Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Клуб педагогов-депутатов. А почему бы и нет?

Дата: 20 марта 2012, 17:45
Автор:

Всероссийский конкурс «Учитель года-2004», с которого Александр Витальевич Рахно, учитель истории и краеведения Петропавловской школы, привез в Омскую область первого за Уралом Хрустального пеликана, кардинально изменил его жизнь.

Редкая птица

И дело даже не в том, что без Пеликана, придавшего уверенность в себе, не было бы двух побед в национальном проекте «Образование» – в 2006 и 2010 годах. Просто конкурс меняет что-то в душе, по мнению Александра Витальевича, настолько, что дальше есть только два пути – делать карьеру, вписавшись в систему, или вернуться к себе. Рахно никогда не вписывался в стандарты. В юности мечтал постигать историю, хотел учить детей, но отец настоял, чтобы Александр поступил в танковое училище. Два года нарушал военную дисциплину, сам того не желая. Из армейских рамок выпадал так же, как из школьных. Вместо поклонения властям написал эпиграмму на Брежнева, обозвав  его соратников партийными буржуями… Честно отслужил два года командиром танка. Потом его сослали в Тюменскую тайгу охотоведом, правда, ружье неблагонадежному гражданину держать в руках не позволили. После перестройки судимость за антисоветскую пропаганду сняли и Александр вернулся в Муромцево – к корням.  Хотел учить историю и учить других. По-настоящему, а не по учебнику. В 32 года поступил на истфак  Омского государственного педагогического университета.  История, по его мнению,  требует раскрепощения ума, ее невозможно зубрить. И  учит ребят думать. После его открытого урока в московской гимназии столичная школьница воскликнула: «Какая мы классная нация!»  Класс встал и зааплодировал.

Но трудно быть большим человеком.  Александр Витальевич все время пытается сдерживать себя – в жестах, в словах.  Не рассчитаны наши школы на двухметровых богатырей,  которым узки коридоры и поурочные планы. Он и сам понимает, что школа – «бабье царство» со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями – склоками, подсиживанием.

– Мужчины составляют 10 процентов педколлективов. Одна треть – феминизировавшиеся неудачники, другая  – циники, использующие школу в личных интересах. Еще треть – ненормальные с точки зрения обывателя личности, считающие, что воспитание и обучение детей – их призвание. Льщу себя надеждой, что меня можно отнести к последним.

Он старательно учился быть неискренним: не высовываться,  не замечать происходящего вокруг, стихи писать о любви, а не о политике. Не получилось – Рахно вернулся к себе. Говорит, конкурс убедил, что настоящий учитель истории без гражданской позиции существовать не может.

Чиновничий маразм

Два года назад Александра Витальевича избрали депутатом Муромцевского муниципального совета. У него давно сложилась репутация честного человека, способного сказать властям горькую правду о положении народа.  Он знает каждого на своем избирательном участке, и его знают все – редкое для депутата качество. Зовут чаще не по имени-отчеству, а просто – Учитель. Не случайно Олег Смолин, заместитель председателя Комитета по образованию  Государственной Думы, предложил ему стать его общественным помощником и экспертом комитета.  Только-только заняв пост депутата, Рахно ринулся в бой. Инвалид 1-й группы Вера Конищева, всю Великую Отечественную войну прошедшая связисткой, устала ждать обещанных властью квадратных метров. Написав записку «Не желаю быть никому обузой», 91-летняя фронтовичка выпила бутылку уксуса. Всю жизнь  Вера Васильевна жила одна в домишке без отопления, газа, воды. Туалет, как водится, на улице. Поначалу бабушку очень воодушевило обещание Президента России предоставить всем ветеранам войны  жилье, и  Александр Витальевич помог ей собрать документы на жилищный сертификат. Но районная администрация отказала ей в праве на его получение, поскольку чего-чего, а продуваемой всеми ветрами площади у Веры Васильевны было достаточно. Рахно отвез пакет документов в областное правительство, отправил в Администрацию Президента РФ. Но муниципальная власть проигнорировала и прямое указание президента, и закон об обеспечении жильем ветеранов.

– Я считаю правильным, что тогда поднял всю прессу – и омскую, и российскую, – говорит Александр Витальевич. – Пришлось пойти на серьезный конфликт с властями, и угрозы были, и предложения лестные. Вере Васильевне я помочь не смог, но, думаю, эта история помогла другим ветеранам – чиновники стали внимательнее относиться к людям. Не из-за доброты человеческой, конечно, просто получили строжайшие циркуляры от начальства. Я хочу, чтоб в этой огромной стране  каждый  чиновник, прежде  чем подписать отказ человеку, думал, к каким трагическим последствиям это может привести.

Иногда  чиновничий маразм  доходит до такой степени, что даже Рахно, за два года собаку съевший на всяких прошениях,  не знает, к кому обращаться. Сейчас пытается помочь своему бывшему ученику. Когда-то мальчик вместе с мамой приехал из Киргизии. В 14 лет получил российский паспорт, призвали в  ракетные войска стратегического назначения. Осенью вернулся и, поскольку исполнилось 20 лет,  решил поменять паспорт. И вдруг выяснилось, что гражданства у парня нет, а паспорт был ошибкой – кто-то что-то пропустил, не вписал, не отметил. Вручили ему «вид на жительство», с которым ни на учебу, ни на работу не берут. Обращения в разные инстанции, в том числе и письмо президенту,  пока ничего не дали. Но Рахно – человек упорный, к  тому же очень дорожит доверием односельчан.

Школы на участке Александра Витальевича нет. Но он председатель комиссии муниципального совета по социальным вопросам. Думаю, уже самим  своим  существованием Рахно сдерживает безумную оптимизацию образования, по крайней мере в Муромцевского районе. Его эпитафию на смерть сельской школы  в 2007 году до сих пор цитируют в Интернете – современное здание  Павловской СОШ разобрали на кирпичи, чтобы построить кафе.  По его данным,  с 2006 по 2011 год в регионе закрылись около 380 школ. С легкой руки Рахно оптимизация стала зваться «прозоровщиной» по фамилии министра образования Омской области. Правда, бороться за существование сельских школы все равно приходится.  Нынче летом глава Муромцевского района Виктор Зеленин, выступая на августовском педсовете, ненароком выдал позицию власти:  «Хотите воспитывать и учить дурачков – учите их в деревне, хотите умных – везите их в райцентр».

– Зеленин должен ответить за свои слова перед своими земляками, – возмущен Рахно. – Он оскорбил детей и учителей, и мне жаль, что власть довела их до такого состояния, что они даже ответить боятся. Во многих населенных пунктах нашего района нет газа, люди топят дома дровами и углем, дороги непролазные. Работы нет, более или менее трудоспособные жители ездят на заработки на Север. Смертность в районе в два раза превышает рождаемость. А в малокомплектных школах работают удивительные в своем бескорыстии люди. Там учатся дети, которые любят свою малую родину.  Они могли бы стать настоящими хозяевами своей земли. Когда глава района выступает за уничтожение малокомплектных школ,  нарушаются права детей на образование. Школа – последняя надежда на будущее села, только она способна противостоять неумолимому его вырождению.

Школьная «порнография»

Рахно служит своему селу, отказываясь от лестных предложений – от Новгорода до Чукотки нужен лучший учитель истории России.  Таких интересных уроков, которые ведет Александр Витальевич в маленькой Петропавловской школе, даже в  Лондоне, куда его приглашали дать мастер-класс, прежде не видели.  Александр Витальевич начал с истоков –  с истории родного края. Недавно дети зачитали учителю его же цитату: «Знания хороши уже тем, что питают не только достоверность, но и воображение». В стенах кабинета древняя история родного края, которую он преподает, не помещается. Он опять пошел в лес. Уже не один,  с учениками. Каждое лето, собрав ребятишек, отправляется в археологическую экспедицию. Учит их плавить железо и ковать металл, вместе сидят за гончарным кругом и расписывают горшки под старину. Сумели восстановить жилище человека бронзового века без единого гвоздя.  В этом году надеется реализовать проект, который готовит  несколько лет – всем миром построить древнее городище  в окрестностях деревни Окунево, известной в Сибири как энергетический центр Земли.  Деятельностный подход – его педагогическое и человеческое кредо, а  «Развитие познавательных возможностей школьников при изучении  истории» – тема научной работы в аспирантуре  Института содержания и методов обучения Российской академии образования. Ученик он, впрочем, плохой – зарплаты учителя высшей категории не хватает, чтобы часто ездить в Москву. Однажды, впрочем, получил 16 тысяч – по ошибке, потом вычли, но долго на совещаниях гордо рассказывали про его «большие деньги». В сентябре, правда,   по приглашению Олега Смолина был на  конгрессе российского образовательного сообщества, прошедшего под лозунгом: «Образование для всех! Фурсенко – в отставку!» Выступал. Говорил, что не видит модернизации, о которой уже десять лет твердят чиновники:

–  Модернизация должна менять образовательную среду, а не столы и стулья. Я понимаю модернизацию так: школу нужно подтянуть до уровня XXI века. Например, построить и оборудовать спортзал, тогда можно и часы физкультуры ввести. Я пока вижу только три часа физкультуры. Биология, физика, химия сокращены, астрономия исчезла из расписания. Как мы собираемся развивать нанотехнологии?  То, что школы оснастили компьютерами, прекрасно, но ведь это только технические средства обучения. И зачем мне нужен компьютер, если областной ресурсно-методический центр настолько «обезопасил» школы, что невозможно выйти на сайты ни «Российской», ни «Новой», ни «Учительской» газет. Даже  до античного искусства не допускает! Видимо, для чиновников образования  и статьи,  и  снимки греческих статуй – одна порнография. А навязанная школам программа «Линекс» работает плохо, ни один диск с нею не идет. Это не модернизация, это явная коррупция. И я не понимаю, почему власть ищет коррупцию среди педагогов и не видит выше – там, где она столь явная.

За такие слова уже не ссылают. Но и на посты не назначают. Рахно не вписывается в стандарты –  он редкая птица, как пеликан в Сибири. Но… выбирают.  Нынче Александр Витальевич баллотировался  в Законодательное собрание области. Состязался с  председателем  ЗС Владимиром Варнавским. Проиграл  буквально несколько голосов. И это дает надежду – может, когда-нибудь не только московским школьникам, но и муромцевским сельчанам захочется сказать: «Какая мы классная нация!»

Омская область

P.S. Александр Витальевич  Рахно предлагает коллегам создать клуб педагогов-депутатов разного уровня. Он мог бы стать реальной силой, способной изменить положение  учительства. Главное – забыть свои политические разногласия и научиться вместе решать проблемы образования. Телефон: +7-913-681-10-70,  e-mail: rahno.a@yandex.ru, porkva@mail.ru.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt