Современная цифровая эра диктует новые эстетические каноны. Прежние художественные предпочтения, вкусы в настоящий момент претерпевают изменения. Мощнейшим противостоянием некогда незыблемому культу книги является современная информационная среда. Книга перестала быть единственным источником информации. Классика становится непопулярной.
Жизнь молодого поколения XXI века, века цифровой информации, наполнена тем, что не относится к «душевному», «сердечному», – механическим звуком (пусть он и называется музыкой), графикой (пусть и расцвеченной), не очным, а экранным, виртуальным общением (пусть оно и именуется «ВКонтакте»). И классика порой кажется молодежи чем-то архаичным, далеким, несовременным.Создавшаяся ситуация требует от школы особых усилий в вопросе приобщения подрастающего поколения к чтению. В нашей школе решение этого вопроса мы увидели в организации проектной деятельности обучающихся. Участники проекта определили для себя направление деятельности – соединить красоту художественного слова классического произведения и возможности современных технологий.Классика и современность – вот формула диалога юного читателя с искусством.Коллекция видеороликов станет конечным продуктом проекта, который назван «Видеохрестоматия «Русская классика нашими голосами» (голосами учащихся). Создаваемая ребятами видеохрестоматия – это опыт исполнения произведений известных поэтов учащимися, преподнесенного слушателям-зрителям в своеобразной компьютерной «аранжировке» (музыка, картинки, цвет, анимация). Каждая «страница» видеохрестоматии – это цифровой образовательный ресурс для уроков литературы и внеклассных мероприятий различного рода, это видеоролик (реже – буктрейлер). В процессе работы участники проекта осваивают возможности соответствующих компьютерных программ, изучают основы декламации (выразительного чтения), знакомятся с аудиообразцами исполнительского искусства известных мастеров сцены и, конечно, исследуют особенности поэтического мира художников слова, за литературным материалом к которым обращаются. Вместе подбираем несколько изданий сборников стихотворений. Организуем работу так, чтобы ребята «покопались» в поисках намеченного материала. Бывает, что в процессе поиска меняются их планы. Так случилось с «Молитвой» М.Ю.Лермонтова: вместо запланированной работы со стихотворением 1837 г. «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» получился ролик на «Молитву» 1829 г. («Не обвиняй меня, всесильный…»). Так случилось и со стихотворениями о море, о грозе – вместо работы с одним автором множились прочтения нескольких поэтов. Это и есть процесс приобщения к книге: когда активизируется читательская позиция школьника, когда рождается порыв к интерпретации прочитанного, когда просыпается желание донести красоту поэтического слова до других, потому что состоялся диалог юного читателя и автора-творца.Современный школьник творит характерными для его социума «инструментами»: визуальный ряд, цветовое решение, музыкальный фон, анимация. Но выбор этих «инструментов» диктует художественное слово, (содержание исходного текста), которое прочитано, понято, осмыслено под ненавязчивым руководством наставника.Как же выстраивается подобный диалог? В ходе, в процессе создания собственного произведения искусства. Для работы над каждым конкретным роликом разработан алгоритм действий: проанализировать содержание стихотворения, соотнести с ним музыкальный фон, осмыслить исполнительскую технику, выстроить визуальный ряд, обдумать уместность анимации, выбрать цветовое решение. Решая задачу каждого этапа, автор ролика погружается в художественный мир поэтического текста, обнаруживая в нем то, что не всегда может обнаружить при анализе лирики на традиционном уроке литературы.Принцип отбора стихотворения, музыки, анимации и в целом создания медиазаписей для видеохрестоматии основан на единстве их педагогического (дидактического, образовательного) и художественного (эстетического) воздействия на сверстников. Для них в первую очередь и создаются видеоролики. Поэтому литературный источник – это обычно произведение «программного» автора.Вот, например, одна из «страниц» видеохрестоматии – ролик «Не обвиняй меня, всесильный…», исполнение лермонтовского произведения в современной компьютерной и музыкальной «оболочке». Авторы – десятиклассники, юноша и девушка. Один из нюансов данной «аранжировки» в следующем: лирический герой лермонтовского стихотворения – молодой человек. Но, как известно, молитва – это внегендерный жанр, поэтому девушка сочла возможным для себя чтение данного стихотворения. Выбор музыки – современный саундтрек к кинофильму «Гладиатор» – обоюдная находка авторов. Визуальный ряд – это в большей степени решение юноши. Чтобы передать сакральный смысл стихотворения, девушка-чтец выбрала спокойную исполнительскую технику, несложную интонацию. Авторы ролика всем набором средств, «инструментов» подчеркивают силу воздействия жанра молитвы, доступной для понимания каждому. Почему музыка из XXI века? Обучающиеся обнаружили в ней схожесть с духовной музыкой, а многоголосие инструментов диктует современность звучания. Иллюстративный ряд – картины природы, несущие вселенский смысл, с одной стороны, а с другой – одинокая фигура, жаждущая помощи, и современные очертания.Современному учителю совершенно очевидно: шаг назад, к «пройденному», в нынешних условиях неприемлем. Путь один: не вторгаться бесцеремонно в мир приоритетов подростка, а совместить его интересы, его предпочтения, с одной стороны, и наши педагогические воздействия на школьника, наши задачи по формированию его внутреннего мира – с другой.Мария КАТКОВА, учитель русского языка и литературы школы «Спектр», заслуженный учитель РФ
Комментарии