через окружную систему получило дальнейшее развитие. Было открыто 23 модульных курса, где обучались 830 человек, в 2008-2009 учебном году было введено 6 новых образовательных модулей ДПО. Наибольшей популярностью пользуются курсы, связанные с использованием в образовательном процессе новых образовательных технологий, особенно ИКТ. Ежегодно через различные формы повышения квалификации (семинары, «круглые столы», мастер-классы и др.) проходит около 70% педагогических работников. Отличительной особенностью этой работы стал дифференцированный подход, который в зависимости от категории обучающихся осуществляется в той или иной форме и наполняется соответствующим содержанием.
Конкурсное движение в нашем округе, будучи особой формой повышения квалификации и важным условием стимулирования профессионального роста, обеспечивает профессионально-личностное развитие и саморазвитие педагогов. В 2007-2008 учебном году появилась новая форма работы с будущими конкурсантами – мастер-классы «Победители и лауреаты конкурса «Учитель года Москвы – молодым педагогам», на которых за последние два года присутствовали около 500 молодых учителей и более 130 участников конкурса «Учитель года Москвы – 2008 и 2009». Традиционно в округе проводятся совместные мероприятия для учителей-конкурсантов, помогающие сплочению участников профессиональных конкурсов. Так, в январе 2009 года лауреаты окружного конкурса «Педагогический дебют-2009» вместе с лауреатами окружного конкурса «Учитель года Москвы-2009» стали участниками выездного семинара в рамках проведения финалов этих конкурсов в Центре дополнительного профессионального образования «Поведники». В рамках тренировочно-консультативных мероприятий, семинаров, творческих конкурсов и тренингов состоялось полезное общение конкурсантов с методистами окружного методического центра, членами окружного жюри, представителями Координационно-экспертного совета и Большого жюри конкурса «Учитель года Москвы-2009». Для лауреатов окружного конкурса «Педагогический дебют-2009» выездной семинар имел огромное практическое значение, так как им представилась возможность не только участвовать во всех мероприятиях наравне со «взрослыми» конкурсантами, но и быть членами общественного жюри.
Результатом сложившейся системы работы по данному направлению стал рост числа учителей-конкурсантов. За последние четыре года в профессиональных конкурсах приняли участие 1303 педагога, что подтверждает их стремление к самореализации и развитию профессиональной компетентности.
В 2008-2009 учебном году из трех финалистов окружного этапа конкурса «Учитель года-2009» два учителя (Екатерина Баркина и Милана Арзуманян) вошли в десятку лучших учителей Москвы.
Участие в профессиональном конкурсе меняет самоощущение учителя, предоставляет возможность поделиться с заинтересованной аудиторией своими творческими находками, подняться на новую ступень педагогического мастерства. Конкурсант, возвращаясь в школу, становится инициатором инновационных процессов, меняет свой статус в педагогическом коллективе. Кроме того, конкурс зачастую становится ступенькой в профессиональной карьере победителя или лауреата. Мы внимательно следим за профессиональной судьбой наших конкурсантов. Андрей Милехин, победитель окружного и городского конкурса «Учитель года-2001», стал проректором МГППУ. При этом он продолжает работать в ЦО №1927 и всегда оказывает помощь в подготовке наших учителей к конкурсу «Учитель года». Учителя-конкурсанты Сергей Коченов и Николай Смирнов стали директорами школ. 9 конкурсантов стали заместителями руководителей ОУ, 6 – методистами ОМЦ. Наши учителя-конкурсанты работают в Центре информационных технологий, в Координационно-экспертном совете при Большом жюри конкурса «Учитель года Москвы», входят в состав окружного жюри.
Главный потенциал Школы будущего – молодые педагоги. Именно с ними неразрывно связано будущее московского образования. Сегодняшний начинающий учитель, как правило, знает свой предмет, что-то из методики и что-то из дидактики, хуже с психологией и управленческими умениями. Поэтому приобретать недостающие знания и практические умения молодому специалисту предстоит уже в школе, когда на каждом уроке ему нужно держать экзамен перед учениками, самоутвердиться и при этом не растерять энтузиазма, присущего профессии педагога. В этой ситуации особую важность приобретает оказание адресной материальной и методической поддержки молодым учителям для профессиональной адаптации и развития их компетентности.
Ежегодно окружной педагогический корпус пополняется молодыми кадрами. За последние два года в округ пришли 346 молодых учителей, более всего молодых специалистов среди учителей информатики, менее всего среди учителей истории, физики и географии, а вот молодых специалистов – учителей экономики и ОБЖ нет совсем. Мы придаем особое значение работе с молодыми специалистами, обеспечивая оказание своевременной методической помощи этой категории педагогов. Для этого в округе создан информационно-аналитический банк данных молодых учителей, их достижений и профессиональных затруднений. Основные проблемы, которые мы диагностируем и на которые указывают сами молодые учителя, связаны с организацией образовательного процесса, дидактическими принципами урока, методикой преподавания трудных тем, использованием педагогических технологий. Молодые специалисты затрудняются распределять свое внимание на уроке на мотивированных к обучению учащихся и тех, кто испытывает трудности. Многие указывают на недостаточные знания в области психологии детского возраста. Оказание методической помощи начинающим учителям осуществляется через школу молодого специалиста, в основе деятельности которой двухуровневый подход: предметный и надпредметный.
Предметный подход заключается в организации ежемесячных занятий на базе опорных школ с целью развития предметной компетентности молодого учителя. Надпредметный подход носит методологический характер и осуществляется через проведение семинаров и мастер-классов по современному уроку, использованию педагогических технологий, различных методик, а также через индивидуальное и групповое консультирование. В рамках этих мероприятий обсуждаются актуальные вопросы образования, интересующие учителя любого предмета. Молодые специалисты имеют возможность широкого общения не только друг с другом, но и с опытными учителями. Занятия проводятся ежемесячно на базе ОМЦ и образовательных учреждений. Такой подход позволяет каждому начинающему учителю выстраивать индивидуальную траекторию развития своего профессионализма и получать при этом адресную методическую помощь.
Еще одна эффективная форма работы с молодыми специалистами – включение их наряду с опытными учителями, педагогами – экспериментаторами и победителями профессиональных конкурсов в творческие группы по разработке методических рекомендаций, интегрированных программ, элективных курсов, а также для участия в проведении различных экспертиз.
Два года назад в нашем округе впервые был проведен конкурс начинающих учителей, который мы назвали «Педагогический дебют» и который стал доброй традицией. Инициаторы и разработчики конкурса – методисты ОМЦ, Ирина Хачатрян – победитель городского конкурса «Учитель года Москвы-2000» и председатель совета молодых учителей нашего округа Сергей Егоров. В конкурсе помимо молодых специалистов, имеющих педагогический стаж до трех лет, принимают участие и студенты высших учебных заведений, работающие или проходящие педпрактику в образовательных учреждениях округа.
Окружной конкурс «Педагогический дебют» проводится в три тура, в каждом своя основная идея: «Я – учитель», «Я – педагог», «Я – творческая личность». Первый тур включает показ конкурсных уроков, второй и третий – задания творческого характера.
Наш «Педагогический дебют» – это поиск новых форм, новых интересных заданий. В 2008 году, когда конкурс проводился впервые, одним из испытаний была разработка и защита групповых проектов под общим названием «Школа будущего». Конкурсанты показали умение работать в группе, вести диалог, многие проявили лидерские качества. В 2009 году оргкомитет и творческая группа включили во второй и третий тур больше импровизационных испытаний, так как именно в них проявляется творческий потенциал личности. За два года попробовали свои силы в «Педагогическом дебюте» 129 начинающих учителей округа. Число школ, педагоги которых включились в конкурс, растет с каждым годом. Так, если в 2008 учебном году 35 учреждений направили своих начинающих учителей на «Педагогический дебют», то в 2009-м уже 56.
Участие в нем помимо создания условий для самореализации стимулирует профессиональный и личностный рост молодых педагогов. Из 10 лауреатов окружного конкурса 2008 года четверо сейчас учатся в аспирантуре, двое стали заместителями директоров, двое – лауреатами окружного конкурса «Учитель года-2009». Победитель окружного конкурса «Педагогический дебют-2009» Юлия Толмачева, учитель английского языка ЦО №1927, заняла 2-е место в финале городского этапа конкурса «Молодой учитель».
Комментарии