search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах
0

Клондайк для творчества. Размышления об информатизации в образовании

Последнее десятилетие современная школа находится в состоянии реформирования. Вводятся системы независимого оценивания качества реализации образовательных программ (ЕГЭ), развиваются новые формы общего образования (экстернат, семейное, дистанционное образование), внедряется подушевое нормативно-бюджетное финансирование. Меняющаяся социальная и экономическая ситуация в стране создает условия, когда компьютер завоевывает все сферы жизни человека, и школа должна выйти на позицию обеспечения ученика умениями быстро и продуктивно работать с информацией.

Без информатизации школе трудно обеспечить соответствие подготовки выпускника к жизни. В этой ситуации реализация проекта ИСО в семи пилотных регионах РФ – это шаг к позитивному изменению школы. Созданная в рамках проекта система ММЦ призвана создать условия для подготовки учителя к использованию современного компьютерного оборудования, к внедрению новых технологий, позволяющих ученикам стать активными участниками образовательного процесса.

Оснащенные компьютерной техникой и аудиовидеомонтажной аппаратурой, центры теперь стали доступными и близкими (территориально) для учителей сельских школ Калужской области. Появилось место, где можно получить помощь методистов и технических специалистов.

Несмотря на реализацию схожих функций и проводимых мероприятий, каждый ММЦ своеобразен. Возьмем, к примеру, тот, что расположен в селе Перемышль, которое находится в часе езды от Калуги в здании средней школы.

В условиях небольшого района его появление дало возможность решить целый ряд проблем, начиная от информатизации образования (что является основной задачей деятельности) и заканчивая возможностью технически обеспечить проведение муниципальных мероприятий и дать консультацию по использованию компьютерных программ. Поэтому в центр идут не только педагоги, но и те, кто нуждается в квалифицированной технической помощи. А сотрудники центра сопровождают их от первого знакомства с компьютером до разработки авторских инновационных программ обучения с использованием современных программных средств.

Первое серьезное знакомство учителя с компьютером в ММЦ происходит на курсах повышения квалификации по программе «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника». Правда, программа позволяет сформировать лишь базовую ИКТ-компетентность. И какие бы методически оправданные формы обучения ни использовали преподаватели курсов, все понимают: без систематической работы в послекурсовой период учитель не сможет закреплять и развивать приобретенные умения.

В этой ситуации на смену традиционным очным формам приходят сетевые консультации, работа в Интернете, занятия в медиакабинетах и другие подходы. В процессе обучения слушатели часто обращаются в центр за методической помощью по использованию ЭОР, учатся делать звуковые, анимационные и видеовставки в свои презентации. Отсюда и разнообразие тем и форм выпускных работ: презентации образовательного процесса, авторские разработки уроков с использованием ИКТ, тестовые задания для текущего и итогового контроля знаний в программах Power Point, Word, Excel и многие другие.

Городские ММЦ Калужской области отличает многофункциональность. Этот подход отчетливо выражен в работе центров в самой Калуге, в Малоярославце, Людинове, Обнинске, Жукове и других городах.

В отличие от традиционной методической службы, построенной по «предметному принципу», организационная структура ММЦ Калуги носит комплексный характер и включает в себя технологическую, педагогическую, управленческую и научную деятельность.

В период разворачивания центра был сформирован ряд подразделений: группа информационного обеспечения образовательного процесса, лаборатория инновационных педагогических технологий, группа мониторинга образовательного процесса, редакционно-издательский отдел и медиатека. Все эти структуры используют опыт традиционных служб. А вот дополнительными функциями группы информационного обеспечения образовательного процесса стали сбор, хранение и обработка данных по информатизации прикрепленных образовательных учреждений, предоставление педагогам возможностей обмена информацией посредством электронной почты.

В лаборатории инновационных педагогических технологий на первый план выдвинута идея внедрения современных педагогических и информационных технологий (Интернет, мультимедиа) и оказание помощи преподавателям в их освоении.

Оборудование, полученное в рамках проекта ИСО, позволяет публиковать и тиражировать материалы методического и учебного характера, электронные разработки, осуществлять систему проверки знаний и реализовать многие другие виды учебной деятельности.

Изменяется подход к обработке и хранению средств информации – в медиатеке формируется фонд компакт-дисков. Структура центра позволяет удовлетворить потребности педагогов города в предоставлении методических услуг, а привлечение новых форм работы, учитывая наличие соответствующего оборудования, обеспечивает формирование мотивации у педагогов к профессиональной деятельности.

Учителя Калуги получили в свое распоряжение свою «трибуну» – городскую учительскую многостраничную интернет-газету «ims.ru. Методический вестник» с информационными новинками, анонсом методических мероприятий, опытом коллег, приглашением к сотрудничеству.

Проект ИСО поднял методическую работу на новый технический уровень: ни одно образовательное мероприятие в городе не готовится и не проходит без использования аудиовидеомонтажного, издательского комплексов, мультимедийных средств. И все это направлено на изменение практики деятельности учителя.

Владение новыми технологиями позволяет по-новому подойти к рассмотрению педагогической культуры, как правило, ранее не учитывающей ИКТ-компетентность учителя. Современный педагог – не только носитель историко-социального опыта и знаний о методах и формах организации педагогического процесса, но и свободный пользователь офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов, базовых интернет-сервисов и технологий.

Именно такие учителя стали активными участниками всех мероприятий в ММЦ, вошли в состав школьных команд и занимаются разработкой программ информатизации своей школы, являются участниками конкурса педагогических инициатив с использованием ИКТ. И им далеко не безразлично, как они будут учить.

К примеру, в глуши Мосальского района Калужской области работает преподаватель биологии Александр Сидорка. В его учебном кабинете компьютер появился 4 года назад. Александр Ильич убежден в том, что пользы от этого устройства больше там, где есть конкретная сфера для его максимально широкого применения, а уж его изучение как инструмента применения новых технологий может идти параллельно с решением практических задач.

Электронные материалы к уроку Сидорки содержат минимум текстовой информации. Для него важна тщательная проработка дизайна: если это тест, то необходимо тщательно выбирать фон, яркость и колорит рисунков, форму, размеры и цвет элементов управления; часы, отмеряющие время ответа на вопрос, – все должно помочь школьнику сосредоточиться, погрузиться в проблему. Если же это электронная версия лекции, то нужно следить за подбором и сменой графических объектов, ведь их взаимодействие со звуком направлено на запоминание и одновременно систематизацию представленного материала.

Любой из материалов сопровождения легко изменяется. Причем сделать это может не только автор выполненного проекта, но и любой человек, способный отличить Shift от Enter.

Все больше учеников Александра Ильича работают в программе Flash. Она удобна для моделирования динамики процессов, что имеет немаловажное значение при изучении довольно сложного материала по эволюции, биохимии, делению клеток.

«Весьма досадно, – говорит Александр Сидорка, – что материалов для сопровождения уроков сейчас создано очень мало, а то, что есть, это скорее средства уклонения от творческой деятельности для школьников (раз, два, три – реферат готов!). При этом вот то, что действительно годится для урока, рассыпано мелким бисером по дискам и сайтам. Пока все соберешь и подгонишь одно под другое – вспотеешь сто раз. Но все равно получается очень мало по количеству и на слабую тройку по качеству. Получается, зря компьютер ставили? Нет, вот тут-то и начинается самое интересное: простор, целина – двигайся в любом направлении, придумывай что хочешь. Клондайк для творчества!»

Елена САХАРОВА, руководитель регионального координационного центра Калуги

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте