Алексей АНИСИН, начальник Северо-Западного окружного управления образования: – Как учредитель государственного образовательного учреждения, окружное управление вправе принимать решение о создании учреждения, о его реорганизации, о его ликвидации. Все это наше право, но в ситуации, когда идет разговор о создании образовательных комплексов, мы сознательно приняли на себя ограничения. У нас нет юридической обязанности обсуждать с нашими родителями ситуацию реорганизации образовательных учреждений, мы все можем сделать сами, но мы осознанно идем на эти обсуждения и не принимаем решения по поводу того или иного изменения без выяснения позиции родителей.
Более широко мы говорим о школьном управляющем совете – органе общественно-государственного управления, в который входят не только педагоги и родители, но и старшеклассники, который учитывает все интересы, который дает нам интегрированное мнение всех участников образовательного процесса. Для нас это ключ, без поворота которого процесс объединения ОУ не запускается. То есть «ключ на старт» – это позиция администрации ОУ, так как, конечно, директор – стратег, идеолог, планирующий перспективу, а «ключ на запуск» – мнение всех тех участников, на судьбе которых это решение отразится. Я не принимаю сам решение о реорганизации, я провожу встречу с инициативной группой, в этой группе руководители всех учреждений, которые хотят объединиться. Как правило, в нашем округе количество таких альянсов конечно – я знаю все ОУ, которые потенциально имеют шанс для объединения. Кто будет директором такого комплекса, понятно сразу – все друг друга знают, то, на что каждый способен. Когда директора приходят, я делаю загадочное лицо, улыбаюсь и спрашиваю: «Кого вы видите руководителем комплекса?» Ответ всем понятен, потому что люди с ним пришли. До тех пор пока нет понимания этой ситуации, они не приходят. У нас есть определенная пропорция в принятии такого решения: 95% решения принимают в школе педагогические коллективы при поддержке управляющих советов, 5% решения мы оставляем за управлением образования. У нас есть право сказать «нет» в том случае, если предлагаемый альянс неразумен и нецелесообразен. У нас были ситуации, когда детский сад расположен в одном конце района, а хочет присоединиться к школе, расположенной в совершенно другом конце, просто потому, что заведующая очень любит директора школы. В этом случае мы говорили «нет», проект, который длится десятилетия, не может зависеть от симпатии-антипатии людей, которые сейчас эти учреждения возглавляют. Мы говорим «нет», потому что потом дети из этого детского сада пойдут в школу, расположенную рядом с ним, а не в ту, что находится в другом конце района. Есть ли экономия при объединении школ? Экономическая выгода тема интересная, она особенно ярко видна при объединении небольших ОУ. В типовом детском саду 10 педагогических работников, непосредственно работающих с детьми. Давайте представим: в этом детском саду есть заведующая, ее заместитель по административно-хозяйственной работе, своя бухгалтерия. Всех этих людей в ситуации нормативно-подушевого финансирования содержат за счет своей заработной платы воспитатели детского сада. Не надо быть кандидатом экономических наук, чтобы подсчитать: зарплата заведующей, ее заместителя, бухгалтера раскладывается на 10 воспитателей, а еще есть старший воспитатель, шеф-повар, кастелянша, целая группа обслуживающего персонала. То есть у нас почему-то это учреждение называется образовательным, хотя с точки зрения того, кто там работает, оно не образовательное, его можно назвать как угодно (а еще оно занимается воспитанием детей!). В этой ситуации эффект слияния налицо, так как зарплата воспитателей становится выше. У нас есть зафиксированное соотношение 70 на 30: 70 процентов фонда оплаты труда должны получать педагоги, 30 процентов – весь остальной персонал. По школам это соотношение соблюдают, мы видим реальную возможность при объединении изменить соотношение в пользу педагогов. По детским садам ситуация кардинально другая. С 1 апреля 48 детских садов нашего округа вышли на новую систему оплаты труда, мы смотрим на соотношение и видим, что в одном случае оно варьируется от 62:38, что очень не плохо, до 60:40. Это та самая ситуация, когда непонятно, образовательное ли это учреждение, потому что большая часть персонала получает зарплату, не имея прямого отношения к детям.
Комментарии