search
main
0

Классный руководитель

Мастер

Мы с тобой одной крови – ты и я

каждого из нас были учителя. Одни оставили в душе теплые воспоминания, имена и лица других стерлись из памяти, о третьих просто невозможно забыть, они незримо присутствуют во всех наших начинаниях.

Два года назад я оказалась в театре “ГИТИС” на дипломном спектакле 4-го курса Российской академии театрального искусства (РАТИ) “Чудесный сплав” и сразу в него влюбилась: яркий, веселый, а главное – очень добрый и искренний. На сцене были какие-то невероятно “живые” артисты, они заражали зал своей энергией, своей верой, своим оптимизмом. И откуда такие взялись? Оказалось, все очень просто: их вырастил, а точнее – выпестовал руководитель курса Владимир Наумович Левертов. Педагог от бога, всю жизнь посвятивший студентам, он стал для них отцом, другом, учителем… Мастером.

Когда моя собственная ученица, заканчивая школу, приняла отважное решение поступать в театральный, вопрос о том, у кого учиться, не стоял – только у Левертова. И пошла, и тряслась, как осиновый лист, и готовилась, готовилась, готовилась. А потом был ее ночной звонок – всхлип какого-то нечеловеческого счастья: “Он меня взял!” И началась изматывающая и всепоглощающая работа: нельзя не оправдать Его доверия, нельзя подвести, нельзя лениться… Звонила Наташа иногда поздно вечером и часами взахлеб рассказывала, какой Владимир Наумович замечательный, как он требует и как жесток бывает в этой своей требовательности. Как он заставляет работать, заставляет забыть слова “не могу” и “не хочу”, заставляет изменить свой очень непростой характер, заставляет поверить в себя. “Вы это можете сделать, я знаю, вы совсем не такая, как сами про себя решили…”

И я была тоже счастлива: моя ученица в надежных руках, и этот сложный, невыносимо сложный путь в профессию актрисы начался для нее со Встречи с удивительным человеком.

Тогда, 2 года назад, я написала большой материал “Счастливцы от Левертова”, посвященный курсу и самому мастеру. Согласитесь, руководитель курса в институте сродни классному руководителю в школе – ученики становятся подчас близкими и родными людьми, можно сказать – членами семьи. Их победы – радость учителя, а их неудачи – его боль. И разьединить этот монолит просто невозможно. Так было и с учениками Левертова. Когда я их спрашивала, с какими режиссерами они хотели бы работать, ответ был единодушно однозначным – с Левертовым. На вопрос, в каком театре – в театре Левертова. Почему? Помните, в “Маугли”: мы с тобой одной крови – ты и я? Именно эти слова пришли мне в голову, когда я смотрела на тех, кто стал первым выпуском 67-летнего педагога. Какие же они счастливые!

“Мы очень счастливые люди”,- твердит, как заведенная, моя Наталья. Твердит, задыхаясь от слез, не скрывая боли, горя и бессилия перед этим страшным словом – смерть. “Мы успели, мы его застали, пусть только 2 курса, но ведь это база. Теперь нас уже не испортить”.

Остался его 2-й курс, и никто другой, пусть даже самый замечательный, не сможет заменить им мастера. Остались его ученики, разбросанные по всей России, помнящие и скорбящие. Остались так и не реализованные задумки. В больнице, где лежал Владимир Наумович, осталась приготовленная для него репетиционная комната: мастер не мог “долго болеть” и хотел работать, пусть даже в больнице.

А в театре “ГИТИС” до сих пор идет спектакль “Чудесный сплав”, только теперь – памяти педагога Владимира Наумовича Левертова.

Ирина ГРИГОРЬЕВА

Опыт

Не так страшен черт…

Первое родительское собрание: что делать и как быть?

огда-то работа в школе рисовалась мне в розово-голубом цвете: уроки, на которых я буду открывать детям великую и загадочную литературу, театральная студия, ставящая самые нестандартные спектакли. А мои ученики, естественно, будут самыми талантливыми, понятливыми и добрыми. Эх, мечты, мечты. Нет, и с уроками, и со студией, и с детьми все так и было, работалось хорошо, с ребятами наладились очень теплые отношения. Пока на стенде в учительской не появилось обьявление: “В субботу в школе проводится родительское собрание”. Господи, что я скажу родителям, которые раза в два старше меня? Неужели я должна давать им какие-то советы и учить, как воспитывать собственных детей?

После непродолжительных колебаний я решила обратиться за помощью к старшим коллегам. Советов было хоть отбавляй, причем основная суть их сводилась к тому, что одни мне рекомендовали “обрушиться” на родителей с анализом успеваемости класса, другие же советовали прочитать небольшую лекцию о возрастных особенностях детей, обьясняя это абсолютной неграмотностью населения в области возрастной психологии. И тут мне вспомнилось, как мои собственные родители придумывали разные причины, чтобы не ходить в школу на собрание. Почему же, неужели им было не интересно, как я учусь, как веду себя, что обо мне там думают? Нет, оказывается, это их интересовало, а вот выслушивать о проблемах двоечников и хулиганов совсем не хотелось. Когда наш классный руководитель сменился, стиль проведения родительских собраний тоже стал другим – лекции по педагогике, реже – по психологии. Постепенно родители просто перестали ходить в школу… Прошли годы, но и сегодня немногие мамы и папы стремятся после работы на эти вечерние встречи. Понять их можно: не хочется лишний раз выслушивать, что их ребенок самый невоспитанный, самый глупый и самый наглый (они-то уверены, что все это совсем не так!).

Что же делать мне, как заинтересовать родителей, чем привлечь к школьным проблемам? Думала я об этом долго. Ничего сверхнового в голову не приходило. И тогда решение появилось само собой: надо быть естественной, искренней и… нестандартной. Первое свое собрание решила провести за чашкой чая. Попросила ребят испечь какие-нибудь вкусности своими руками, а чтобы преподнести родителям сюрприз, сделать это втайне от них. Вместе с учениками подготовили класс: поставили столы в круг, накрыли их скатертью, сервировали. К началу собрания все было готово, негромко звучала музыка. Наверное, излишне говорить об удивлении на лицах родителей, их непонимающих глазах и явном недоверии к молодому педагогу-экспериментатору. Но спустя каких-нибудь минут 30 мы уже непринужденно “болтали” за чашкой чая о наших детях, об их увлечениях, характерах. Мамы и папы рассказывали о том, какие наши семиклассники дома, а я – какие они в школе. Незаметно пронеслось два часа, за которые мы “перемыли косточки” и двоечникам, и отличникам; посудачили об их “трудном” переходном возрасте, поделились опытом борьбы с ленью и вспыльчивостью. Заодно я узнала об увлечениях самих родителей и их работе, о взаимоотношениях с детьми. Да и они, по-моему, получше узнали меня. Следующую нашу встречу решили провести за городом – на даче, а еще лучше – “на шашлыках”, которые совершенно виртуозно делает папа одной из моих учениц.

Самая сложная задача – выборы родительского комитета. Демократические выборы у нас с треском провалились. Тогда мы рассчитали, что до конца школы нам осталось 5 лет. В классе 32 человека, значит, каждый год “пахать” будет 6 человек, а в 11-м классе – 8. Имена же этой шестерки выяснились очень быстро и просто: чтобы никому не было обидно, я воспользовалась классным журналом и, как при самом примитивном опросе, назвала по списку первые 6 фамилий.

Домой я возвращалась уставшая, но довольная собой. У меня получилось! Весь мой страх и неуверенность в себе исчезли. Видимо, действительно не так страшен черт, как его рисуют.

Ирина СЕРЕГИНА

Советы от Марьи Ивановны

Путь из ученика в человеки

Несколько слов об общественно полезном труде

арвин, утверждая, что “труд сделал из обезьяны человека”, вероятнее всего, предвидел, что именно общественно полезный труд (ОПТ) в наших российских школах попытается сотворить человека из ученика. Субботники и воскресники, уборки и дежурства, летние трудовые лагеря и работа на производстве, сборы макулатуры и металлолома составляют разноликую мозаику ОПТ. Если вы пробовали оценить работу каждого ученика, причем максимально обьективно, знаете, какое это трудное дело! Как математику, мне всегда хотелось привести эту работу в систему, и тогда на помощь пришли таблицы.

Что же нужно точно знать до составления таблицы?

– Из чего может состоять ОПТ класса?

– Как и кто будет оценивать ОПТ?

– Какая может быть награда и какое возможно наказание?

– Список класса по трудовым бригадам с командирами.

Теперь можно переходить к подробной разработке ОПТ.

1. Дежурство по классу – двое учеников в течение недели (раз в полгода):

– ежедневная уборка после последнего урока (оценивается учителем каждый раз с выставлением оценки в дневник),

– генеральная уборка своего класса в пятницу (оценивается классным руководителем с выставлением оценки в дневник),

– ежедневное дежурство в столовой в случае, если дети питаются (оценивается классом и классным руководителем с выставлением оценки в дневник).

2. Дежурство класса по школе в течение недели.

Класс, состоящий из пяти бригад, дежурит на пяти обьектах, ежедневно меняя их:

– столовая (оценивается заведующей столовой и дежурным командиром с выставлением оценок в дневники),

– дежурство при входе (оценивается дежурным администратором и дежурным командиром с выставлением оценок в дневники),

– дежурство в раздевалке (оценивается дежурным администратором и дежурным командиром с выставлением оценок в дневники),

– выпуск боевого листка в день дежурства к 12-00 (оценивается дежурным администратором и дежурным командиром с выставлением оценок в дневник),

– дежурство в раздевалке начальной школы (оценивается завучем начальной школы и дежурным командиром с выставлением оценок в дневники).

Каждое утро начинается с линейки, где звучит отчет дежурного командира и происходит его смена.

По этому же принципу можно оценить участие учеников в озеленении класса или школьного двора, в ярмарке, в оформлении кабинета, в субботниках.

Затем все маленькие таблички можно собрать в одну большую, используя для каждой оценки свой цвет.

Наконец-то мы подошли к заключительному, но самому главному и сложному: как и чем отметить доблестный труд и наказать лентяев. Во-первых, важную роль играют сама оценка, мнение класса, учителей и родителей. Но все же более сильным стимулом обычно бывает заранее обещанная награда: поездка, экскурсия, праздник или просто торт. Отсутствие же поощрения может стать сильнодействующим наказанием. Помните, что ваши ребята только учатся трудиться и у них не все еще получается. Помогите им, и ОПТ станет не средством наказания (как все еще частенько случается), а возможностью лучше узнать друг друга.

Я приглашаю вас к сотворчеству и предлагаю поделиться своим опытом, а возможно, и раскрыть какие-то профессиональные секреты.

Светлана КАЗЕНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте