Перед участниками пленума, прошедшего 6 декабря, выступила председатель профсоюза Галина Меркулова. Подводя предварительные итоги переговоров с властью, Галина Ивановна отметила, что этот процесс еще не закончен, поскольку не принят окончательно бюджет на 2006 год, не утвержден целый комплекс постановлений, указов и других документов по внедрению тех новшеств, которые будут реализованы в следующем году.
– Хочу напомнить, что переговорный процесс идет в рамках Ассоциации профсоюзов непроизводственной сферы, речь идет о правах и материальном положении миллионов бюджетников. В прошлом году мы вступили в трудовой спор с правительством в рамках непростого законодательства, действующего сегодня и во многом препятствующего ведению подобных переговоров.
В чем сложность переговоров? Прежде всего в том, что, отстаивая интересы трех бюджетных отраслей – образования, здравоохранения и культуры, – мы отстаиваем одновременно интересы 15 миллионов работников. Это создает дополнительные трудности, когда мы добиваемся повышения зарплаты или ее индексации, потому что для этого нужны значительные ресурсы.
Вторая сложность в том, что 69 субъектов РФ остаются дотационными, а значит, есть серьезное препятствие в увеличении финансирования: нет возможности сразу оказать помощь всем регионам.
Еще одна проблема, к которой в образовательном сообществе относятся по-разному, – появление национальных проектов. На их реализацию нужно было найти дополнительные ассигнования в рамках бюджета на 2006 год. Сколько бы руководители федеральных ведомств, и в частности финансового блока, ни говорили о том, что эти инициативы были просчитаны, обсуждение бюджета на следующий год доказывало: изначально деньги предусмотрены не были, их нашли в срочном порядке.
В этих условиях члены профсоюза должны быть готовы последовательно отстаивать свои собственные интересы. Это особенно необходимо в том случае, когда мы проводим коллективные акции и действия. К такой работе нужно относиться еще более вдумчиво и серьезно.
Процессы модернизации образования идут уже более десяти лет. Но какие бы изменения в законы ни вносились, какие бы доктрины, концепции или федеральные программы ни принимались, какие бы приоритетные направления ни утверждались, ключевой фигурой в этих преобразованиях был и остается учитель, педагог, от профессионального уровня которого всецело зависит уровень работы всей образовательной системы. Хочется думать, что власть это осознала.
После всех переговоров, после Всероссийской акции протеста, которую мы провели в поддержку требований, нам удалось добиться, может быть, не очень значительных, но весьма определенных шагов со стороны власти. В этом смысле даже национальные проекты, предложенные президентом, – плюс профсоюзу, поскольку любое выделение средств в поддержку учительства – положительный шаг. Конечно, реакция на национальные проекты была неоднозначной. Сразу стало понятно, что это не системные, а точечные меры. Но встречи с Президентом РФ и с правительством показали: у власти есть желание сделать прорывные шаги. Конечно, мы выразили свое мнение по этому поводу. Мне удалось довести обеспокоенность и скептическое отношение педагогического сообщества к национальным проектам до сведения Президента РФ. Мы предложили блок мероприятий, которые позволили бы сделать попытку выстроить кадровую стратегию в системе образования, хотя понятно, что сам механизм реализации национальных проектов необычайно сложен. Наибольшую сложность представляет выбор 10 тысяч учителей, которые получат гранты в размере 100 тысяч рублей. Что касается доплаты за классное руководство, мы не согласились с тем, что она должна быть только при наполняемости класса в 25 учеников. Министерство образования и науки РФ с учетом наших совместных встреч и обсуждений тех предложений, которые поступили из территорий, начало искать новые механизмы для реализации предложений президента в полном объеме. Сейчас идет работа по выработке критериев. Будут приняты основополагающие документы по реализации каждого из национальных проектов и в целом обеспечен жесткий контроль за их исполнением. Думаю, мы должны найти свою нишу в ходе реализации проектов в регионах, проводить мониторинг, анализировать ситуацию, собирать информацию о происходящем. Тем более, есть надежда на то, что профсоюз примет участие в работе комиссий, сформированных для реализации проектов.
Как известно, в 2006 году предусмотрена индексация зарплаты не в том объеме, какой изначально предлагало правительство (на 10-11%), а в два этапа: с мая – на 15%, с октября – на 11%. Этого удалось добиться в результате переговоров с партией «Единая Россия». Когда Правительство РФ утвердило параметры бюджета и передало его проект в Госдуму, процесс переговоров перешел на ее поле. Сегодня именно от этой партии зависит принятие решений, поэтому мы встречались с Борисом Грызловым, Вячеславом Володиным, с руководителями комитетов Государственной Думы. Переговоры продолжались и после того, как появились национальные проекты. Профсоюз сформулировал дополнительные предложения, которые могли бы расширить спектр мер, заявленных Президентом РФ. В их число вошло предложение об увеличении надбавок за ученую степень. В результате были выделены ассигнования в значительно большем размере, чем предполагалось ранее: надбавки увеличены до 3000 рублей кандидатам наук и до 7000 рублей – докторам. Этот шаг мы рассматриваем как весьма значительный.
Ведя переговоры, мы постоянно говорили о том, что очень много требований предъявляется учителю. Перед ним ставится цель повышения качества обучения, но непонятно, на какой материальной базе будет удовлетворяться это требование. В последние годы по объективным причинам, связанным с состоянием современной экономики, неадекватной оценкой государства и общества роли образования и педагога, сложились очень серьезные противоречия между общественной значимостью функции учителя и формами его материального, морального стимулирования, условиями труда. Это привело к значительному отставанию заработной платы педагогических работников от средней зарплаты по промышленности и даже от средней по всем отраслям экономики; несоответствию условий труда учителей требованиям обеспечения качественного образования; слабой мотивированности молодых людей к выбору педагогической профессии; низкой конкурентоспособности педагогического труда по сравнению с другими сферами трудовой деятельности.
Как сказал Владимир Путин на заседании Совета по науке, технологиям и образованию, «Проблемой номер один остается качество образования, для чего нужна не только хорошая материально-техническая и методическая база, но и достойные условия жизни и работы педагога. Он главная движущая сила качественного обновления наших вузов и школ и сейчас нуждается в поддержке государства».
На современном этапе модернизации образования центр тяжести в развитии содержания, обеспечении качества обучения приходится на конкретное образовательное учреждение, класс, аудиторию. Эти задачи реализуются конкретными педагогами во взаимодействии с коллегами, обучающимися, их родителями, общественностью. В связи с этим необходимо создавать условия для культурного, духовного и профессионального роста педагогических работников, принимать меры для улучшения условий труда, повышения уровня жизни учителей и в целом их общественного статуса. В Трудовом кодексе РФ содержится много требований к организации труда, нормативов его охраны, но не раскрываются особенности педагогической работы, условия, которые обеспечивают ее эффективность, удовлетворенность педагога своим трудом.
Сегодня законодательство создает огромные сложности при передаче прямых средств для укрепления учебно-материальной базы школ. Муниципалитеты сами сделать такую работу не могут, у регионов денег не хватает. Пока на эти цели запланировано перечисление 2,3 млрд. рублей через национальные проекты. Плюс к этому в бюджете на 2006 год предусмотрено выделение средств на школьные автобусы и спортивно-оздоровительные мероприятия.
Необходимо всесторонне проанализировать реально существующие условия труда педагогов, оценить эффективность работы профсоюза в этом направлении и конкретизировать первоочередные задачи. Мы должны наполнить рамочное определение «условия труда» конкретным содержанием с учетом таких документов, как Рекомендации о положении учителей, принятые на специальной совместной конференции ЮНЕСКО и МОТ в 1966 году, а также Рекомендация о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1997 году.
Профсоюзу необходимо не только быть готовым к тому, чтобы отвечать на внешние вызовы, но и становиться сильнее, организованнее, точно выстраивать свою работу в нынешних сложных условиях.
Комментарии