Практика интегративных процессов такова, что одним из мощных механизмов интеграции, в том числе и в образовании, стало создание многопрофильных комплексов, включающих несколько видов образовательных учреждений.
Интеграция в образовании – системный процесс, образовательный комплекс – системная структура, эти особенности комплекса определяют специфику управления и управленческой деятельности в нем. Еще одно название комплекса – кластер, и мы придерживаемся кластерного подхода в реализации интегративных процессов, которые, как известно, имеют сложный характер.В кластере интеграция заявлена наиболее мощно, поскольку в ней участвуют ресурсы всех видов: материальные (учебно-материальные), финансовые, технологические, информационные, методические, кадровые. Кластер позволяет гибко выстраивать систему управления его структурами, осуществлять реальный прогноз развития, обеспечивать ресурсную взаимную самоподдержку. Эти положения стали ориентиром в создании гимназического кластера и управления им.В каждом конкретном случае принципы организации кластера зависят от целей и условий объединяющихся и взаимодействующих структур. В настоящее время, когда необходимость интеграции ресурсов выражена как условие развития, образование кластеров выражает в определенной мере возможность сохранения гуманитарно-гуманистической доминанты в образовании, потому, скорее, это объективная данность, особо ценна в кластере возможность взаимной ресурсной поддержки его участников, а также создание структур внутри кластера на различных уровнях интеграции: эмпирическом, теоретическом, методологическом.В образовательном кластере выделяют системообразующий (или головной) элемент, в нашем комплексе таковым стала гимназия №1504, которую в полной мере отличают высокий интеллектуальный и научно-методический потенциал, инновационные технологии, включая ИКТ. Гимназия №1504 уже почти четверть века работает как городская экспериментальная площадка, на базе которой разрабатывали и апробировали проекты, связанные с содержанием гимназического образования, особенностями учебного плана и гимназического компонента этого вида ОУ, образовательными стандартами, проектной и исследовательской деятельностью учащихся. Гимназия – ассоциированный член ПАШ ЮНЕСКО (международного проекта ассоциированных школ ЮНЕСКО); инициатор и организатор научно-практических конференций учащихся – 20 лет в гимназии №1504 проводят городскую научно-практическую региональную конференцию учащихся «Человек и общество». Педагоги гимназии №1504 регулярно проводят научно-методические семинары по повышению педагогического мастерства учителей, приезжающих из различных регионов страны, из ближнего зарубежья. Высок и научный потенциал гимназии: в ней работают 3 доктора наук, 10 кандидатов наук. Материально-техническая база гимназии создана бюджетными ресурсами. В гимназии идет экспериментальная работа по реализации ФГОС на основе современных научных разработок Института теории и истории педагогики РАО по теме «Педагогические условия реализации ФГОС на основе использования предметности обучения в контексте культурологического подхода».В настоящее время гимназия №1504 как кластер включает несколько бюджетных образовательных организаций: гимназию, две общеобразовательные школы, четыре детских сада (каждый из них имеет свою образовательную специфику; два из них – коррекционные образовательные организации). Важнейшей задачей ближайшего времени стало создание единой системы управления на общих ценностных началах и обеспечение преемственности первой и второй ступеней школьного образования (дошкольной ступени и начального общего образования). Первым шагом организационного характера стала работа по согласованию образовательных стандартов этих ступеней – это нашло отражение в содержании адаптивной программы по реализации ОС в каждой ступени. В течение 2013-2014 учебного года мы вели систематическое обучение воспитателей дошкольного отделения и учителей начальной школы по реализации стандартов в новых условиях, когда дошкольное образование рассматривают как элемент школьной структуры. Сущность адаптации стандартов дошкольного образования к условиям начальной школы заключалась в выделении фундаментального адаптивного ядра, включающего двухуровневую цель занятий с дошкольниками, овладение некоторыми элементами, входящими в состав компонентов учения (эмоционально-волевого, содержательного, операционально-деятельностного, энергетического, контрольно-регулировочного, оценочно-рефлексивного – по Т.Шамовой), образовательные универсалии в виде общеучебных умений и навыков, доступных возрастным возможностям дошкольников (целеполагание и целеосуществление, планирование, выделение главного слова, сравнение и сопоставление, анализ, синтез, самоконтроль и самооценка работы, коммуникация с использованием вопросительных слов к описанию и объяснению); стандарты дошкольного образования в виде совокупности деятельностей (познавательно-речевой, конструирования, изобразительной), которые мы соотнесли с общеучебными умениями как образовательными универсалиями. Назначение фундаментального адаптивного ядра в том, чтобы обеспечить будущих учеников начальной школы таким учебным инструментарием (знаниями, умениями, навыками, способами деятельности, опытом эмоционально-ценностного переживания), который им будет необходим в течение длительного времени обучения и который можно обогащать и развивать в процессе учебного познания. Овладение этим инструментарием наряду с формированием положительного эмоционального отношения к учению как к будущей деятельности, волевых усилий, внимания определило содержание второго уровня целеполагания для дошкольников, который мы рассматриваем как зону их ближайшего развития. Однако это вовсе не означает, что дошкольники работают с учебным материалом, предназначенным для начальной школы. Адаптивная работа готовит лишь предпосылки для благоприятного, исключающего риски перегрузок и непонимания включения будущих первоклассников в новый для них вид ведущей деятельности – учение.В разработке управленческой стратегии мы исходим из того, что кластер позволяет гибко выстраивать систему управления его структурами, осуществлять реальный прогноз развития кластера и его частей, обеспечивать ресурсную самоподдержку, то есть он устойчив в социокультурном бытии. В условиях единого информационного пространства кластера, поддерживаемого компьютерной сетью и ИКТ, сформированы административная и учебная подструктуры, инструментальной составляющей которых стал комплекс программных средств. Между сложившимися подструктурами осуществляется информационный обмен, касающийся, например, организации расписания, проведения различных видов контроля (включая федеральные – ГИА и ЕГЭ), организации олимпиад и конференций, взаимодействия ОУ с родителями, мощная дистанционная поддержка учащихся.Идея кластера органично вписалась в социокультурные механизмы развития общества, согласование взаимодействия которых потребовало от руководителей образовательных учреждений обращения к научной методологии, опоры на современные научные подходы (системный, культурологический и интегративный подходы), учета экономических и социологических парадигмальных ориентиров (приоритетов и ценностей). В кластеризации образования заложен огромный воспитательный смысл. В кластере есть возможность создания крупных форм воспитательной работы – студий, музеев, школьного театра, клубов – центров мощного воспитательного влияния, системы воспитания на основе организации взаимосвязанной разносторонней деятельности, на общих ценностных основаниях. Школьное образование, его качество существенно влияет на формирование ценностей и их динамику у молодого поколения и нередко – у родителей обучающихся.Содержание деятельности гимназии №1504 как кластера строится вокруг таких направлений, как: социально-экономическое, учитывающее его природный контур, региональную проблематику района, округа, города; образовательное; духовно-ценностное направление; связи внутри кластера.Социально-экономическое направление деятельности кластера определяет деятельность его экономического сектора, включая состояние природной среды. По данным органов управления, управы района «Ивановское», социально-экономический сектор включает предприятия округа (и города), организации бюджетного финансирования города и округа, образовательные услуги, которые предоставляет гимназия №1504 как образовательный комплекс (педагогическое просвещение родителей в системе родительских клубов; подготовка детей к школе, изучение иностранных языков, развивающий блок эстетическо-двигательной культуры, обучение населения компьютерной грамотности).Образовательное направление деятельности кластера обусловлено ценностями (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, искусство и литература, природа, традиционные российские религии, наука, человечество, здоровье). На образовательный потенциал гимназического кластера и его содержание влияют вузы, учреждения науки, дополнительного профессионального образования, дополнительного образования. Образовательная деятельность охватывает массовое среднее, гимназическое, профильное (8 профилей) образование и систему дошкольного образования.Духовно-ценностное направление деятельности гимназического кластера определяет содержание и потенциал учреждений культуры (театры, музеи, школьные музеи, студии), церкви, храмы, монастыри и другие религиозные ценности как объекты культуры. В духовно-нравственном развитии учащихся и воспитанников гимназического кластера велика роль школьного театра «Энтузиаст», недавно отметившего свое 40-летие, военно-патриотического музея, а также культурных традиций и праздников, органично вошедших в содержание воспитательной работы. Гимназические музеи – это наша многолетняя гордость: они хорошо известны в районе, округе, городе.Социокультурное пространство гимназического кластера определенным образом отражает социокультурность пространства мегаполиса и включает социальную, инновационную, образовательную, коммуникативную, воспитательную, а также экологическую среду. Влияние компонентов социокультурного пространства кластера на формирование ценностной сферы детей и школьников неоднозначно, поэтому важнейшей задачей деятельности гимназии №1504 стало формирование ее ценностной устойчивости, чему, как показывает многолетняя практика, способствует интегративный подход. Интеграция предполагает единые принципы построения образовательного процесса и управления им, существенно облегчает создание единого (по целям и ценностям) педагогического коллектива единомышленников, создание и развитие традиций, укрепление вертикали и горизонтали непрерывного образования как условий преемственности в образовании, обучении, воспитании, способствуя восстановлению связи времен и поколений.Принципы управления в гимназическом кластере – это: принцип ценностно-целевого согласования (на начальном этапе) деятельности субъектов (ОУ) кластера при сохранении баланса интересов каждого субъекта (ОУ) для позитивного развития личности ребенка и педагога; в последующем этот принцип формируется как принцип ценностно-целевого единства всех участников (ОУ) образовательного комплекса; принцип сотрудничества участников кластера по «горизонтали» и по «вертикали» для обеспечения образовательно-воспитательной преемственности (воспитание – миссия образования) при базовой роли гимназических/гуманистических ценностей; принцип многовекторной и многоуровневой интеграции ресурсов кластера; принцип опоры на социальное партнерство; принцип широкого вовлечения родителей в деятельность кластера в соответствии с потребностями и направлениями образовательной деятельности, запросами воспитанников и школьников; принцип дифференциации и индивидуализации в организации профильного обучения (выделение направлений: университетской направленности образовательного процесса/гимназия и гимназические классы; образовательного разнообразия в профильных классах школ); принцип формирования общеобразовательных универсалий (общеучебных умений и навыков) в горизонтально-вертикальных связях образовательных учреждений кластера (от детского сада до гимназии) как условие интеллектуального развития субъектов и преемственности в образовании.Сформулированные положения, учитывающие насущные требования модернизации отечественного образования, легли в основу управления образовательным процессом в гимназии №1504 применительно к сложившемуся кластеру как новой целостности. Поэтому с интеграцией мы связываем позитивные перспективы и устойчивость в развитии образования.Надежда ШАРАЙ, директор гимназии №1504, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель школы РФ
Комментарии