Когда учитель стимулирует и провоцирует деятельность ребенка, нацеленную на результат, он его развивает. Возможно ли менять что-то в пространстве вокруг себя в лучшую сторону? Конечно. Нужно понять, что хочется изменить, и придумать способ осуществления.
Возможно ли развивать и развиваться самому, влияя на окружающее пространство, изменяя его в лучшую сторону? Ответом на этот вопрос может стать соучаствующее проектирование обучающихся, учителей, родителей и администрации школы.
Соучаствующее проектирование в школе вовлекает в процесс развития, улучшения школьной территории или здания всех участников образовательного процесса. Этот процесс предполагает определение целей, методов достижения, определение путей реализации, обсуждение альтернатив и вариантов, совместное принятие решений, воплощение этих идей и осознание ответственности.
Объектом соучаствующего проектирования может стать любой объект в школе – стена, класс, двор или, как в нашем примере, клумба. Ежегодно в нашей школе проводятся субботники и облагораживание территорий.
Обсуждая планы на субботник, я предложила детям объединиться в команды, оценить свои силы, время и внести предложения по благоустройству территории. Группы детей осмотрели школьный двор, предварительно каждый обучающийся получил стикеры двух цветов: зеленый и красный.
Дети клеили зеленый стикер там, где им комфортно и все нравится, а красный там, где что-то нужно изменить. Таким образом были обозначены проблемные зоны. Состоялся совет класса. Одним из интересных предложений детей было разбить клумбу, но клумбу необычную – клумбу нашего класса. Эта идея очень понравилась всем. Были предложены эскизы и макеты, обсуждались растения и возможные украшения. Учащиеся провели анкетирование среди школьников, таким образом, были учтены мнения учащихся из других классов. Дети узнали мнение администрации, поговорили с учителями. И в буквальном смысле заразили всех идеей совместного проектирования цветников. Классный проект стал общешкольным. Узнавая различные мнения, решали вопросы эстетичного и удобного расположения цветников, выделения и ограждения от пешеходных зон. Результатом соучаствующего проектирования стал межшкольный конкурс цветников. Сколько интересных идей нашли свое воплощение в этом проекте! А самым главным результатом стало то, что дети начали заботиться о пришкольной территории, поддерживать порядок и красоту.
Я думаю, что через соучаствующее проектирование можно не только улучшить школьное пространство, но, работая вместе с детьми, развиваться самим учителям, а самое главное – научиться слушать детей, разговаривать с ними на равных, помогать реализовывать идеи. Поверить в них…
Елена МИШИНА, учитель английского языка, классный руководитель 7‑го «А» класса школы №1420
Комментарии