search
main
0

Клуб литературный, краеведческий… И все это в библиотеке. Почему бы нет?

Вопросы работы школьных библиотек регулярно рассматриваются на Межведомственном библиотечном координационном совете Псковской области, который возглавляет заместитель главы администрации области по социальным вопросам. Ежегодно проводятся совещания, семинары, телеконференции. Вера ЕМЕЛЬЯНОВА, начальник Государственного управления образования и науки Псковской области, считает, что библиотека – системообразующий элемент школы.

– Какую роль должны играть государственные структуры по отношению к школьным библиотекам?

– Участие государственных структур в управлении деятельностью школьных библиотек заключается в создании нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность этих структурных подразделений. Однако пакет регламентирующих документов должен быть составлен таким образом, чтобы не сковывать рамки деятельности, а наоборот, поощрять инициативу, раскрывать перспективы перед библиотекарями и администрациями школ. Модернизация образования предусматривает обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования для каждого члена общества. Без хорошей школьной библиотеки полноценное образование просто невозможно. Поэтому государство, бесспорно, остается гарантом формирования информационных ресурсов школьной библиотеки.

– Что должно быть в его основе?

– Нам представляется, что ядро информационного ресурса школьной библиотеки – это добротный фонд документов и материалов, который включает и книги, и журналы, и мультимедиаматериалы. Кроме того, сегодня неотъемлемой частью любой библиотеки является доступ к Всемирной паутине.

– Какие «вызовы» нам бросает пресловутая Всемирная паутина?

– Интернет может быть благом, а может быть и вредоносным оружием. Вот почему сегодня перед школьными библиотекарями так остро стоит задача информационной грамотности как умения не только находить, но, что самое главное, критически оценивать найденную информацию. На это сегодня нужно обращать первостепенное внимание.

Школьный библиотекарь – это информационный специалист и педагогический работник. Информационные технологии стремительно меняются. Меняются и педагогические технологии. Вот почему так важна сегодня идея непрерывного образования школьного библиотекаря. Кстати, этот компонент заложен в нашу программу модернизации системы школьных библиотек. Новые программы повышения квалификации работников библиотек учреждений образования, разработанные центром научно-педагогической информации ПОИПКРО, предусматривают совершенствование профессионализма библиотекаря и как педагога, и как информационного специалиста. Особое внимание уделяется обучению использованию новых информационных технологий в библиотеке и в учебном процессе.

– Поставить компьютер в каждую библиотеку и научить школьного библиотекаря создавать электронный каталог, еще не означает решить проблему», – говорит Вера Емельянова. Библиотека должна стать информационным центром школы и занять достойное место в региональном информационно-образовательном пространстве. Сегодня на повестке дня стоят вопросы сетевого взаимодействия школьных библиотек.

Вот почему было принято решение разработать программу модернизации системы школьных библиотек Псковской области. При разработке схемы управленческих решений в основу легла концепция библиотеки как информационного центра школы. Эта схема потребовала сосредоточить усилия на генеральной стратегии в отношении школьных библиотек Псковщины, которая включает:

определение места школьной библиотеки в информатизации образования региона;

усиление роли школьной библиотеки в информационно-образовательном пространстве школы;

сохранение и пополнение библиотечных фондов образовательных учреждений области;

Цели программы:

расширение единого информационно-образовательного пространства;

обеспечение государственных гарантий и равных возможностей реализации прав ребенка на информацию;

содействие качеству общего образования путем расширения доступа образовательных учреждений к информационным образовательным ресурсам через школьные библиотеки;

превращение школьной библиотеки в информационный центр школы.

Основные направления программы:

компьютеризация школьных библиотек;

создание центра корпоративной каталогизации;

создание корпоративного банка педагогической информации, в том числе корпоративной электронной полнотекстовой педагогической библиотеки на базе центра научно-педагогической информации;

модернизация программ информационной грамотности школьников и включение ее в региональный компонент базисного учебного плана;

дальнейшее развитие программ поощрения детского чтения как основы содействия воспитанию подрастающего поколения;

возрождение советов библиотек или попечительских советов для организации связи с общественностью в целом и решения вопросов внебюджетного финансирования;

повышение квалификации школьных библиотекарей.

Кадры

Эффективная работа возможна только при наличии квалифицированных и инициативных кадров. Исследования, проведенные Центром научно-педагогической информации ПОИПКРО и Региональным информационным центром учебного книгоиздания Псковской области среди работников школьных библиотек, показали, что более 70% считают самым главным препятствием в работе плохое комплектование, тогда как заработную плату на первое место в шкале трудностей поставили только 28% библиотекарей. 100% ответили, что любят свою работу, 70% не согласились бы поменять свою работу. 30 % честно ответили, что испытывают колебания. Любовь Ильина, заместитель начальника Государственного управления образования и науки Псковской области, считает, что остается нерешенной основная проблема – проблема статуса школьного библиотекаря.

Информационная грамотность

Формирование информационной грамотности детей, как необходимое условие интеллектуального доступа к информации – важнейшее направление в деятельности учебных библиотек. В 2002/2003 учебном году школьными библиотекарями проведено 6566 библиографических уроков. В 2003 году Центр научно-педагогической информации ПОИПКРО совместно с Государственным управлением образования и науки Псковской области провел исследование с целью выявления проблем формирования информационной грамотности в старших классах в 9 районах Псковской области, в котором приняли участие более 1000 школьников. На основании исследования можно было сделать выводы, что сегодня недостаточно обучать библиотечной грамотности, сегодня необходимо формировать информационную грамотность школьников как комплекс знаний, умений и навыков поиска, оценки и представления информации во всех возможных форматах. Центр работает над комплексной программой для школьных библиотек «Основы информационной грамотности», составной частью программы модернизации библиотек области, которую планируется внедрить в региональный компонент базисного учебного плана.

Духовная культура

Школьными библиотеками Псковщины в 2002/2003 учебном году было проведено более 6846 массовых мероприятий. Здесь создаются литературные и краеведческие клубы. Например, на базе библиотеки школы № 9 г. Великие Луки (зав. библиотекой О.Н. Соловьева) действует литературный клуб «Алые паруса»»; зав. библиотекой Пыталовской средней школы Г.А. Шатилова ведет клуб «Волшебный мир литературы»; зав. библиотекой Тямшанской гимназии Псковского района Е.П. Зверькова уже несколько лет ведет клуб «Лукоморье», где основным направлением деятельности стало приобщение школьников к творчеству А.С. Пушкина. Большая работа по краеведению ведется в библиотеке Центра образования «Псковский педагогический комплекс». Библиотекари О.Я. Герасимова и А.А. Иванова разработали цикл мероприятий, посвященных древнему Пскову.

Одной из форм подведения итогов деятельности школьных библиотек Псковской области стала система конкурсов профессионального мастерства библиотекарей учебных заведений, которые третий год Государственное управление образования и науки Псковской области проводит совместно с Псковским областным институтом повышения квалификации работников образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте