Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Опыт

Кластер «Крыло»

УГ - Москва, №35 от 1 сентября 2020. Читать номер
Автор:

Историко-культурный лайфхак

Меняется мир, и вместе с ним меняется ребенок, утверждаются новые приоритеты и ценности. В настоящее время в нашей стране все чаще говорится о необходимости уделять больше внимания нравственному и патриотическому воспитанию школьников, так как будущее нашего государства зависит от того, какое поколение мы воспитаем. Музейная педагогика всегда была одним из важнейших направлений в деле воспитания детей и подростков, и в последние годы начался активный процесс модернизации школьных музеев.

От простой созерцательной экскурсии школьный музей может продвигать ребенка к осмыслению более серьезных вопросов и проблем истории, культуры, науки страны. Музей – это хранитель памяти, а историческая память необходима во все времена и в любом государстве.

Школьный музей – это культурный центр школы и района, место, которое объединяет единой целью всех участников образовательного процесса – учащихся, родителей, учителей, ветеранов, жителей района. В России насчитывается более 2500 школьных музеев, и почти половина из них находятся в Москве.

Для того чтобы школьный музей снова стал актуальным местом для школьников, он должен отвечать запросам, которые формируются у ребят после посещения знаковых и известных музеев в Москве, России, за рубежом. Современные музейные комплексы сегодня стараются идти в ногу со временем и представляют собой полноценные культурные пространства – места, где освоение экспозиции представляет собой аттракцион. Уже сегодня в России успешно функционируют интерактивные музейные комплексы, такие как «Эрарта», Московский музей современного искусства, Музей русского импрессионизма или музей современного искусства Garage, Музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге.

Музей должен перестать быть хранилищем старых артефактов, превратившись в пространство для творчества и вдохновения, место для полноценного проведения досуга, должен органично интегрироваться в учебно-воспитательный процесс школы.
Для концептуальной идеи, которая бы объединила молодое поколение школьников и жителей района в новом культурном пространстве, и для разработки дизайн-проекта мы обратились за помощью к студентам-выпускникам Московской художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова. Современный взгляд молодых специалистов со знаниями актуальных подходов в решении общественных пространств помог создать проект, задачей которого стало перенести музей из типового класса в новое помещение, сделать музей актуальным пространством, обновить музейное оборудование и способы экспонирования, чтобы ответить на вызовы и запросы настоящего времени.

Так появился проект Никиты Горшкова «Историко-культурный кластер «Крыло», предлагающий создание мультиформатного культурно-досугового пространства, где находятся библиотека, арт-лаборатория (место, где ученики смогут воплотить свои идеи), музейный фонд с пространствами для постоянной и временной экспозиций, а также необходимая зона рекреации. Оптимизация пространства как необходимая часть интерактивного познавательного процесса дает возможность быстрой смены форматов помещения, что позволяет оставаться актуальным и мобильным для ребят. Например, место для размещения временной экспозиции музея может быть использовано как дополнительное учебное пространство или место для открытых мероприятий. Такая концепция вариативности станет мотивирующим фактором в процессе обучения нового поколения, черты его мышления связаны с быстро меняющимся потоком информации, требуют открытия новых знаний.

Название «Крыло» – это отсылка к Герою Советского Союза летчику Юрию Зыкову, имя которого носит московская школа №149 с 2015 года, и расположению кластера, который будет находиться в крыле основной школы на третьем этаже. «Крыло» сможет стать объединяющим досуговым пространством для молодежи района Сокол. Помимо новых открытий проект подразумевает работу и с существующей экспозицией музея. Безусловно, традиции и история здесь остаются как важный материал для духовно-патриотического воспитания учеников с должным уважением к памяти героев своих страны и района.
Первый блок музея посвящен Герою Советского Союза Ю.Н.Зыкову и истории Великой Отечественной войны. Модель самолета Ил-2 создает WOW-эффект и вызывает желание сфотографироваться и поделиться с друзьями в социальных сетях, тем самым популяризируя музей. Большая часть экспонатов – воспоминания ветеранов, документы, подшивки газет, фотографии, оружие и предметы времен войны, книги, рефераты и работы учащихся. На стенде, посвященном Герою Советского Союза Ю.Н.Зыкову, можно увидеть его личные вещи, проследить боевой путь летчика, увидеть артефакты с мест сражений и даже взаимодействовать с некоторыми из них, например примерить солдатскую каску, подержать в руках макет автомата, а на финальном стенде прочесть письма с фронта, собранные учащимися и родителями.

Вторая зона музея – «История развития медиа» – рассказывает о внедрении в современный мир новых информационных технологий и изменении информационного пространства вокруг человека. Интерактивная экспозиция позволяет позвонить по телефону, послушать пластинку, напечатать письмо на пишущей машинке или поиграть на старой ЭВМ. Эта экспозиция формируется учениками, учителями, родителями, жителями, воплощая в жизнь идею сопричастного проектирования, когда зрители вовлечены в процесс создания и наполнения музея.

Третья зона музея посвящена истории района. Основной акцент будет сделан на интерактивном макете района Сокол. Благодаря технологии видеомессенджера появляется возможность подсвечивать на макете ключевые места и маршруты. Обучающиеся школы получат возможность более глубокого изучения родного края. Экспозиция предусматривает как обращение к различным темам истории поселка Сокол, школы, так и проведение тематических экскурсий, походов по родному краю, сбор историко-этнографических материалов. Кроме того, в районе находится много вузов, и знакомство с ними способствует ранней профориентации школьников.

Еще одна дипломная работа – «Проект образовательного интерактивного мультимедиапространства музея «Крыло» Ивана Небольсина – определяет современный взгляд на интеграцию мультимедиатехнологий в сферу образования. Продумана механика сайта, благодаря которому посетителям будет понятно, как познавательно провести время как в самом музее, так и совершив VR-тур, не выходя из дома, что в условиях перехода на онлайн-обучение может дать дополнительную мотивацию школьникам. Эргономика проектного решения сделана с учетом возможности использования как онлайн (так как не требует дополнительного оборудования), так и офлайн, непосредственно в помещении самого музея. Преимущества данной системы: многофункциональность, адаптивность, образовательная и развлекательная составляющие. Подобное решение поможет объяснить сложные исторические факты в игровом формате при помощи проекционных и AR-технологий, используя элементы плоскостной и трехмерной графики и анимации.

Если рассматривать школьный музей как пространство соучастия, то перспективы открываются захватывающие как в образовательном, так и в воспитательном направлении. Школьный музей – событийное пространство, создаваемое силами учеников, учителей, родителей и жителей района Сокол и формирующее образовательную среду в школе. Мы надеемся, что новый музей станет местом, где укрепляются связи поколений, где можно соприкоснуться с историей и по-иному посмотреть на далекое прошлое, которое станет близким благодаря школьным экспонатам.

Людмила НОВИКОВА, заместитель директора по содержанию образования школы №1252 имени Сервантеса, кандидат исторических наук


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt