Целью воспитания, по мнению В.М.Бехтерева, должно быть «создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты». Одним из создателей такой личности является классный руководитель, а классное сообщество является важным местом создания.
Перед классным руководителем стоит множество задач: формирование учебного коллектива, сообщества класса (в котором для учеников ценно находиться), формирование деятельного отношения к своей учебе, выстраивание конструктивных отношений с одноклассниками и учителями, развитие культуры общения. Главное – привести воспитательную работу в систему. При этом является важным не только то, что для этого делает классный руководитель, а то, как он это делает, какую позицию занимает. В нашей школе классный руководитель занимает управленческую позицию, а основным инструментом его деятельности является «Класс-проект». Важными принципами создания и реализации проекта является, во-первых, следование всем этапам проекта, во-вторых, последовательное развитие проекта из года в год. Проект включает в себя следующие этапы: 1) анализ ситуации, составление плана, распределение обязанностей; 2) реализация плана работы в различных формах; 3) рефлексия опыта участия; 4) представление результатов.Как управленцу классному руководителю необходимо провести анализ ресурсов и рисков, учет которых позволит грамотно проектировать деятельность. Затем классный руководитель составляет программу развития класса, в которой нет набора мероприятий, а есть система взаимосвязанных событий, направленных на решение педагогических задач. В целом программа развития класса составляется на период с 5-го по 11-й класс. Безусловно, в процессе работы она претерпевает изменения с учетом анализа сложившейся ситуации.К участию в основных событиях классный руководитель привлекает не только детей, но и родителей, учителей и администрацию, каждый из которых на своем уровне выполняет определенный круг обязанностей.Формы реализации плана работы многообразны. Наиболее популярные из них – это образовательные выезды и театральные выходы. Образовательные выезды объединены в цикл с единой темой и логикой ее раскрытия. Например, в моем классе реализован цикл образовательных выездов, объединенных темой «Русский Север». Наша задача – ознакомиться с местами и событиями, описанными в «Повести временных лет». Маршрут посещения городов, последовательность экскурсий и интерактивных программ внутри выезда подчиняется хронологическому принципу – от ранней истории Древней Руси к современности. Большое значение имеет вечерняя программа, которая направлена на творческое осмысление увиденного днем или на подготовку следующего дня. Например, если планируем посетить Михайловское, значит, накануне мы организуем увлекательную программу в стиле семейных усадебных вечеров с характерными для дворянской молодежи развлечениями: шарады, буриме. В день отъезда каждый участник поездки получает открытку, в которой все, кого он попросит, напишут ему пожелание или поделятся своим впечатлением. Казалось бы, идея и действие по ее осуществлению просты, но из года в год содержание и качество текстов пожеланий улучшаются. И уже нет повода для переживаний за то, что дети напишут друг другу в выпускном альбоме. А главное – появляется уверенность в том, что они знают и любят свою страну: по землям ее походили, своими глазами увидели все богатство, красоту и величие. А их личные переживания теперь связаны с ключевыми событиями истории России.Другая форма реализации проекта – театральные выходы. Это не просто посещение театра, это образовательная программа, направленная на постижение мира высокого искусства: мы изучаем историю театра, знакомимся с разными театрами и разными направлениями в современном театральном искусстве. Театральные выходы – это воплощение в жизнь правил этикета поведения и общения. Перед каждым выходом в театр каждый ребенок получает небольшой текст на листе в несколько предложений, который настраивает на просмотр постановки.А после просмотра мы обсуждаем увиденное. И тогда в 9-м классе ученики сами предлагают: «Надо посмотреть «Ревизора» в Малом», хотя это произведение они изучали год назад. Не это ли и есть личностный результат?По окончании любого мероприятия мы вместе с родителями собираемся за круглым столом. Смотрим фильм о поездке, созданный общими усилиями. А самым главным становится обсуждение того, как меняются наши дети: какими они были в начале пути, какие качественные изменения произошли в каждом из них и в чем это проявляется. Эти качественные изменения в личностном развитии видят сами дети, родители, педагоги.Таким образом, «Класс-проект», во-первых, является инструментом эффективной деятельности классного руководителя; во-вторых, это возможность для создания ситуации успеха, как личного, так и коллективного, а успех придает уверенность в собственных силах и способствует саморазвитию; в-третьих, организатором и вдохновителем результативного проекта является классный руководитель, обладающий высоким уровнем общей и педагогической культуры. Ульяна СЕРГИЕНКО,эксперт ассоциации классных руководителей школы №1561
Комментарии