Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
От 50 копеек до 2,5 рублей: циничные премии за стаж выплатили учителям Костромского колледжа
Сергей Кравцов заявил о намерении Минпросвещения разбираться с проблемой готовых домашних заданий
Минтруд и Роспотребнадзор: число привитых и переболевших COVID-19 сотрудников должно быть не менее 80%
В Общественной палате предложили законодательно закрепить право родителей выбирать форму обучения
Сборная России завоевала второе место на Международной олимпиаде по математике
Руководитель «Сириуса» заявила, что большинство спортсекций для детей от 6 лет должны быть бесплатными
На ВДНХ в Москве пройдут бесплатные экскурсии «Люди и космос»
С понедельника в Астраханской области вводят локдаун
Полиция и следователи Волгограда разыскивают мужчину, избившего маленького сына
В историческом центре Иваново построят межвузовский кампус
От 50 копеек до 2,5 рублей: циничные премии за стаж выплатили учителям Костромского колледжа Сергей Кравцов заявил о намерении Минпросвещения разбираться с проблемой готовых домашних заданий Минтруд и Роспотребнадзор: число привитых и переболевших COVID-19 сотрудников должно быть не менее 80% В Общественной палате предложили законодательно закрепить право родителей выбирать форму обучения Сборная России завоевала второе место на Международной олимпиаде по математике Руководитель «Сириуса» заявила, что большинство спортсекций для детей от 6 лет должны быть бесплатными На ВДНХ в Москве пройдут бесплатные экскурсии «Люди и космос» С понедельника в Астраханской области вводят локдаун Полиция и следователи Волгограда разыскивают мужчину, избившего маленького сына В историческом центре Иваново построят межвузовский кампус

Классный час в 4 классе на тему «Хранитель сокровищ русского языка».

Дата: 13 октября 2012, 16:32
Автор:

Цели классного часа: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля; показать, как актуальны книги Даля для современного общества. Образовательные задачи: расширить читательский кругозор; обогатить словарный запас учащихся. Развивающие задачи: актуализировать знания учащихся о малых фольклорных формах; совершенствовать умение работать с книгами и словарями; развивать эмоциональную сферу учащихся. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному языку; осуществлять нравственно-этическое просвещение детей через художественное слово.

Я буду называть слова, оканчивающиеся на -ок Если их можно будет  поместить в кузовок, то вы хлопайте в ладоши, а если их нельзя поместить в кузовок, то вы молчите Начали!  : А ещё какие сказки ВИДаля вы знаете? Чему учат нас сказки ВИ Даля? Конечно, различать добро и зло на понятных и запоминающихся примерах – сказочных сюжетах и реальных характерах Итог урока Я считаю, что величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта Владимир Даль незаслуженно забыт писателями, журналистами, радио, кино и телевидением, а уж рассказать-то о нём есть что, как вы поняли из сегодняшнего урока   учитель начальных классов средней школы села Сасыколи им ГГКоноплёва Харабалинского района Астраханской области Фото: http://ruwikipediaorg

Эпиграф:

Но побеждён иль победитель,

Равно паду я пред тобой:

Ты – Мститель мой,

Ты – мой Спаситель,

Твой мир – навек моя обитель,

Твой голос – небо надо мной!

Валерий Брюсов «Родной язык»

Ход урока.

Введение в тему.

Учитель: (На фоне музыки). Ребята, сегодня мы посвящаем наш классный час замечательному, очень образованному человеку Владимиру Ивановичу Далю (1801 – 1872 гг.). Прошло уже много лет со дня рождения яркого светила нашей культуры, внёсшего бесценный вклад в самый её фундамент, в основу науки о русском языке.

Жизнь и творчество В.И.Даля.

Владимир Иванович прожил  без малого 71 год и начал свой труд собирателя и охранителя родного языка, будучи, как и А.С.Пушкин, ещё очень молодым, в 17 лет. Его «Толковый словарь живого великорусского языка», пережив множество изданий, красуется на книжных полках и постоянно востребован в домах не только писателей, журналистов, специалистов в области русского языка и литературы, но и огромного числа людей совершенно иных профессий. И это безоговорочно указывает на то, что Даль есть явление национального масштаба и его имя стоит в первой шеренге великих деятелей российской культуры и науки.

Гениальный человек гениален во всём. По первому своему образованию  Владимир Иванович был морским офицером, по второму, как и его отец, врачом. Он был автором учебников ботаники и зоологии. Как врач и как друг, Даль находился у постели умирающего Пушкина и был свидетелем смерти поэта.

Увлечением Даля был сбор и хранение слов русской разговорной речи, пословиц, песен, сказок. Всё дело в том, что человек этот, будучи собирателем, а ещё писателем, посвятил свою жизнь РУССКОМУ СЛОВУ.

У поэта, писателя особенное отношение к буквам и звукам родного языка. Они для него «живые». Он их одухотворяет. Для него тот алфавит, который много веков назад создали первоучители славян, братья Кирилл и Мефодий, не просто буквы. Однажды он выразил это так:

Сколько звонких и глухих,

Сколько радостных и грустных

Утешительниц моих,

Бескорыстных, безыскусных.

Не могу прожить и дня

Без ликующих. Скорбящих,

Цыкающих на меня,

И свистящих, и шипящих.

Нет, не зря нарезан винт

Лестницы, по чьим перилам

С неба спущен алфавит

В дар Мефодию с Кириллом,

Населённый синевой,

Ослепительный, как детство,

Унаследованный мной,

Оставляемый в наследство.

Даль посвятил себя основному, самому главному, что есть в культуре, – слову, и через толкования слов выразил саму культуру, духовные и материальные богатства, что создавались поколениями русских людей на протяжении тысячи лет.

Наша современная жизнь сильно отличается от той старой, деревенской, из которой черпал свои примеры В.И.Даль. Ну, кому из нас придёт в голову ждать вихри на Исакия или смотреть тиха ли вода на Лаврентия? Отношение к приметам у нас несерьёзное. А между тем народные приметы – это опытное естествознание.

Выступление детей.

1 группа

Учитель: Сейчас мы с вами послушаем, что подготовили наши ребята.

Дети рассказывают о месяцеслове, скороговорки, пословицы, загадки.

Месяцеслов

Январь — году начало, зиме середка. Перелом зимы.

Январь два часа дня прибавит (к 31 января прибуд. 2 ч. 20 мин.).

1. Васильев день, авсень, таусень. Новый год.

Гадания; варят кашу, щедрованье, обсыпают зерном и пр.

Уроди, боже, всякого жита по закрому, на весь крещеный мир.

Покровитель свиней. Свиной праздник.

На Василия Великого свиную голову на стол (вологод.).

На Васильев вечер дня прибывает на куриный шаг (на час).

Новый год первый час дня набирает.

Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков (и наоборот).

2. На Сильвестра окуривают курятник. Заговаривают лихоманку.

3. На прор. Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти (южн.).

Каженика (испорченного) отчитывают на Малахию.

4. Последние святочные гадания. Гоняют черта из деревни.

5. Крещенский вечер. Крещенский сочельник; второй сочельник.

Яркие крещенские звезды породят белых ярок.

Богоявление под полный месяц к большому разливу (пермск.).

Крещенский снег собирают для беления холстов; также от разных недугов.

Увидеть господне крещение (в полночь чаша с водой сама колыхнется).

На крещенский сочельник ставят меловые кресты.

Пословицы

УЧЕНЬЕ — НАУКА

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Идти в науку — терпеть муку.

Без муки нет и науки.

Учить в долбежку, долбить, зубрить, вызубрить от доски до доски.

Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

Кто по толкам, а кто по складам, Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.

По выучке мастера знать.

Молодому учиться рано, старому поздно.

С черта вырос, а кнутом не бит (т. е. глуп).

Не учили поперек лавочки, а во всю вытянулся — не научишь.

Женатому учиться — времечко ушло.

Не хочу учиться, хочу жениться.

Спустя время учиться, что по ушлому гонять.

Парень и теперь рубля стоит, а как ему бока надуть — и два дадут.

За одного битого двух небитых дают, да и то не берут.

Кнут (плеть) не мука, а вперед наука.

Без палки нет ученья. Не для сеченья — для ученья.

Скороговорки

Около ямы три хвоя вялы; на хвой стану, хвой достану.

Около кола три хвоя вьются.

Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд.

По ремешку, по бревешку боком проведу кобылку.

Выдерни лычко из-под кочедычка. Лычко из-под кочедычка.

Сенька везенька, вези бабу на санках: санки скок, Сеньку в лоб.

Семь те стрел каленых, страшилище.

На семеры сани, по семеры в сани.

На улице с лаптем, с девятериком – нам не до лаптей, не до девятериков.

Сыворотка из-под простокваши.

В один, Клим, клин колоти.

Загадки

Стоит сноха и ноги развела: мир кормит, сама не ест (соха).

Стоит Потап о четырех лап, из году в год воду пьет (рассадник).

Кланяется, кланяется – придет домой, растянется (топор).

Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок).

Два конца, два кольца, а в середке гвоздик (ножницы).

В лесу-то тяп-тяп, дома-то ляп-ляп, на колени возьмешь – заплачет (балалайка).

В лесу вырос, на стене вывис, на руках плачет, кто слушает – скачет (гудок).

Синенька, маленька по городу скачет, всех людей красит (иголка).

2 группа

Владимир Иванович издал сборник сказок, в который включил некоторые из собранных им материалов. По его словам, сказки свои сочинил он не столько ради самих сказок, сколько ради вошедших в них слов, собранных им. Книга была опубликована под вымышленным именем Казака Луганского, то есть уроженца города Лугани. У литераторов есть особое право менять имя и фамилию – брать псевдоним или артистическое имя. Этим правом воспользовался Даль. Возможно, ему, человеку служащему, не хотелось афишировать своё литературное призвание.

Сейчас следующая группа ребят поиграет с нами в игру по сказке «Кузовок».

Ребенок: Я буду называть слова, оканчивающиеся на -ок. Если их можно будет  поместить в кузовок, то вы хлопайте в ладоши, а если их нельзя поместить в кузовок, то вы молчите. Начали!

клубок, платок,  замок, бульдог, носорог, мосток, лесок, пирог, сорок, творог, кусок, сапог, чулок, колобок, мешок

Учитель: А ещё какие сказки В.И.Даля вы знаете?

Чему учат нас сказки В.И. Даля? Конечно, различать добро и зло на понятных и запоминающихся примерах – сказочных сюжетах и реальных характерах.

Итог урока.

Учитель: Какое открытие вы сделали для себя на нашем классном часе? Что вас особенно поразило, что понравилось? Почему наш классный час, именно так назван? Как вы понимаете значение этих слов?

Я считаю, что величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Владимир Даль незаслуженно забыт писателями, журналистами, радио, кино и телевидением, а уж рассказать-то о нём есть что, как вы поняли из сегодняшнего урока.

Елена Попова, учитель начальных классов средней школы села Сасыколи им. Г.Г.Коноплёва Харабалинского района Астраханской области

Фото: http://ru.wikipedia.org


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt