search
main
0

Клуб для умных и пытливых. Исследовательской дорогой в будущее

​Сегодня правильнее заменить homo sapiens на homo students, то есть «человек, усердно учащийся». Но учиться надо уметь. На уроке в школе с углубленным изучением английского языка, казалось бы, невозможно охватить все области научных знаний, дающих представление о многообразии профессиональных специальностей, и сформировать интерес к приобретению дополнительных практических научно-исследовательских навыков. Да, дети приходят в «английскую школу»учить язык, но в 1280-й им открывают и другие возможности. Идея создания содружества учащихся, педагогов и ученых привела к созданию школьного естественно-научного клуба «ШЕНК-1280».

Среди его задач – развитие познавательных интересов, повышение мотивации подростков к предметам естественно-научного цикла, формирование навыков научно-исследовательской работы, организация квалифицированной помощи в знакомстве с многообразием профессиональных научно-исследовательских и практических специальностей в областях биологии, географии, химии. Деятельность клуба реализуется по нескольким направлениям: углубление, подготовка к олимпиадам, ОГЭ, лабораторный и полевой практикум, интерактивные занятия в музеях и НИИ, выездные учебные и краеведческие поездки, проектная деятельность.  «ШЕНК-1280» – добровольное объединение. Для вступления в клуб необходимо иметь интерес к окружающей природе и стремление к приобретению новых знаний в необычной увлекательной форме. В состав клуба входят учащиеся разных классов школы, что позволяет формировать  разновозрастные команды. Старшие привлекательны для малышей своим опытом, взрослостью и непосредственностью, а малыши – своей серьезностью и дотошностью во всех вопросах. В ходе занятия, экскурсии ребята оказываются перед необходимостью тесного общения. В результате формируется креативное, непредсказуемое, но всегда продуктивное единство разных поколений. При этом в состав клуба входят учащиеся не только основной школы, но даже наиболее активные и увлеченные учащиеся начальной школы. А 11-классники, которые готовятся к ЕГЭ, переходят в почетные члены клуба. Они получают право участия в экскурсиях и  поездках на правах свободных слушателей или консультантов для молодежи. Состав учебных экскурсий, поездок, выездных занятий в научно-исследовательских институтах формируется в зависимости от реального уровня сложности образовательных или физических задач и желания ребят. Развивающая структура клуба формируется из направлений нашей деятельности. Теоретический курс организован для старшеклассников в целях освещения проблемных биологических и других вопросов, в частности, проблемы эволюции и происхождения жизни. В занятия курса включена подготовка и к итоговой аттестации. Лабораторный полевой практикум обеспечивает приобретение навыков научно-исследовательской работы в полевых условиях с объектами живой и неживой природы. Для подготовки занятий используются авторские программы элективных курсов и методические разработки педагогов и преподавателей тех образовательных и развивающих учреждений, на базе которых проходят занятия «ШЕНК-1280». Методички к занятиям, по которым ведется работа, учащиеся получают в постоянное пользование. Постепенно у них собирается подборка учебных пособий, позволяющих ученику вернуться к материалу, повторить его. Прорывом для нашей школы явилось возрождение выездных мероприятий: походов, экскурсий, занятий непосредственно на природе, в ходе которых знания и навыки, полученные в рамках практикума, дополняются, используются и совершенствуются.Оказавшись в Домодедовском известковом карьере, ребята лично убедились в том, что наука, о закономерности которой они узнают за партой, не является всего лишь теоретическим сводом законов, она реальна! Ведь можно на одной территории найти образцы двух форм горных пород: осадочные (известняк и ракушечник) и метаморфические (мрамор). Можно испачкать кроссовки в меловой луже, которой более 500 млн лет! А рядом с окаменелостями морских моллюсков, живших в водах океана, дном которого была нынешняя Московская область, увидеть раковины современных моллюсков, погибших в результате аномальной летней засухи.О впечатлениях участников можно судить по фотоотчетам, мини-репортажам, статьям на моем личном сайте и в школьной газете. В живой, непринужденной обстановке в реальных условиях, без посредника, своими глазами и руками исследуя объекты живой и неживой природы, ребята познают многообразие живых организмов, явлений природы и приобретают навыки практической исследовательской и аналитической деятельности. Например, в Зоологическом музее МГУ имени М.В.Ломоносова на интерактивных занятиях ребята примеряют на себя биологические специальности: анатом, эколог, археозоолог, этолог, энтомолог и другие.На занятиях в институтах учащиеся приобретают навыки практической работы с настоящими лабораторными инструментами и техническим оборудованием. В непосредственном общении с учеными, ведущими преподавательскую и научную деятельность, у школьников формируются бесценные навыки научного общения: формулирование вопросов, проблем, гипотез, анализ результатов, подготовка собственных выводов. В арсенале наших контактов Институт биоорганической химии имени академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова; НИ Зоологического музея МГУ имени М.В.Ломоносова; Институт общей генетики имени Н.И.Вавилова; Государственный Дарвиновский музей, экоцентры «Воробьевы горы»,  Битцевский лес ГПБУ «Мосприрода». «ШЕНК-1280» как средство внеурочной развивающей деятельности был представлен в конкурсе педагогических проектов «Есть идея!» (2012-2013), на семинаре «Организация проектной деятельности в общеобразовательной школе в рамках естественно-научного цикла» (2013), в сборнике «Труды научно-методического семинара «Практические методики в области основного и дополнительного образования» (МГУ имени М.В.Ломоносова, 2013), на научно-практическом семинаре «Управление развитием метапредметных умений в рамках реализации образовательной программы школы» (2015), на фестивале «Наши общие возможности – наши общие результаты» (2016). Клуб имеет «Отзыв о деятельности «ШЕНК-1280» от НИ Зоологического музея МГУ имени М.В.Ломоносова. Наибольшим вниманием и спросом у подростков пользуются учебные поездки на биостанцию – Московский  полевой учебный центр «Экосистема». Наши ребята прошли обучение и получили сертификаты международного образца об экологическом образовании: «Экологический ликбез», «Эколог-исследователь». На биостанции ребята погружаются в атмосферу реального исследования природных объектов. Умение быстро читать, внимательно слушать, анализировать, сравнивать, сопоставлять полученные результаты ложится в основу исследовательских работ. Свои работы ребята представляют на ежедневных вечерних конференциях. На них обрушивается шквал вопросов от их коллег, соратников, преподавателей. Во время учебных поездок на биостанции осуществляется не только экологическое обучение подростков, но и их нравственное становление. Пробуждается искреннее чувство собственной ответственности за вклад в работу команды. Однажды шестиклассник оценил личностные результаты следующей фразой: «После поездки на биостанцию класс разделился на тех, кто ездил на биостанцию, и на тех, кто не ездил!». Похоже на сравнение со службой в армии у мужчин.По завершении каждого мероприятия участники оформляют отчет о пережитых впечатлениях, проделанной работе, полученных результатах. Таким образом, происходит реализация метапредметных навыков. И оформляются общешкольные стенды, газета. «ШЕНК-1280» принимает активное участие в ежегодных проектах «Фестиваль наук-2015» и «Университетские субботы» в РНИМУ имени Н.И.Пирогова, МГУ имени М.В.Ломоносова, РУДН, экологических акциях: сбор макулатуры «Бумажный бум», «Поможем пернатым санитарам!».  Особое место в жизни «ШЕНК-1280» отводится проектной деятельности – это научно структурированный отчет о проделанной исследовательской работе. Со своими проектами члены клуба выступают на конференциях, конкурсах и фестивалях разных уровней: конкурс проектов «Ярмарка идей на Юго-Западе», стартовая конференция НИОУ «Искатель», экологический фестиваль «Спасем окружающий нас мир!», проект «Методы космического мониторинга в школе», городской образовательный проект «Арктика», сайт «Глобальная школьная лаборатория», Экологический учебный центр «Экосистема».Наблюдая возрастающую активность и заинтересованность учащихся в занятиях и мероприятиях «ШЕНК-1280», можно сделать вывод, что в клубе созданы комфортные условия для развития и совершенствования коммуникативных навыков общения в коллективе, организованном на основе общих интересов. Благодаря деятельности клуба активизируются творческие способности учащихся, их интерес к изучению природы родного края, проблемам ее охраны и рационального использования в условиях мегаполиса, осуществляется творческое сотрудничество коллектива клуба с вузами, НИИ, заповедниками и парками, учреждениями дополнительного образования, общественными детскими движениями, деятелями науки и образования. У подростков формируется комплексное естественно-научное  мышление, происходит их вовлечение в научно-исследовательскую деятельность, формируются условия для предпрофильной подготовки учащихся в старших классах, развития их творческого потенциала, выяснения правильности выбора профессии, успешной подготовки к поступлению в вузы.Многолетний стаж жизнедеятельности «ШЕНК-1280» успешно демонстрирует не только возможности формирования УУД и специальных навыков во внеурочной деятельности школьников, но и нравственное становление личности на основе личного общения в коллективе, а не в соцсетях. В нашем клубе развивающие и образовательные задачи напрямую связаны с формированием нравственных качеств личности. У подростка есть все шансы стать хорошим человеком, приобрести друзей и  единомышленников!Елена СУЧКОВА, учитель биологии школы №1280, победитель ПНПО конкурса лучших учителей Российской Федерации 2008 года

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте