search
main
Топ 10
Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике Школьница из Костромской области победила в суперфинале конкурса чтецов «Живая классика» Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей Московский педагог Александр Оджо рассказал, как найти подход к молодому поколению Конфликты в учительской: какие они бывают и как с ними справляться Глава Минпросвещения: до 15 лет детям не стоит пользоваться интернетом Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев Глава Минпросвещения наградил педагогов Калужской области Одаренные школьники Сочи получили именные премии Родителям российских школьников рассказали о важности трудового воспитания В Госдуме предложили сделать высшее образование для многодетных бесплатным Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике Михаил Мишустин заявил, что физики и математики очень нужны стране Девятиклассники из курского приграничья получат аттестаты с отличием на особых условиях На Госуслугах заработал сервис по приему заявлений в колледжи Президент РФ считает, что книга – это важнейший источник просвещения Более 250 советников по воспитанию из семи регионов пройдут обучение в Омском педуниверситете
0

Класс ответил: «Чехов!». Далекое – близкое

Книга Якова Хелемского «На темной ели звонкая свирель», изданная много лет назад в издательстве «Детская литература», попала мне в руки случайно. Заинтересовал меня в ней эпизод встречи с военным корреспондентом «Учительской газеты», поскольку читаю «УГ» с 1955 года, когда получила диплом учительницы начальных классов. Были, правда, перерывы, но последние десять лет не пропускаю ни одного номера.

В «Учительской газете» печатаются и архивные материалы. Но вот про военных журналистов я публикации не встречала. Поэтому захотелось рассказать про встречу автора книги с корреспондентом «УГ». Она произошла в только что освобожденном от немцев городе Орле. «Да, на учителя он все-таки больше походил, чем на фронтового газетчика. Повадкой своей, и видом, и строем речи», – замечает автор. На вопрос, почему после ранения Эткин не вернулся к преподаванию, тот ответил: «Конечно, я мог это сделать. Но в моем возрасте надо быть на фронте. Профессия журналиста позволяет оставаться здесь, несмотря на ранения». Учитель рассказал своему нечаянному собеседнику такой эпизод. Я переписала его дословно. «Один урок, – вспоминал Эткин, – мне удалось провести, уже будучи военным. Осенью сорок первого в Шатуре нам выпал короткий отдых. Я увидел школу, зашел в учительскую. Меня окружили все, кто там был. Тамошнего преподавателя литературы давно призвали в армию. И вдруг я почувствовал невыносимую тоску по прежней работе. Попросил разрешения провести урок. Войдя в класс, увидел полтора десятка ребят. Все они были в пальто и варежках – школа не отапливалась, а на улице стояла промозглая погода. Сперва ребята решили, что я пришел преподавать военное дело – ведь я был в шинели. Даже с оружием. Винтовку поставил в угол. И спросил, на чем были прерваны занятия по литературе. Класс хором ответил: «Чехов». И я стал рассказывать об Антоне Павловиче. Ах, как ребята слушали! Два раза прозвенел звонок, но никто даже не шелохнулся. Все соскучились по урокам литературы… Учителя и ученики провожали меня до самой до окраины. Кстати, после уроков все они отправились рыть противотанковые рвы. И еще одно печальное обстоятельство – в тот день, когда я рассказывал ребятам об Антоне Павловиче, немцы заняли чеховский Таганрог». Немало мыслей появилось у меня после знакомства с этим учителем-журналистом. Например, полистать бы страницы «Учительской газеты» военных лет и почитать фронтовые корреспонденции Эткина. Наверное, по ним можно бы узнать еще больше о личности учителя – корреспондента «УГ». Известно, что до войны он работал преподавателем литературы в сороковой школе Фрунзенского района Москвы. Когда враг подступал к столице, вместе с другими добровольцами ушел на фронт, был командиром взвода разведки. Под Волоколамском получил ранение. Пуля прошла выше локтя, повредив нерв, в правом плече остались осколки мины. После госпиталя был назначен в военный отдел «Учительской газеты». ​Валентина АБРАМОВА, учитель, Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте